Поговорили с финалисткой юниорского Гран-при.
Российская фигуристка Камила Валиева выиграла этап юниорского Гран-при в Челябинске и впервые показала программу с двумя четверными прыжками. Уже сейчас эту фигуристку называют фаворитом Олимпиады-2022 в Пекине. У Камилы шикарная хореография, не по годам зрелое катание и очень сложный набор прыжков.
Татьяна Тарасова назвала Валиеву «фигуристкой без слабых мест».
С мая 2018 года Валиева тренируется у Этери Тутберидзе. Начинала заниматься фигурным катанием она в родной Казани у тренера Ксении Ивановой. Затем переехала в Москву, где сначала тренировалась в «Москвиче», а потом пришла в «Самбо-70» в группу к Тутберидзе. Чтобы тренироваться вместе с Алиной Загитовой, Александрой Трусовой и другими звёздами фигурного катания.
Победа в Челябинске гарантировала Камиле попадание в финал Гран-при. Там с наибольшей вероятностью ей предстоит встреча с американской Алисой Лью – единственный юниоркой не из России, которая владеет четверными.
«БИЗНЕС Online» встретился в Челябинске с Валиевой и узнал, почему она усложнила и без того сложную программу, как она справляется с волнением, что думает о соперничестве с Лью и какие татарские блюда ей нравятся больше всего.
ГРАН-ПРИ В ЧЕЛЯБИНСКЕ, АЛИСА ЛЬЮ
– Камила, какие у тебя впечатления от российского этапа Гран-при?
– Выступать в Челябинске было очень приятно. Было спокойнее, потому что в России выступала. Мне так проще, чем за границей. Всё понятно, знакомо, все по-русски говорят. Полные трибуны собрались, я не ожидала.
– Выступление при аншлаге – отличная тренировка перед финалом в Италии?
– Возможно. На финале должно быть много зрителей, я думаю.
– Думаешь уже о финале?
– Нет. Пока что не задумывалась, не успела. Но сейчас будем думать, это следующий шаг. В Турине нужно будет обязательно прокатать программу чисто. Сделать два четверных тулупа.
– Для тебя важно победить в финале или главная задача – это не победа, а развитие?
– Я развиваюсь, но и побеждать я люблю. Для меня важны победы, всё-таки это спорт.
– Слышала об Алисе Лью?
– Да, знаю о ней. Сильная девушка.
– Тебе нравится её катание?
– Не знаю, здесь уже не мне судить. Она сильная.
– Тебя мотивирует конкуренция с ней?
– Конкурировать с ней интересно. Когда знаешь, что есть другая девочка, которая прыгает и тройные аксели, и четверной лутц понимаешь, что просто катать с одним четверным уже слабоватенько. Нужно усложняться, поэтому решили попробовать программу с двумя четверными.
– Когда приняли решение о двух четверных?
– Собрались с тренерами после этапа в Куршавеле и решили, что можно попробовать. Этери Георгиевна, когда я приехала, сразу предложила усложнить программу и вставить два четверных тулупа. После Франции я накатывала программу уже с двумя четверными. Мне сказали, что если первый четверной получится, то заходи на второй. Если не получается, катаешь старый вариант. Я сделала первый четверной, и поэтому решила попробовать прыгнуть второй.
– На тренировках оба прыжка получались чисто?
– Были разные прокаты. Я могла и чисто откатать, и упасть со второго тулупа как в Челябинске.
– Первый четверной у тебя в каскаде. В Челябинске к четверному тулупу добавила двойной. Это ошибка?
– Нет, это не была ошибка. Изначально так задумали. Так как я прыгаю два четверных тулупа и два тройных лутца, каскад 4+3 делать я пока что не могу. Поэтому делаю 4+2.
– Насколько тебе важен первый юниорский сезон?
– Первый сезон на любом уровне, думаю, очень важный. Надо сразу показать себя. И так как он первый – он очень волнительный. Нужно уметь справляться с этим волнением.
БАЛЕТ, ГИМНАСТИКА, ЛЮБИМЫЕ ФИГУРИСТЫ
– Болельщиков поражает плавность твоего катания. На твой взгляд, как она появилась?
– Не знаю даже. Думаю, просто мне тогда хореографию так хорошо поставили, объяснили, что нужно аккуратно все делать, каждую ручку выставлять, все в такт движениям. Мы стараемся делать все дотошно, поэтому, наверное, так хорошо получается. По несколько раз накатываем программы. Этери Георгиевна, Даниил Маркович тщательно смотрят на каждое мое движение, просят повторить, если не выходит.
На Гран-при в Челябинске я была настроена больше на прыжки. Всё-таки впервые выходили с программой, где два четверных, было волнительно.
– Ты также одно время занималась художественной гимнастикой. Что тебе дал тот опыт?
– Мне кажется, меня там хорошо растянули. Мне было четыре года тогда, тело росло. Это было полезно для моего организма. А дальше мне легче было уже, потому что не надо расстягиваться.
– Когда решила заниматься фигурным катанием, обратно в художественную гимнастику не тянуло?
– Нет, не тянуло. Когда маленькой я ещё была мне мама четко сказала: либо фигурное катание, либо художественная гимнастика, либо балет. Мне больше нравится фигурное катание.
– Балетом тоже занималась?
– Да, очень недолго, правда. Было время, когда я одновременно занималась и балетом, и фигурным катанием, и художественной гимнастикой. В Казани я много успевала.
– Твой тренер наверняка использовала балетные наработки?
– У меня были балетные пачки. В программы вставляли переводы ног, как в балете, затяжки. Хотели разнообразить моё катание.
– Чем именно тебя привлекло фигурное катание?
– Мне кажется, когда ты толкаешься, катишься по льду, прокатываешь программы перед зрителями, прыгаешь… Все это очень волнительно, захватывающе.
– За кем следила из других фигуристов?
– Когда я была совсем маленькой, мне очень нравились Аделина Сотникова и Юлия Липницкая. Потом следила и за другими девочками, и нашими, и из других стран. Когда подросла, мне нравилась Алина Загитова. У Алины очень легкие прыжки, сильные элементы. Женя Медведева мне тоже своим катанием нравится. Особенно ее программу в серо-розовом платье, про трагедию 9/11 в США.
Если говорить про мальчиков, то нравится Нэтан Чен и Юдзуру Ханю. Они очень плавно катаются, при этом очень хорошо прыгают сложнейшие прыжки.
– Они очень разные по катанию, по стилю, подходу к делу.
– Я знаю. Многим не нравится катание Чена. Говорят, что он больше на прыжки настроен, чем на катание. Но мне очень нравится.
– Чен – любимый фигурист Трусовой, она мечтает как он прыгать по шесть четверных в одной программе. Ты бы хотела поставить себе такую сложную программу?
– Да, конечно. Почему нет? Катание Трусовой мне тоже нравится, она делает четверной лутц, почти все четверные. Это круто.
ПРОСМОТР У ТУТБЕРИДЗЕ, ТАТАРСКИЕ БЛЮДА
– Этери Тутберидзе в первый же твой сезон в «Хрустальном» объявила твою программу самой любимой. Сразу освоилась на новом катке?
– Когда в первый раз пришла в младшую группу, поразилась тем, как много работают девочки. Я вышла на тренировку, сделала один элемент, в остальное время просто каталась по кругу. Немного устала. В это же время другие девочки по два-три элемента уже выполняли.
Пока я один круг докатывала, они катили на второй и третий. А потом еще по 10 элементов делали. Мне поначалу было сложно влиться, привыкнуть к этому темпу. Туда-сюда, туда-сюда делать прыжки. Но потом я освоилась, и это меня подстегнуло развиваться, работать над собой.
– Как проходил просмотр к Тутберидзе?
– Когда я только пришла, первым мои прокаты смотрел Даниил Маркович. Сначала короткую, потом произвольную. Потом пришла Этери Георгиевна. Она не смотрела полностью прокат, попросила показать прыжки и вращения. Затем они нам с мамой сказали, что ждут на тренировках.
– Решение о переходе принимала совместно с мамой?
– Да. Раньше у меня были проблемы иногда с настроем, стабильностью. У нового тренера мы серьёзно над этим поработали.
– Ты – татарка, родом из Казани. Для тебя это важно или ты об этом не думаешь?
– Конечно важно. Мы в семье чтим татарские обычаи, моя бабушка и мама хорошо знают татарские традиции и стараются обучить им меня. Например, у нас в семье очень любят татарскую кухню.
– Что именно готовите?
– Готовит обычно бабушка. Разные блюда: эчпочмак, кыстыбый, очень часто татарскую лапшу. Лапшу почаще готовим. Иногда я помогаю бабушке на кухне, сама стараюсь учить рецепты блюд.
– Какая у тебя цель в жизни?
– Я не знаю. Рано пока об этом говорить.
– Раньше ты говорила про Олимпиаду…
– И сейчас скажу, но мне кажется у всех есть такая мечта. Пока ещё рано о чём-то серьёзном думать. Впереди ещё финал Гран-при и много других турниров. Сначала нужно выиграть их, уже потом думать об Олимпиаде. Точно не сейчас.