Сегодня Уфа и Казань проведут первую из шести игр в регулярке.
Сегодня в 14:30 по московскому времени в Уфе состоится первый в сезоне официальный матч между «Салаватом Юлаевым» и «Ак Барсом». Перед встречей эксперт «Матч ТВ» и «БИЗНЕС Online», бывший генеральный менеджер уфимского клуба Леонид Вайсфельд рассказал об актуальности «зелёного дерби», объяснил, почему нельзя называть казанских воспитанников «своими» и предположил выход из ситуации с Эмилем Гариповым.
«ДЕРБИ РАСКРУЧИВАЮТ С ОБЕИХ СТОРОН»
– Леонид Владленович, перед первым «зелёным дерби» в сезоне столкнулся с мнением, что это уже не дерби, потому что команды находятся в разных весовых категориях. Разделяете такую точку зрения?
– Я не считаю, что статус этих игр падает. Вокруг них всегда есть ажиотаж, интерес болельщиков. Причём так было всегда, не важно, на каких местах в таблице они идут. Да и сейчас пока рано говорить об этим местах, команды готовятся к плей-офф.
– Матчи «Салавата Юлаева» с «Ак Барсом» – главное дерби КХЛ?
– Можно так сказать. Эту историю поддерживают и раскручивают с обеих сторон – и Казань, и Уфа.
– Достаточно ли делают клубы?
– Мне всегда была интересна спортивная сторона вопроса. А этот вопрос – к маркетологам. Меня такие вещи не очень интересуют, но по-моему работа проделана очень хорошая.
– Когда вы работали в Уфе, говорилось что-то о том, что «Ак Барс» нужно было обыграть обязательно?
– И так было всё понятно. Никакой накачки не было. Это и игроков касается, они же читают интернет, смотрят телевизор.
– Есть ли сегодня в «зелёном дерби» политика?
– Мне в своё время глава республики не звонил и не говорил, что нужно обыграть Казань. Такого не было. Давления никакого не чувствовал. Игроков на эту тему никто не напрягал.
– В Башкирии сейчас новый глава, для него может быть важно, чтобы «Салават» обыграл «Ак Барс».
– Может быть, но я с ним не знаком и ничего сказать не могу.
«СВОИ ВОСПИТАННИКИ В КАЗАНИ – НЕ СОВСЕМ «СВОИ»
– Почему в этом сезоне команды так по-разному выглядят?
– Во-первых, в прошлом году «Салават» играл примерно так же. Во-вторых, мне кажется, что в Казани понятна философия клуба, они знают чего хотят. В Уфе лично мне это менее понятно. И ресурсы у Казани выше.
– Тогда о философии. У «Ак Барса» полно своих игроков в составе, у «Салавата» почти никого нет.
– Как это «никого нет»? Там-то их очень много, другое дело, как использовать этих людей. Но это вопрос не ко мне, а к «Салавату». Вообще, я не согласен, потому что в Уфе молодёжь как минимум не менее талантливая. У «Ак Барса» что, есть игроки уровня Родиона Амирова и Шакира Мухамадуллина?
– У «Ак Барса» есть Даниил Журавлёв, который проводит по 15 минут за матч.
– Он постарше немного.
– Но в Уфе таких нет, а в Казани в составе Альберт Яруллин, Артём Лукоянов, Владимир Ткачёв, Эмиль и Артём Галимовы, Эмиль Гарипов, Данис Зарипов.
– Всех своих собрать можно, вопрос в том – кого, какой ценой и под какие задачи. Мне вообще не нравится, когда это (свои-чужие) возводят в культ. Если вы своих хотите, тогда в «Золотой шайбе» играйте.
– «Ак Барс» со своими воспитанниками идёт в лидерах Востока.
– Да, но так, если взять, они, по большому счёту, не совсем свои. Из всех перечисленных вами игроков, в Казани родился только Яруллин. Допустим, Ткачёв – из Киева, Лукоянов, ну ладно, он из Альметьевска. В Ярославле тоже все «свои», а ярославских там не так много. Когда ты скупаешь пачками, они потом становятся своими. Когда Кубок над головой поднимают, уже никто не вспоминает – свои воспитанники или нет.
– Когда вспоминаешь, что в деревне Татарский Дюм-Дюм Кубок бывал пять раз, а в Уфе – один, хочется поспорить.
– Это красивая история для болельщиков.
– Зарипов не заслуживает своих денег?
– В моём понимании, такие деньги – это доминирующий игрок. Это как Алексей Морозов в своё время в «Ак Барсе», или Андрей Коваленко – в Ярославле, или Александр Радулов в Уфе, Сергей Мозякин в «Магнитке» – в чемпионские сезоны. Это люди, которые приносили Кубок.
«ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ АМИРОВУ БЫЛО 30, ОН ЗАСЛУЖИВАЛ МЕСТО В СОСТАВЕ»
– Вернёмся к Уфе. Летом в «Салавате» появился Амиров, много играл, был лучшим снайпером предсезонки, сейчас пропал...
– Я слышал, что у него какая-то травма была. Другой момент в том, что молодого игрока надо как-то постепенно вводить. Надо понимать какие у тренеров причины, может быть, он резко снизил свой уровень.
– Вам тоже показалось, что Цулыгин изменил отношение к молодым игрокам? В прошлом году он не давал возможности ни Илье Баранову, ни Павлу Шэну.
– Вот, кстати, Шэн. Хороший пример. Все с ним носятся, как с писаной торбой. Я понимаю, его бы спустили в прошлом году в «Толпар» или «Торос», и он бы там по четыре очка набирал каждую игру. Но он там тоже подвигов не совершал. Да, хорошо сыграл на чемпионате мира, ну и что? Вчера появилась новость, что Двуреченский расторг контракт с белорусским клубом, а он вообще-то в финале чемпионата мира канадцам забивал. Но где Шэн-то?
– В Бостоне.
– Да, «в Бостоне», это понятно. Я вообще категорический противник того, чтобы искусственно ставить в состав молодых игроков. Надо ставить сильных игроков. Если ты видишь, что этот молодой сегодня слабее, но у него есть потенциал, то да, надо ставить. Все год назад восхищались Ярославлем. Ну и что? Вот, у них молодые, что дальше? Все эти искусственные меры – для запудривания мозгов болельщикам. В моём понимании, Амиров в начале сезона и особенно на предсезонке, играл как минимум не слабее других, безотносительно своего возраста. Даже если бы ему было 30 лет и он так же бы играл, он заслуживал места в составе. А в 17 лет тем более.
«ТРЕНЕР ВРАТАРЕЙ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМИ, А НЕ ОДНИМ ГАРИПОВЫМ»
– Что «Ак Барсу» делать с Гариповым? Он свой последний матч в КХЛ провёл в декабре, отказывается подписывать новый контракт на меньшую сумму, ещё месяц будет восстанавливаться.
– Я не знаю, что хочет «Ак Барс», и что хочет Гарипов. Читал, что они хотели его продлить на меньшую сумму. Тут же вопрос такой. Я тебе говорю: «Давай я снижу тебе контракт, но добавлю год». Если ты совсем невостребованный, то соглашаешься, а если уверен в том, что найдёшь себе команду, то зачем тебе понижать зарплату? Мне кажется, что эта проблема Гарипова – не сегодняшняя, а прошлогодняя. Клуб изначально попал в эту ситуацию, а теперь надо как-то выпутываться. Кто там прав, кто виноват, я не хочу говорить, потому что не знаю нюансов. С точки зрения того, что он в чемпионской команде играл важную роль, но получил травму, надо как-то честно поступить.
Что делать «Ак Барсу» с Гариповым? Вратарь не играет почти год, в клубе готовы к обмену
– Как?
– Кто виноват в травме? Если виноваты в клубе, что вовремя не определили диагноз, значит надо лечить. Если сам виноват – другой вопрос. С юридической точки зрения, если он не хочет новый контракт подписывать, ничего сделать нельзя. Его даже расторгнуть нельзя, если он в списке травмированных.
– Что значит кардинально?
– Контракт расторгать. Но это будет некрасивая история. Думаю, что Казань на это не пойдёт. И вообще, я же не знаю, может они на него ещё рассчитывают в этом сезоне.
– То, что расторгли Мойсанена, это не выглядит травлей Гарипова?
– Я не знаю почему расторгли Мойсанена. Он сказал, что устал без семьи и ему надо домой. В моём понимании, Мойсанен сам уехал. По крайней мере, так пишут.
– Нужен ли в современном хоккее тренер вратарей? В Казани от него решили отказаться...
– Мне кажется, что тренер вратарей нужен. Другое дело, что у него должен быть более широкий объём работы. Он должен заниматься всеми вратарями в клубе, а не только одним. Судя по тому, что я читал, Мойсанен занимался одним Гариповым. Если это так, то это неправильно, слишком большая роскошь. Тогда давайте к каждому игроку тренера приставим.
«КУДА ЕЩЁ ДЕТЬ МАННИНЕНА? В ТРЕТЬЕ ИЛИ ЧЕТВЁРТОЕ ЗВЕНО»
– Главная проблема «Салавата» сегодня – большинство. У команды всего 8.7 процента реализации лишнего, последнее место в КХЛ. Это из-за потери Антона Бурдасова?
– При наличии Умарка, Хартикайнена и Ларсена – это удивительно. Единственное, что я могу предположить, что, возможно, тренеры, имея таких мастеровитых игроков, не говорят им как это большинство разыгрывать. Может быть, они понадеялись на то, что у них уровень высокий, что они сами должны там что-то придумывать. А у тех по какой-то причине не идёт. Второй момент, возможно, так сказалась потеря Кемппайнена. Но, скорее всего, это первый случай. Такое бывает.
– Почему вы говорите о Кемппайнене, если в большинстве в прошлом году забивал в основном Бурдасов?
– Да, но в плей-офф Бурдасова не было. Я всё-таки думаю, что роль Кемппайнена была выше. Понятно, что Антон с броском, но Йоонас добавлял Умарку и Хартикайнену то, чего у них не было.
– То, что с ними теперь играет Хохряков – это находка Цулыгина?
– Это от того, что Маннинен играет не на том уровне, который от него ждали.
– Эти перестановки – хорошее решение или временное?
– Я думаю, что тренеры ищут третьего партнёра двоим легионерам в первую тройку. Если Хохряков убедит, что сможет играть на этой позиции, то останется. Пока слишком мало времени прошло.
– Маннинену место во втором звене?
– А куда его девать-то? Можно в третье или в четвёртое поставить. В первом, видимо, он тренеров не устраивает, если они идут на эти перемены.