Репортаж из Эспоо.
В небольшом финском городе Эспоо проходит традиционный турнир Finlandia Trophy. Среди участников в этом году – россиянки Елизавета Туктамышева и Алена Косторная.
Обе девушки ехали на турнир с дебютными программами: Туктамышева впервые показала на международном уровне оригинальную короткую от Ше-Линн Бурн, а Косторная впервые выступила на официальных взрослых соревнованиях.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поехал в Эспоо и узнал, как отреагировала на низкие баллы за короткую Туктамышева, почему Косторная не считает Елизавету взрослым человеком и почему на турнире в Финляндии больше всего болельщиков из Японии и России.
«ПОЛ АРЕНЫ НАШИХ ЗНАКОМЫХ. БУДТО В ПИТЕРЕ ВЫСТУПАЕМ»
«Атмосфера тут такая уютная, домашняя. Как на тренировке», – говорил в микст-зоне журналистам после проката Андрей Лазукин. «Домашней обстановкой» Андрей дипломатично назвал полупустой дворец посреди лесной пустоши.
Эспоо – второй город Финляндии по размерам и количеству населения. Здесь находится крупный химический завод и головной офис Microsoft в Европе, но число жителей Эспоо сравнимо с одним районом Казани или Москвы.
Фигурное катание в Финляндии всегда уступало по популярности лыжам, биатлону и хоккею, поэтому даже появление Алены Косторной и Елизаветы Туктамышевой не заставило людей собраться на трибуны.
Ледовый дворец в Эспоо вмещает около 8 тыс человек. В первый день Finlandia Trophy визуально не было и 2 тыс. При этом большинство болельщиков приезжие – россияне и японцы.
«Было волнительно выходить перед иностранной публикой», – важно рассказывает Александр Галлямов, выступающий в парном катании. Его партнерша Анастасия Мишина сразу же подколола партнера: «Каких иностранцев ты тут увидел? Пол арены наших знакомых, будто в Питере выступаем».
Жителям Петербурга попасть в Эспоо нетрудно: пять часов на автобусе, три – на поезде. Жители Ленинградской области до трёх дней могут посещать Финляндию не оформляя визу. Поэтому больше всего на финской арене кричали, когда выступали россияне.
Сравнится с российскими фанатами могли разве что японцы. В Эспоо впервые в сезоне выступил Шома Уно, и ради него люди полетели через весь континент.
«МЕНЯ ОСОБО НЕ СПРАШИВАЛИ КУДА ЕХАТЬ»
Российские фигуристы ехали в Эспоо поездом, как и болельщики. «Очень удобно, поэтому и выбираем этот турнир каждый год группой, – объясняет Лазукин. – Сели в Питере, через пару часов уже в Хельсинки, оттуда на электричке в Эспоо».
Косторная на вопрос о том, почему выбрала в качестве первого своего взрослого старта именно этот турнир сказала, что решает не она. «На какой турнир ехать решают тренеры и федерация. Меня особо не спрашивали куда ехать», – призналась Алена.
Для неё турнир в Финляндии – дебютный на взрослом уровне. Другие бывшие юниорки Этери Тутберидзе Анна Щербакова и Александра Трусова начали сезон ещё в сентябре. Косторная же ждала полтора месяца после контрольных прокатов. «Ничего, могла и больше подождать, если это было бы нужно», – сказала она.
При этом Косторная почти что на год старше Анны и Александры. Дело в том, что Алёна родилась в августе, а по правилам ИСУ пересчёт возраста идёт в июле. То есть, чтобы перейти во взрослое катание, нужно 15 полных лет на момент 1 июля текущего года.
Кто родился в первой половине года – тому повезло. Они могут перейти во взрослые сразу как им исполняется 15. Кто как Алена родился в августе или осенью вынужден дожидаться 16-летия. Причём Косторной не хватило всего месяца с небольшим.
«Стараюсь влиться в этот коллектив, – сказала Косторная о переходе во взрослые. – Когда я общаюсь с Лизой Туктамышевой, то не особо воспринимаю её как взрослого человека. Задумываюсь, что старшим подругам по сборной 23 - 24, вроде бы восемь лет разницы, а всё равно можно найти что-то общее. Кажется, что она моя ровесница».
«Я ВСЁ ПОНИМАЮ, НО ЭТОГО Я НЕ ПОНИМАЮ»
Туктамышева впервые на международном старте показала короткую программу под Florence and Machine Drumming Song с хореографией от Бурн. Елизавета ездила к известному канадскому специалисту летом, чтобы поработать над компонентами в своей программе. Бурн поставила Туктамышевой программу под Drumming Song, но затем Мишин отказался от постановки.
Музыку в короткой заменили на заезженную в фигурном катании Oblivion Астора Пьяццолы. При этом базу движений оставили от программы под Florence and Machine. Такая полумера не сильно впечатлила судей – на предыдущем турнире Туктамышевой Lombardia Trophy ей сильно порезали баллы.
В итоге Туктамышева решила всё-таки вернуться к оригинальной постановке от Ше-Линн. Она впервые публично откатала программу под Drumming Song на Кубке Санкт-Петербурга, а затем решила выйти с этой программой и в Эспоо.
«Мы хотим точно определиться с музыкой до начала Гран-при», – объясняла Туктамышева. До сих пор существует вариант, при котором короткую оставят под Oblivion, но если здравый смысл не обманет Мишина и Туктамышеву, то стоит остановиться на варианте под Drumming Song.
«Это очень свежая программа, я бы даже сказал новаторская, – оценил в интервью «БИЗНЕС Online» программу Туктамышевой знаменитый американский фигурист Адам Риппон, который приехал в Эспоо презентовать свою автобиографию. – Туктамышева показала очень быстрое катание, энергичное, при этом плавное и продуманное. Каждый элемент стоит на своем месте, а вся программа в целом создает ощущение целостности. Значит, музыка подходит».
Но судьи не оценили изменения в катании Туктамышевой. Прибавка в оценке за компоненты по сравнению с турниром в Италии – меньше балла. Больше всего поразила оценка за технику – меньше 40 баллов в короткой с чистым тройным акселем и без падений на других прыжках вряд ли кто-то получал.
«Мне все понравилось! – еле сдерживая улыбку, пробежала по микс-зоне Туктамышева. – Без комментариев». У нее было отличное настроение. Ровно до того момента как она с тренерами увидела оценки. Елизавете ничего не оставалось делать, кроме как ехидно показать «одобрительный» палец вверх. «Я все понимаю… Но этого я не понимаю», – написала она затем в своем инстаграме под фотографией с кис-энд-край, но тут же удалила фото.
Всего 72,66 балла: Туктамышевой срезали каскад, увидев плохой выезд с тройного тулупа, низко оценили качество исполнения акселя и лутца, на третий уровень поставили дорожку шагов и вращения, а также за неверное ребро на тройном флипе. Неверное ребро на флипе – крайне спорный, но все же возможный недочет российской фигуристки. Но оценки за дорожку шагов и вращения шокируют.
По оценке за комбинированное вращение Туктамышева заняла 17-е место. По оценке за дорожку шагов – 11-е. При том, что большинство участников этого турнира – фигуристки, о существовании которых не знает даже Википедия. Вряд ли чемпионка мира и Европы могла сделать вращения хуже, чем фигуристки из Филиппин и Нидерландов, при всем к ним уважении.
«В ПРОИЗВОЛЬНОЙ БУДЕТ ТРОЙНОЙ АКСЕЛЬ»
В итоге после короткой лидирует дебютантка Косторная. Алена шикарно исполнила свою короткую программу и установила мировой рекорд по баллам за короткую для первого турнира на взрослом уровне. 77,25 балла без тройного акселя или каскада тройной лутц+тройной риттбергер – невероятные цифры.
Если главной фишкой Трусовой и Щербаковой всегда считали прыжки, то Косторную в группе Этери Тутберидзе выделяли за вращения и презентацию. На юниорском уровне ей ставили огромные компоненты – чуть ли не в два раза больше, чем конкуренткам. Не стала жадничать и судейская панель соревнований взрослых. 34 балла за компоненты на первом же турнире – Евгении Медведевой, для сравнения, на первом взрослом турнире поставили 27 баллов.
Высокие баллы Косторной обеспечивают и хорошие GOE – оценки за исполнение элемента. Все прыжковые элементы – на большие плюсы. По +3,+4. Суммарно такая оценка даёт существенную надбавку к баллам за технику.
При этом сама Алена ещё и находит недочеты в своем прокате. «Нормальный прокат, но всегда есть, куда совершенствоваться», – сказала она. И добавила, что короткую программу будут менять, доводить её до уровня произвольной.
Что это значит? На тренировке перед Finlandia Trophy Косторная тренировала вариант произвольной с тройным акселем. И даже не одним, а двумя. «В произвольной тройной аксель будет, – сказала Алена. – В короткой нет, потому что этот элемент я начала тренировать только после открытых прокатов. Хорошо он стал получаться в последние недели две. Для меня главное, чтобы я ехала и понимала, что его прыгну. А не так – попаду или не попаду. Пока решили не рисковать».
Учитывая с каким запасом Косторная прыгает двойной аксель, тройной она должна делать без ошибок. И в таком случае Алена станет практически неуязвимой фигуристкой без слабых мест. Даже без ультра-си на дебютном турнире ей ставят высокие баллы, а что будет когда она покажет тройной аксель? Возможно, опасаться Косторную придется даже Трусовой.
Но соперничество с Трусовой – это вопрос будущего. Насущная задача – чисто откатать программу с тройным акселем и обыграть Туктамышеву. Которая определенно не собирается сдаваться.