В будущем он может стать основным.
«Салават Юлаев» на фестивале болельщиков представил третий комплект формы на сезон. Он выполнен в чёрных цветах и несёт на себе новый альтернативный логотип клуба. При его разработке обошлось без революционных изменений. Скорее, получился рестайлинг уже существующего логотипа: полностью сохранились стилистика и цвета. При этом изменился облик самого Салавата Юлаева. Теперь он стал больше и нарисован четче, а с боку от него исчезли клюшки.
По информации нашего издания, если болельщикам понравится обновленный вариант логотипа, то он может стать основным на сезон 2020/21. В интервью «БИЗНЕС Online» автор проекта дизайнер Василий Иванов, ранее разработавший логотип и форму «Металлурга», объяснил, зачем «Салавату» нужно было обновление, а также рассказал что еще можно использовать для альтернативных логотипов уфимского клуба.
«ЛОГОТИП НА ТРЕТЬЕЙ ФОРМЕ ПОПАДАЕТ ПОД СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ»
– Василий, зачем «Салавату» нужен был рестайлинг логотипа?
– Инициатива обновить логотип исходила от меня. Дело в том, что я начинал работу над новой формой клуба, но, к сожалению, мои варианты не были утверждены. В процессе работы я на свой страх решил нарисовать и предложить клубу свою версию логотипа. Текущий логотип меня не устраивал по многим параметрам. Несмотря на это, я видел в нем большой потенциал. Перед собой я ставил задачу упростить и осовременить логотип, убрать всё лишнее, и при этом максимально сохранить традиции и узнаваемость логотипа.
– Какие недостатки у нынешнего логотипа «Салавата»?
– Текущий логотип, на мой взгляд, выглядит невыразительно. Он плохо работает в маленьком масштабе – обратите внимание, с трибуны или в ТВ-трансляции очень сложно понять, что изображено на груди у игроков. И наконец, логотип, нарисованный в середине 90-х годов, не соответствует современным тенденциям.
– Какие это тенденции?
– Основная тенденция в мировом дизайне – минимализм и максимальное упрощение. Ни для кого не секрет, что сегодня моду диктуют диджитал-технологии. Любой логотип должен хорошо смотреться в шапке мобильного приложения и на его иконке. Текущий же логотип «Салавата» пестрит большим количеством ненужных деталей.
В своей работе я всегда руководствуюсь принципом: «Если без какого-то элемента композиции можно обойтись, то этот элемент не нужен». Например, синие клюшки слева не несут никакой смысловой нагрузки, они лишь усложняют и растягивают логотип по горизонтали. Если их убрать, то логотип ничего не потеряет.
– Можно ли назвать цветовую гамму логотипа «Салавата» успешной? Как хорошо сочетаются синий, зелёный и золотые цвета?
– О цветах можно спорить сколько угодно: сколько людей, столько и мнений. Я же убежден, что не бывает плохих сочетаний цветов. Основные цвета «Салавата» – зелёный, синий и белый – отлично сочетаются друг с другом. По золотому цвету есть вопросы – он недостаточно контрастный. Но глобально это не большая проблема.
«НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КАК ВЫГЛЯДЕЛ САЛАВАТ ЮЛАЕВ»
– Вы несколько изменили облик Салавата Юлаева на логотипе. Почему?
– Любой логотип должен быть максимально выразительным. Сейчас характер главного героя не понятен. Я поставил перед собой задачу исправить это. Салават Юлаев – герой башкирского народа, хотелось сделать его смелым, твердо смотрящим вперёд, добавить эпичности.
– Чем вдохновлялись, когда рисовали Салавата? Памятником?
– Перед началом работы над логотипом, я, конечно же, изучил материалы по Салавату Юлаеву, но в результате понял, что нет четкого канона в изображении этого героя. Ведь никто точно не знает, как он выглядел на самом деле. В разных источниках он изображён по-разному в зависимости от видения автора. В результате я рисовал Салавата таким, каким себе его представляю. Я сделал его изображение более стилизованным и угловатым, это позволило вписать лицо в общую геометрию логотипа.
– Нужно ли убирать надпись «Салават Юлаев» снизу логотипа?
– Я считаю, что название не нужно. Убери ее и логотип не потеряет узнаваемости. Покажите любому хоккейному болельщику в России эмблему без надписи, и он скажет, что это логотип «Салавата Юлаева». Я предлагал клубу идею использовать на игровой форме логотипа без названия клуба, но её не поддержали.
– Есть ли совершенно нетипичные концепции для «Салавата Юлаева», но которые, на ваш взгляд, могут выстрелить?
– Если честно, я даже не думал в этом направлении. Кстати, на днях обсуждал новый логотип с болельщиком «Салавата», и он поделился своей идеей альтернативного логотипа в виде пчелы. Почему бы и нет, идея-то неплохая.
– То есть, при создании фирменного стиля «Салавата» не стоит останавливаться только на самом герое и памятнике?
– Не хотелось бы обсуждать фирменный стиль клуба. У меня нет готовых решений. Но если говорить, например, о третьих комплектах формы и альтернативных логотипах, я думаю, что в Башкортостане можно найти много разных вариантов, которые передают национальную и географическую идентичность региона.
Из того, что на поверхности: можно осовременить национальный башкирский узор, даже из курая можно создать качественный и интересный сублоготип. Да и сам образ Салавата Юлаева себя еще не изжил. Не забывайте о богатой истории команды, это отличный источник вдохновения.
«МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, ЧТО РОССИЙСКИЙ ХОККЕЙ ЗАХЛЕСТНУЛА «ЗВЕРОМАНИЯ»
– Вы говорили, что желательно сохранять традиции клубов. Как обстоят дела с ними в КХЛ?
– Последнее десятилетие в российском хоккее наблюдается тенденция разрушать всё старое и строить новое. Многие клубы тотально обновляют свой фирменный стиль. Я всегда за всё новое, за эксперименты. Но то, что происходит в КХЛ, мне совсем не по душе. Лигу захлестнула «зверомания». У многих клубов есть богатая история, традиции. Одним словом, материал, с которым можно работать. Но вместо этого они следуют негласному тренду и заводят себе очередного зверя.
– Можете привести примеры?
– У «Авангарда» до ребрендинга была хорошая буква «А» с ястребом, c ней можно было работать, её можно было обновить, убрать полоски, придуманные в 90-х годах, и получился бы хороший актуальный логотип. У нижегородского «Торпедо» богатейшая история, которую клуб был просто обязан продолжать. При этом я не говорю, что вышеперечисленные клубы сделали всё плохо. Получилось нормально.
Такой подход имеет право на жизнь. Просто, если мы уж копируем опыт заокеанских коллег, то давайте копировать его во всем. А там ребята очень бережно относятся к своей истории. Посмотрите на клубы оригинальной шестерки НХЛ: у них логотипы не менялись больше полувека. А в это время на другом конце планеты старейший и самый титулованный российский клуб меняет логотип почти каждый сезон.
Но есть и другие истории. Например, «Сибирь». Они могли бы нарисовать что угодно: снеговика, ледяного человека, какую-нибудь меховую северную зверушку, но вместо этого парни грамотно поработали со своей собственной историей – взяли снежинку и осовременили её. Итогом стал отличный современный логотип, максимально простой и понятный.
– У «Металлурга» тоже звериный логотип, причем его разработали вы.
– Да, я частично чувствую свою ответственность за этот «зверинец». Мой логотип для «Металлурга» был одним из первых зверологотипов, в свое время задавших этот тренд. Но изначально я рисовал его для магнитогорской молодежки, «Стальных лисов» из МХЛ, и был против, чтобы лис был на груди у основной команды. Поэтому, когда зверь появился на форме «Магнитки», я испытывал смешанные эмоции.
– А как болельщики «Металлурга» отнеслись к такой резкой смене логотипа?
– На самом деле очень неоднозначно. Молодёжь была довольна, а те, кто постарше, приняли лиса не сразу. И это абсолютно нормально, ведь с «горящим леттерингом» – надписью «Металлург» на фоне огня – команда одержала самые значимые победы в 90-х и 2000-х годах. Многие болельщики считали, что чемпионский логотип нельзя было менять. Но два кубка с новым логотипом расставили всё на свои места.
Читайте также о «Салавате Юлаеве»:
«Главное, что медали не как у ЦСКА». Хоккейный Зур байрам в Уфе посетили 42 тысячи человек
«В КХЛ не спрашивают, сколько тебе лет». За «Салават» впервые сыграли парни 2002 года
Григорий Панин провел отпуск мечты. Восемь стран и более 30 мест за полтора месяца
Новый календарь КХЛ: шесть «зелёных дерби», проблемы из-за «Слована» и Китая