Замену Бурдасову так и не нашли.
«Салават Юлаев» открыл сезон пресс-конференцией. На ней не сказали ничего конкретного – не назвали цифр и фамилий, но заверили, что всё будет хорошо.
Объясняем, почему из трёх проблем с составом решили только полторы и зачем клубу нужны свои воспитанники уже сейчас.
БУДУТ ЛИ УВОЛЬНЯТЬ ЦУЛЫГИНА
В одном можно быть уверенным – увольнять Николая Цулыгина в Уфе не намерены. Даже когда речь шла о, казалось бы, посторонних вещах – игровой форме и логотипе на следующий год – генеральный директор клуба Александр Курносов кивнул в сторону главного тренера: «Посоветуемся с командой».
К «увольнениям» Цулыгин за прошлый год привык. Страшно вспомнить сколько раз ему пихали за отсутствие результата. Понять клубных боссов было можно: специалист почти без опыта за рулём большого клуба с двухмиллиардным бюджетом – это риск. В итоге дотерпели до плей-офф, где Уфа покатила и выглядела гораздо подготовленнее, чем раньше при Эркке Вестерлунде или Игоре Захаркине.
Кредит доверия к Цулыгину велик. Курносов так и сказал: «Я не знаю что должно произойти, чтобы у нас что-то изменилось». И в общем-то это справедливо. В Уфе работает один из самых низкооплачиваемых главных тренеров в КХЛ и было бы странно грозить ему отставкой после каждой серии из двух-трёх поражений.
Очень вероятно, что второй сезон сложится для Цулыгина гораздо сложнее, чем первый. Причин на это немало и главная – это изменения в составе. Прошлый сезон Цулыгин в какой-то степени прошёл на багаже Вестерлунда. Ему достались в наследство обученный тренерский штаб, топовое первое звено и состав, которому были знакомы игровые модели. В штабе этим летом произошли изменения, первая тройка изменилась на одну, но ключевую позицию, а из состава выпал лучший снайпер. Задача же перед Цулыгиным осталась прежняя – попасть в медали. Без поддержки руководства он не справится и хорошо, что в клубе это понимают.
ЧИЖОВ РЕШИЛ ПОЛТОРЫ ЗАДАЧИ ИЗ ТРЁХ
Об обновлённой команде перед сезоном почти не говорили. Здесь вроде и так всё понятно. У Уфы и в прошлом году был чуть ли не самый сбалансированный состав в лиге, которым нужно было грамотно пользоваться. Так Цулыгин образцово подвёл тройку Александра Кадейкина под Сергея Мозякина в плей-офф, выбив в первом раунде одного из фаворитов Востока.
Перед спортивным директором Василием Чижовым стояло три локальные задачи: заменить центрального нападающего в первой тройке, а также крайних форвардов во втором звене – вместо Владимира Ткачёва и Антона Бурдасова. С первой задачей он справился. Сакари Маннинен в компании с Линусом Умарком и Теему Хартикайненом вместе выглядели очень органично, хотя пока и без должного взаимопонимания. С двумя другими заменами пока вопрос, хотя сам Чижов считает, что Ткачёву замену он нашёл.
Никита Сошников, которого в Уфе видят на месте сбежавшего в СКА Ткачёва, последние два сезона потерял из-за травм головы. Предсезонные матчи не убедили в том, что он сможет усилить команду. Но и к Ткачёву в прошлом сезоне были вопросы, когда тот не мог забить на протяжении 30 матчей подряд.
С Бурдасовым ситуация не решилась вообще никак. Он в прошлом сезоне забил больше всех в команде и ни один летний трансфер не может оправдать его потерю. Сам Антон, кстати, до сих пор без команды, но в Уфе его точно не будет. «Была информация, что Бурдасов пока рассматривает предложения в НХЛ. К нам пока с предложением никто не выходил», – сообщил Чижов.
Если бы «Салават» был заинтересован в трансфере, то мог бы и сам выйти с предложением к хоккеисту, но сейчас, за два дня до старта сезона, в клубном бюджете вряд ли есть деньги, которые устроят игрока.
Выходит, что спортивный директор «Салавата» решил полторы поставленные перед ним задачи из трёх. Как это переживёт в новом сезоне клуб, покажут только игры.
ЗАЧЕМ «САЛАВАТУ» СВОИ ВОСПИТАННИКИ
За что можно не беспокоиться Уфе, так это за молодёжь. Лимитчиками в новом сезоне могут быть игроки 1999 года рождения. Таких, способных играть в КХЛ в «Салавате» нет, но есть Родион Амиров 2001 года. В предсезонных матчах он забивал больше всех и вообще на фоне взрослых хоккеистов выглядел вполне конкурентоспособным. Вот только прошлогодний горький опыт Павла Шэна не позволяет смотреть на ситуацию оптимистично. Он, несмотря на то, что тоже был лимитчиком, уже поиграл на взрослом уровне до «Салавата», но у Цулыгина просидел весь год почти не выходя на лёд.
В предсезонку главный тренер уфимцев дал поиграть не только Амирову. Сразу три матча он провёл командой, почти полностью составленной из молодёжи. Вот только дали ли что-то эти игры тренерскому штабу? Цулыгин утверждает, что они были полезны.
«Эти матчи нам дали многое, мы увидели игроков в деле с командами КХЛ. Кого-то конкретно я выделять не буду, но картинка у нас есть. Если нужны будут точечные замены в течение сезона, мы уже знаем кого на какой позиции можно использовать», – сказал главный тренер.
Взять, к примеру, защитников. У «Салавата» на шесть мест – девять взрослых игроков обороны. Будет при таком раскладе место для условного Андрея Банникова, который не подходит под критерии лимита на молодых игроков? Маловероятно. В лучшем случае он, и те, кто выходили в указанных матчах, получат одну-две игры, если они не будут иметь турнирной ценности.
Главная причина того, чтобы больше доверять молодёжи, на поверхности – в следующем сезоне будет жёсткий потолок зарплат, который не позволит иметь четыре равноценных звена. На вопрос о предстоящем потолке конкретики снова не было, но и лига здесь не помогает – каким будет потолок и будет ли он вообще пока не ясно.
Сегодня в Уфе есть молодые игроки, которыми можно доукомплектоваться в случае проблем с потолком, но системной работы в этом направлении не видно. На пресс-конференции, посвящённой старту сезона, об этом не сказали ни одного конкретного слова. И если в Казани могут озвучить в цифрах сколько своих воспитанников видят в основной команде через пять лет, то в Уфе – нет.
«У нас тоже [ как и в Казани ] есть стратегия подготовки, она заложена в СДЮШОР, «Толпаре» и «Торосе». У молодежной команды нет задачи выиграть первое место. Нужно растить молодых игроков для «Салавата Юлаева». Я не хочу говорить цифру, сколько воспитанников у нас должно быть через три года. Вы через три года спросите об этом у меня. Сейчас у нас есть определенное количество игроков, которые мы хотим видеть через некоторое время в основной команде», – сказал Курносов.
Как в «Салавате» планируют удерживать этих игроков, тоже неясно. Михаил Воробьёв, Даниил Тарасов и Шэн уехали из клуба при первой же возможности, при том, что серьёзных перспектив в НХЛ у них нет. По крайней мере, в ближайшее время. Следующие на выход – Амиров и защитник Шакир Мухамадуллин, к обоим уже присматриваются богатые клубы КХЛ. Хорошо, ближайшие два-три года они проведут в Уфе, у них есть действующие контракты, но сумеют ли их сохранить после полноценного дебюта в лиге не на правах лимитчиков – ещё один вопрос, который подвис в воздухе.