Колонка двукратного олимпийского чемпиона.
Артур Дмитриев-старший – единственный фигурист в истории, который побеждал на двух Олимпиадах с двумя разными партнершами. Кроме того, Дмитриев два раза выигрывал чемпионат мира, трижды – чемпионат Европы. Сейчас Артур работает тренером, преимущественно готовит парников. Среди его самых известных пар были Мария Мухортова и Максим Траньков, Александр Энберт и Катарина Гербольдт.
В интервью «БИЗНЕС Online» Дмитриев поделился мнением о предстоящем сезоне в парном катании и рассказал, что:
• основная проблема лидирующей российской пары Евгения Тарасова и Владимир Морозов в отношении к делу
• Евгения и Владимир переехали в США к тренеру Марине Зуевой за системностью
• Александра Бойкова и Дмитрий Козловский уже сейчас сильнее Тарасовой и Морозова
• Ксения Столбова с новым партнером может попасть на Олимпиаду
• сильнейшее качество Натальи Забияко и Александра Энберта – стабильность
• парное катание в ближайшие годы ждет серьезное увеличение прыжковой сложности
Ниже – слова Дмитриева.
У ТАРАСОВОЙ И МОРОЗОВА НЕ БЫЛО ДРУГОГО ВЫХОДА
Главной парой России в следующем году должны остаться Евгения Тарасова и Владимир Морозов. На мой взгляд, их решение переехать в США к Марине Зуевой – положительное. Это нестандартный шаг, которого от них не ждали, но всё равно позитивный.
Зуева – человек системный. Все ребята, с которыми она работала, тренируются по четкой программе. Разминки, растяжки, работа над шагами и так далее – Зуева контролирует каждый этап тренировки и требует максимальной отдачи.
К тому же, на мой взгляд, у Тарасовой и Морозова не было другого выхода. У них несколько последних лет идёт стагнация в результатах. Они достигли определенных высот, но никак не могут выйти в мировые лидеры. Вроде подошли к лидерам – остался один шаг, но они не могут его сделать.
Им важно перезагрузить свою карьеру, сменить обстановку. И, наконец, шагнуть на новый уровень. Потому что у спортсменов всё есть: технически это очень сильная пара, надо просто уделить внимание деталям.
Есть мнение, что основная проблема Тарасовой и Морозова в хореографии, но на мой взгляд, дело не только в ней, хотя и над программами нужна серьезная работа. Но в первую очередь им нужно поменять отношение к своему делу и подумать над режимом тренировок.
ТАРАСОВА И МОРОЗОВ ДУМАЮТ, ЧТО И ТАК УЖЕ ДОСТАТОЧНО ХОРОШИ
Не могу точно утверждать, но со стороны кажется, что фигуристы порой тренируются халатно. Думают, что они и так уже достаточно хороши. Но так не бывает. В большом спорте нужно постоянно совершенствоваться, работать над собой.
Когда человек любит и ценит свою работу, то он ищет пути решения проблем. А когда человек не хочет – ищет для себя оправдания, почему он не сделал. Нужно искать не оправдания, а способы выхода из сложившейся ситуации. Им по силам бороться за самые ведущие позиции, но нужно работать усерднее.
Возможно, проблемы прошлого сезона были связаны с тем, что у них было несколько тренеров и не было персональной ответственности. Точно утверждать не буду, так как не работаю с Евгенией и Владимиром. Но судя по результату и по тому что мы видели на льду план прошлого года их тренерского штаба не сработал, нужно искать что-то другое. Идея, думаю, у Мозер и Транькова была, но к сожалению, у них не получилось.
Хочется верить, что Зуева сможет поменять подход к тренировкам Евгении и Владимира и поможет им стать мировыми лидерами. Потому что мы всё равно за них переживаем, пара-то хорошая. Первая пара страны. Ребята отстаивают честь России и для нас важны их результаты.
А у них серьезные соперники. Следующие Олимпийские игры в Китае, поэтому китайцы точно будут кататься до этого времени. И будут кататься хорошо. Чемпионат мира показал, что пока их уровень немного, но выше. Никуда мы их до Олимпиады не денем. Чтобы их обыгрывать, нужно кататься очень хорошо, ещё лучше.
БОЙКОВА И КОЗЛОВСКИЙ ПОТЕНЦИАЛЬНО СИЛЬНЕЕЕ
При этом не стоит забывать про пары, которые составляют резерв сборной и могут занять позиции Тарасовой и Морозова. Для меня лично, в первую очередь, это пара Александра Бойкова и Дмитрий Козловский. Их будут готовить, у них отличная команда тренеров, которые нацелены на результат. Любой тренер хочет, чтобы его спортсмены были первыми, но у Саши с Димой ещё и есть потенциал для побед. По крайней мере, технический: в арсенале есть каскад 3-3. Таких дорогих элементов нет у Тарасовой и Морозова.
Надо подтягивать остальные элементы, хореографию, поддержки, подкрутки, качество катания до уровня нашей первой пары, но технический потенциал у Саши с Димой выше чем у Евгении и Владимира. Базовая стоимость прыжков в фигурном катании сейчас решает многое. Вопрос в другом, смогут ли ребята реализовать этот потенциал?
Все видели Олимпиаду в Пхенчхане, где признанного лидера и фаворита Евгению Медведеву обыграла Алина Загитова только за то, что у неё были более дорогие элементы. Медведева – непобедимая. Выходит Загитова, делает только лишь один другой каскад, даже не четверной прыжок, и всё. Разница в технической сложности перевесила разницу в хореографии и статусе. Да, Загитова постаралась подтянуть к уровню техники и всё остальное, но именно техника сыграла.
Согласен, что по новым правилам роль техники конкретно в парах стала чуть меньше, но прыжки-то всё равно остались. Техника всё равно будет доминировать и решать. Сейчас пойдут пары, которые начнут прыгать каскады тройных через ойлер. Три-три, три-три-два. Я видел, как парники тренируют параллельный флип и лутц, сложнейший каскад тройной лутц+тройной риттбергер. По юниорам несколько пар уже сейчас прыгают параллельный тройной лутц – самый дорогой прыжок из тройных. Дарья Павлюченко с Денисом Ходыкиным прыгают тройной флип.
ЧЕТВЕРНЫХ В ПАРНОМ КАТАНИИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ НЕ БУДЕТ
Я замечаю, что очень сильно повысился уровень юниорского катания. Пришли очень хорошо прыгающие девочки. Мальчики тройные-то спокойно прыгали всегда, а у девочек в парах были проблемы обычно с прыжками. А сейчас благодаря буму в одиночном катании становится сильнее и парное. И оно будет ещё сильнее: посмотрите, уже в этом году конкурс на место в сборную по пять человек на место. А будет ещё сложнее. Все в состав не попадут, будут думать над вариантами. Перейти в пары – хорошая альтернатива.
У меня сейчас в группе катаются две пары, которые ещё нигде вообще не катались. У одной даже программ на сезон даже нет. Но они прыгают параллельный тройной лутц и параллельный каскад три-три.
Поэтому в ближайшие два года в парном катании будет тенденция серьезного увеличения прыжковой сложности. Парные элементы все научились делать на более-менее приемлемом уровне, поэтому сейчас хотя бы по юниорам выделяются именно прыгающие пары. Я не говорю, что сложнейшие прыжки мы увидим сразу. Но в течение двух-трёх лет это будет точно.
Не будет в ближайшее время только четверных. По новой системе судейства четверная подкрутка – это слишком рисковано. И риск этот не оправдан. Четверные прыжки – тоже вряд ли. Если мы и увидим четверной прыжок в парах, то нескоро. Опять же высок риск. В одиночном катании четверной – это сверхсложный элемент, и велик риск падения. В парах этот риск увеличивается вдвое. Нужно не просто прыгнуть этот четверной, да еще и сделать это синхронно, параллельно.
И хорошо, девочек небольших мы четверные прыгать научили. Можно одну-две попробовать в парах. Но где нам найти к такой девочке прыгающего четверные мальчика? У нас не так много мальчиков в одиночном, которые их стабильно прыгают. Взять хотя бы юниорские прокаты – выходят парни на четверные и валяются. Маленькая Камила Валиева прыгнула лучше всех пацанов.
К тому же для парного катания небольшой одиночник-технарь не подойдет. Нужен здоровый, тяжелый, высокий фигурист. И чтобы он с такими параметрами ещё и прыгал четверной... И стабильно, не один раз из пяти, а хотя бы два из трех. Это маловероятно. В любом случае, представьте: девочка прыгает три из пяти чисто, мальчик три из пяти. Суммарная вероятность удачного исполнения: один из пяти. Так результата не добиться.
СТОЛБОВОЙ ВСЕГДА НЕ ХВАТАЛО ЖЕЛАНИЯ РАБОТАТЬ
Любопытно будет последить и за Ксенией Столбовой. Олимпийская чемпионка перезапускает свою карьеру в Перми с Андреем Новоселовым. Она талантливая девочка, и если захочет работать и сможет держать себя в соревновательном режиме, это будет очень сильная пара. Я пока что не видел, как они катаются, но высокий уровень Столбовой не оспаривается.
У Ксении всегда были очень яркие программы, сильная хореография, выразительность на льду. Ей не доставало всегда только лишь желания работать. Сейчас, если здоровье позволит ей работать в должной мере, она может вернуться на былые высоты.
Я выигрывал Олимпиаду с двумя разными фигуристками и точно знаю, что это возможно. Конечно, сложно начинать кататься с новым партнером, особенно если у тебя много титулов в карьере. Нужно немного спуститься на уровень твоего нового партнёра. Но при этом и не застрять внизу. Задача более опытного парника подхватить своего партнера и вместе с ним пройти путь от самых низов до мировых побед.
Это сложно часто с психологической точки зрения: найти контакт с новым партнером, научить его, но при этом не обижать. Ведь самое главное в паре – взаимопонимание. Отношение должны быть паритетными. И пока не будет выработан общий опыт совместной работы, пока вы не станете единым целым, о результатах говорить не стоит. Такой опыт нарабатывается года два минимум.
Результаты Столбова и Новоселов могут начать показывать уже сейчас. Но результат будет нестабильный: они могут отлично откатать, а потом провалиться. По-хорошему, у них как раз есть сейчас время набрать форму к Олимпиаде. И там показать очень хороший результат. Посмотрите хотя бы на то как катались в Пхенчхане Алена Савченко и Бруно Массо.
ЗАБИЯКО С ЭНБЕРТОМ ВСЕГДА ПОКАЗЫВАЮТ СВОЙ МАКСИМУМ
Не стоит совсем сбрасывать со счетов и Наталью Забияко с Александром Энбертом. Но есть ощущение, что в прошлом году они катались на пределе. У них не всё хорошо с техникой, поэтому прорыва я бы от них не ждал. Но стабильного хорошего результата – вполне. Чем Забияко с Энбертом берут, так это стабильностью.
Вроде бы ничем особо не выделяются, но в отличие от тех же Тарасовой и Морозова всегда показывают свой максимум. Стабильно всегда делают короткую, стабильно, в принципе, произвольную. Но говорить о борьбе за первое место для этой пары, думаю, не приходится. Им будет тяжело. Но вот за тройку в Европе и даже на мире – никто не запрещает.
У нас сейчас очень много пар, высокая конкуренция. И эта конкуренция – главное преимущество России. Потому что ни в одной стране мира нет столько талантов в парном катании, как у нас. А через два-три года этих талантов будет в разы больше. Возможно, будут новые китайские пары, там идёт серьезная работа, но пока что я не слышал о сильных китайских юниорах.
Парное катание – очень сложный вид спорта. Гораздо проще и дешевле развивать одиночное катание, тем более в Европе и Америке, где всё упирается в деньги. Система спорта в России и Китае немного другая, поэтому у нас есть возможность развивать это вид. Безумно на мой взгляд красивый.