Олимпийские чемпионы завершили карьеру.
Канадские фигуристы Тесса Виртью и Скотт Моир в интервью Olympic Channel официально объявили о завершении карьеры. За 20 лет совместных выступлений в танцах на льду Виртью и Моир выиграли «золото» трёх Олимпиад, трёх чемпионатов мира и трёх чемпионатов четырёх континентов. С 2009-го Тесса и Скотт ни разу не опускались ниже второго места ни на одном турнире.
«БИЗНЕС Online» поговорил с призером Олимпиады в танцах на льду и чемпионом мира Ильей Авербухом и узнал, в чём секрет легендарных спортсменов.
ВИРТЬЮ И МОИР КАТАЛИСЬ ВМЕСТЕ БОЛЬШЕ 20 ЛЕТ
Виртью и Моир катались вместе с девяти лет и ни разу не уходили друг от друга. Для фигурного катания, где многие пары не могут пройти и один олимпийский цикл, это уникальная ситуация.
«Между ними всегда была видна неразрывная связь, – говорит Авербух. – Тесса и Скотт всегда катались не сами по себе, а как одно целое. Это всегда чувствовалось и ценилось судьями».
Познакомились они благодаря тете Моира Кэрол – она искала партнершу для Скотта и настояла на встрече с Тессой. Её покорил атлетизм Виртью: «Я смотрела на неё и не могла поверить – этой девочке всего семь лет!».
«Я ни разу даже не думала о том, чтобы сменить партнера, – говорила Виртью в интервью Golden Skate. – Мы всегда доверяли друг другу, и это доверие помогало нам развиваться в спорте».
При этом Виртью и Скотт никогда не были парой в жизни. По словам Тессы, романтических чувств даже не могло возникнуть, так как они знакомы с раннего детства и воспринимают друг друга как брат и сестра. «Мы просто лучшие друзья. Хорошо знаем друг друга и помогаем во всем», – считает Моир.
«На мой взгляд, пары бывают даже крепче, когда нет отношений вне льда. Да, они катали любовь, но любовь может быть разной. В любом случае, у Виртью и Моира потрясающий артистизм. Они невероятно точно входили в любой образ, который играли на льду», – объясняет Авербух.
В танцах на льду синхронность движений – один из важнейших критериев успеха. Поэтому скатанность пар и опыт совместных выступлений – большое подспорье. Когда пары меняют партнёров, средний срок выхода на прежний уровень – три/четыре сезона.
Простейший пример: Никита Кацалапов и Елена Ильиных. После Олимпиады в Сочи одна из лучших танцевальных пар в мире распалась. Образовалось две новых: Ильиных встала в пару с Русланом Жиганшиным, Кацалапов – к своей невесте Виктории Синициной. Жиганшин с Ильиных успеха так и не добился; Кацалапову, чтобы вернуться на мировой топ с Синициной, потребовалось пять лет.
У КАНАДЦЕВ ВСЕГДА БЫЛИ ОСОБЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
«За ними всегда было интересно наблюдать. Российские специалисты – Зуева, Шпильбанд отлично с ними поработали, ставили очень хорошие, яркие программы», – говорит Авербух.
В группу к Марине Зуевой и Игорю ШпильбандуВиртью и Моир пришли в 2003 году, когда им не было ещё и 14 лет. Для Виртью занятия фигурным катанием долго не были чем-то серьезным: она хорошо училась, готовилась к поступлению в колледж, попутно занималась плаванием и гимнастикой.
Убедили начать профессиональную карьеру в танцах на льду Виртью и Моира первые тренеры Пол Макинтош и Сюзанна Киллинг. Они заметил их ещё в 1998 году, а через четыре года Макинтош воспользовался своими связями в канадской федерации и помог Тессе и Скотту получить финансирование для поездки в США на каток Зуевой и Шпильбанда. Макинтош понимал, что в его руках, вероятно, лучшие фигуристы современности. И хотел, чтобы талант развивался дальше.
Тогда Зуева только начинала свою тренерскую карьеру в США. Она была известна по работе в СССР с парой Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. В США вместе со Шпильбандом на катке в Мичигане основала одну из сильнейших школ по танцам. Дальнейшее десятилетие пройдет под тотальным превосходством ее учеников.
В тандеме Зуевой и Шпильбанда было четкое разделение обязанностей: Игорь занимался техникой и обязательным танцем, Марина – оригинальным танцем (ныне – произвольным) и хореографией.
Зуева долго искала для себя подходящий «материал» для работы. Первыми ее известными учениками стали литовцы Повилас Ванагас и Маргарита Дробязко, американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто. Призеры ОИ, ЧЕ и ЧМ – большие спортсмены, но не таланты уровня Виртью и Моира.
И главное, в группу к Зуевой они приходили уже взрослыми, сформированными спортсменами. А с Тессой и Скоттом Марина и Олег начали работать практически с нуля. «Это очень важно – пройти со своим спортсменом полный путь, он юниоров – до взрослых, – объясняет Авербух. – Тогда между тренером и спортсменами достигается лучшее понимание, тренер может раскрыть весь потенциал своего спортсмена».
ТЕССУ И СКОТТА СДЕЛАЛО СИЛЬНЕЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ С АМЕРИКАНЦАМИ
В группе Зуевой и Шпильбанда Виртью и Моир начали тренироваться примерно в одно время с американским дуэтом Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. Они родились в Мичигане, так что каток Зуевой был для них родным.
«Очень важный момент в карьере Виртью и Моир сыграло противостояние с американцами, – уверен Авербух. – Скажу честно: я всегда болел за Тессу и Скотта в этом противостоянии. Потому что они – новаторы. Но соперничество с Дэвис и Уайт сделало их сильнее».
Мэрил и Чарли в отличие от Тессы и Скотта не были вундеркиндами. Скорее наоборот. Бывшего хоккеиста Уайта с нескладным катанием и Дэвис, у которой специфическая внешность, не считали в принципе способными добиться успеха. Поэтому конфликт был неизбежен.
«В детстве мы бывает ругались, даже дрались, – признается Моир. – Но со временем отношения у нас нормализовались. Даже дружить начали. Соревновались, конечно, на тренировках, на турнирах. Но не в жизни».
В юниорах Виртью и Моир постоянно побеждали Дэвис и Уайта. Но Мэрил и Чарли росли по катанию и технике с каждым годом. На чемпионате четырех континентов-2009 они впервые обыграли Виртью и Моира. Поражение от одногруппников, которых они всегда считали вторыми номерами, разозлило канадцев. На чемпионате мира уже победили они – на несколько сотых.
Так началось одно из самых великих противостояний в танцах на льду.
«Следить за тем, как они соревновались всегда было любопытно, – рассказывает Авербух. – Они тренировались на одном катке, у одного тренера. При этом это были две абсолютно разные пары. С разной техникой, подходом к делу, разной хореографией».
Практически каждый турнир в танцах с сезона 2009/10 проходил следующим образом: множество пар по очереди выходили и боролись за «бронзу». Затем выходили американцы, ставили новый мировой рекорд и становились лидерами. Затем выходили на лед Виртью и Моир. Ставили новый мировой рекорд и обходили соперников. Либо наоборот.
Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты четырех континентов, финалы Гран-при. Шесть сезонов подряд ни одна другая пара не могла даже задуматься о конкуренции с ними. По итогу между ними ничья – по одной победе на Олимпиаде, по две на чемпионате мира и по три на чемпионате четырех континентов.
После Сочи они ушли из спорта. Всем казалось, что они окончательно закончили карьеру. Но через два года пара вернулась.
«Их возвращение было неожиданным, – говорит Авербух. – Я был уверен, все были уверены, что они завершат после Сочи. Но они вернулись. С новыми тренерами, с новым стилем, катанием. Как новая пара. И победили совершенно заслуженно».
Их новый тренер Патрис Лозон тоже слабо верил в возвращение Виртью и Моира. Он сразу сказал, что танцы на льду теперь изменились и продолжать кататься так, как четырьмя годами раннее, уже нельзя. Но Виртью и Моира это не остановило.
Два года усиленных тренировок – и они стали первыми в истории танцев на льду трехкратными олимпийскими чемпионами. Пусть одно «золото» и было выиграно в командном турнире.
«Мы поставили точку, – сказал после Пхёнчхана Моир. – Теперь нет вопросов о главной паре десятилетия».
ВИРТЬЮ И МОИР СДЕЛАЛИ ТАНЦЫ НА ЛЬДУ ПОНЯТНЫМ И ТЕХНИЧНЫМ ВИДОМ СПОРТА
Главная претензия рядовых зрителей к танцам – в них нет прыжковых элементов. Упор делается на катание и хореографию, и неспециалисту трудно определить победителя.
Канадцы изменили это. «У них было очень техничное катание. Повторюсь, они новаторы. Тесса и Скотт не боялись пробовать новые движения, твиззлы, поддержки. В танцах нет жестких правил по движениям и шагам, особенно в произвольном танце и когда убрали оригинальный. Виртью с Моиром этим пользовались – они изобрели множество новых движений в танцах, которыми пользуются до сих пор», – объясняет Авербух.
Тесса в детстве занималась гимнастикой и акробатикой, Скотт играл в хоккей. Поэтому для Моира было не проблемно держать партнершу на льду в совершенно разных позах. Виртью, в свою очередь, могла оригинально вращаться и поражать движениями в поддержках.
Иногда, особенно на юниорском уровне, судьи даже не понимали, как квалифицировать их элементы и как оценивать. И принимали решение по оценкам только после долгого обсуждения. Но, как правило, судили в пользу спортсменов, двигающих спорт вперед.
Технически сильным было и само катание фигуристов. Оно было правильным, в точности по кодексу ИСУ, при этом очень быстрым и плавным. Частые перебежки, смены позиции ног, чередование элементов. «В танцах очень важно, чтобы прокат смотрелся целостно, не было движения от элемента к элементу. Именно это я видел в катании Тессы и Скотта», – говорит Авербух.
На их катании выросло целое поколение фигуристов. Судьи ставят оценки за элементы и уровни равняясь на их прокаты, а молодые спортсмены мечтают побить их рекорды.
«Можно сказать, что без них танцы на льду немного опустели. Конечно, их не хватает, но мы видим и новые имена. Прежде всего это французы. Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон достойно подхватили знамя у канадцев и теперь ведут танцы за собой. Хорошие сейчас и у нас дуэты – Кацалапов с Синицыной, Степанова и Букин. При этом, естественно, современные дуэты используют наследие Тессы и Скотта, как и других пар прошлого», – добавил Илья.