Football Leaks создаёт Лионелю новые проблемы.
«Барселона» уже два матча не может забить. После ничьей с «Боруссией» (0:0) в Лиге чемпионов, каталонцы в чемпионате Испании проиграли «Гранаде» (0:2). 7 очков в 5 матчах – худший старт «Барселоны» в чемпионате за 25 лет.
Восстановившийся от травмы капитан Лионель Месси вновь вышел на замену и стал единственным из команды, кто хотя бы раз попал в створ ворот. Пока что мощнейшая по составу «Барселона» разочаровывает не меньше «Реала».
Но у Лео были времена и похуже. Два года назад его вместе с отцом Хорхе Месси приговорили к 21 месяцам лишения свободы условно и штрафу в 2 млн евро за уклонение от налогов. Формально Лео отделался. Но Football Leaks продолжает публиковать данные, из которых можно понять схему Месси по сокрытию доходов.
Схема частично похожа на ту, что была у Криштиану Роналду, который полгода назад получил 23 месяца условно и штраф в 19 млн евро. Но если в «Реале» отвернулись от Криштиану, то в «Барсе» сделали всё возможное для сохранения репутации Лео.
ГЛАВА ОФШОРНОЙ КОМПАНИИ МЕССИ БРОСИЛСЯ ПОД ПОЕЗД
Одна из компаний, в которую тайно утекали доходы Месси, называлась Sidefloor Limited. Она располагалась в центре Лондона, а ее директором был британец Дэвид Уэйгуд, возглавлявший также более 100 других компаний.
Sidefloor частично владела маркетинговыми правами футболиста. Изначально она фигурировала в деле Месси и его отца как одна из компаний, в которой скрыли более 10 млн евро доходов футболиста с рекламы рекламы с 2007 по 2009 годы. Именно за это их и осудили. Позже за похожую схему судили Роналду. Сразу после перехода в «Реал» Криштиану заключил маркетинговые контракты с ирландскими фирмами MIM и Polaris, которые позже переводили деньги на счёт компании на Британских Виргинских островах, управляемой партнёром португальца. Роналду пошёл дальше Лео и за пять лет скрыл 60 млн доходов.
Но теперь в схеме Месси появились новые детали, которых не было в
официальном обвинении.
Sidefloor всплыла весной 2016 года, когда Лео и его отцу были предъявлены обвинения, а «Барсе» устроили аудит. Оказалось, что за период с 2009 по 2014 годы клуб перевёл на счета Sidefloor 13 платежей на сумму 6,7 млн евро.
Лондонская компания не только владела маркетинговыми правами игрока, но была контрактным партнёром «Барсы» для агентских платежей, связанных с Месси. «Барса» должна была выплачивать Sidefloor 400 тыс евро ежегодно, пока Лео играет за клуб. Плюс пять процентов от бонусов, которые получал игрок. В контракте было примечание: «При помощью Хорхе Месси».
7 февраля 2013 года Месси подписал новый контракт с «Барсой» с увеличением бонусных выплат. До этого клуб уже заключил с Sidefloor дополнительную сделку. Вместе с основными выплатами «Барселона» должна была перечислять 280 тыс евро за поиск талантов в Аргентине.
Пока неизвестно, действительно ли Sidefloor переводил все деньги на счета Месси, что доказывало бы сокрытие налогов, но многое на это указывает. Например, операции проводились через филиал андоррского банка Andbanc в Люксембурге, считающимся одним из самых скрытных в Европе.
Есть основания утверждать, что Уэйгуд был лишь манекеном, подставной фигурой. В двух контрактах «Барселона» неправильно писала имя агента – «Уэйгут». Но никого это не волновало. Это реальный человек, но допросить его оказалось невозможным. 27 апреля 2013 года Уэйгуд бросился под поезд недалеко от своего дома в графстве Кент. Именно когда британские органы финансового контроля заинтересовались деятельностью его компаний.
В любом случае, Sidefloor никак не фигурировала в деле Месси и его отца. Их судили за уклонение от уплаты налогов и сокрытии более 10 млн евро доходов c рекламы в период с 2007 по 2009 годы. Доказательств махинаций в последующие годы пока недостаточно. Возможно, новыми деталями Football Leaks доставит Лионелю новые проблемы.
КАК «БАРСА» ПОМОГЛА МЕССИ С НАЛОГАМИ
Но если Роналду остановился на сокрытии рекламных доходов через подставные компании, то Лео пошёл ещё дальше. В его схеме фигурируют благотворительные фонды.
Испанская налоговая служба занялась Месси в 2016 году и также обнаружила перевод на миллионы евро, предназначенные некоммерческому фонду игрока – Fundacion Leo Messi, созданному для помощи детям. Налоговики требовали от «Барсы» все документы о всех переводах в фонд с 2010 по 2013 годы. Они пытались понять, почему переводы делает именно клуб. Подозревали, что на самом деле это не пожертвования, а выплаты Месси в обход налогов.
В «Барсе» обеспокоились расследованием. Во-первых, это удар по имиджу. Во-вторых, усложнение судебных разбирательств в связи с предыдущими делами Месси. «Пожалуйста, будьте на их стороне. Убедитесь, чтобы всё было оформлено быстро и правильно», – умолял в письме юристу клуба президент «Барселоны» Жозеп Бартомеу. «Барса» пошла на сделку со следствием и ничего не отрицала. Лионель заплатил недостающие 12 млн евро. Но аргентинец знал, что деньги к нему вернутся. Штраф – забота клуба. В «Барсе» выстроили новую схему.
В октябре 2016 года Месси и клуб подписали дополнение к основному контракту, по которому игрок в следующем сезоне получил бы бонусные 23,1 млн евро. Из них 9,6 млн должны были уйти на оплату консультационных услуг для Месси. Оставшиеся деньги ушли на решение проблем с фондом Лео.
В решение налоговых проблем Месси было вовлечено всё руководство «Барсы». Никого не волновало, что клуб оплачивает счета игрока. За исключением Сабины Паке, ответственной за соблюдение клубом законов и правил. Её беспокоила прозрачность дополнительного контракта, оформленного как кредит. У Паке были сомнения относительно срока займа и процентной ставки.
Но женщину удалось утихомирить. «Этот кредит может помочь убедить Лео продлить контракт. Если мы этого не сделаем, то ситуация может усложниться. Мы должны помнить, что это вопрос, связанный с важнейшим активом клуба», – написал Паке финансовый директор «Барселоны» Оскар Грау в личном письме, которое оказалось у Football Leaks. В «Барсе» делали и делают всё, чтобы минимизировать риски Лео. Это одно из ключевых различий между каталонским клубом и его антагонистом – «Реалом». Руководство «сливочных» открестилось от Криштиану Роналду, своего главного актива, когда тот попал в схожую с Месси ситуацию. Именно после этого португалец окончательно решил перейти в «Ювентус».
Через год Месси подписал новый контракт с годовым окладом в 106 млн евро без учёта бонусов и до уплаты налогов. Было составлено три контракта на каталанском языке: 14-страничный трудовой договор; 15-страничный контракт с компанией Leo Messi Management SL, владеющий имиджевыми правами игрока; соглашение с фондом Месси в Барселоне. Все три контракта подписывал отец Лео от имени сына. Почти все дела игрока ведутся его отцом.
В конце июня 2017 года стороны аннулировали бонусную выплату в 23,1 млн евро. Она стала частью новой зарплаты Месси. «Барселона» документально заверила свою готовность компенсировать государству долги лучшего игрока в истории клуба. Лионель и никто из его окружения до сих пор не прокомментировали, почему ту задолженность в 12 млн, уплаченных налоговым органам, покрыла именно «Барса». Сам клуб выступил с заявлением, заверив, что все деньги, перечисленные в фонд Месси, были направлены на благотворительность.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ МЕССИ
Деятельность благотворительного фонда Месси не раскрыта до сих пор. Спонсоры платят Лео миллионы, чтобы он перенаправил их нуждающимся, кроме того благотворителям предоставляются щедрые налоговые льготы.
Месси основал фонд в Барселоне в апреле 2007 года. Игрок был указан в качестве президента. Отца и брата Родриго Месси зарегистрировали в качестве оценщиков. Адвокат Иньиго Хуарес занял пост директора. Хуарес был одним из немногих приближённых к Месси, который не был ему роднёй. Годом ранее он помог Лео и его отцу организовать нелегальную оффшорную сеть по сокрытию рекламных доходов, за которую их позже и судили.
Но фактически фонд зарегистрировали в агентстве, отвечающеим за благотворительные организации, лишь в июне 2013 года. Изначально у Месси не было необходимой для этого документации. При этом по испанскому законодательству отсутствие регистрации становится юридически значимым только когда фонд использует налоговые льготы или предоставляет их другим лицам при выдаче свидетельств о пожертвовании. Именно этим и занимался Fundacion Leo Messi до 2013 года, хотя не имел права.
В контрактах Месси с «Барсой» были указаны выплаты клубом испанскому фонду игрока. Только с 2010-го по 2013-й год клуб выплатил фонду 7,5 млн евро. С 2013 года фонд собрал около 7 млн евро пожертвований. 6 млн из них поступали от «Барселоны». В 2016 году клуб был единственным благотворителем фонда. Зачем, если клуба есть собственный благотворительный фонд? Налоговая по сей день проверяет «Барселону».
ЗАЧЕМ МЕССИ ДВА ФОНДА?
Но у Лионеля есть ещё один фонд – Fundación Leo Messi Argentina, основанный в 2011 году в Росарио, родном городе игрока. Зачем Месси два разных фонда с практически одним названием?
Столы в аргентинском офисе пустуют, а единственным доказательством принадлежности Месси служит лишь его пластиковая фигура в натуральную величину, стоящая рядом с входом. Сам Лео был там лишь однажды. В самом фонде невозможно получить информацию ни об организации, ни о её руководителях. В онлайн-реестре указано имя вице-президента – матери Лео Селии Марии Куччитини. Но нет списка правления, информации о пожертвованиях, доходах и расходах.
При этом на счета фонда поступают внушительные суммы. В марте 2011 года Banco de la Nación Argentina пожертвовал 3 млн долларов на социальные проекты в Аргентине. Издательство Grupo Maori из Буэнос-Айреса должно выпустить биографию Месси по всему миру. По прогнозам, только в Азии, Африке и Австралии доход должен составить 50 млн долларов. Аргентинский фонд игрока получит примерно 10 процентов от общей выручки, а также гарантированную выплату в 1 млн долларов, как только выйдет книга.
В ноябре 2012 фонд заключил сделку с уругвайской фирмой Lafmur. Компания выплачивала 10 процентов от товаров с логотипом фонда, а также сразу перечислила 300 тыс долларов. Но по контракту деньги пошли не в фонд, а в частную фирму отца Лионеля. Но не напрямую, а через оффшорный андоррский банк в Люксембурге. Счёт в банке принадлежал британской компании Hans Enterprises, связанной с той самой сетью, созданной для сокрытия маркетинговых доходов Месси. Директором Hans Enterprises значился бросившийся под поезд Дэвид Уэйгуд.
Сейчас фонд Месси тратит миллионы на благотворительность, но не раскрывает имена жертвующих деньги. Доказательства существования оффшоров, через которые проходили деньги Лео, ни он, ни его окружение также не комментируют.