«В футбол играла только «Барса», а мы ей мешали». 10 лет главной победе «Рубина»

Собрали истории, после которых вам захочется пересмотреть ту игру.

10 лет назад «Рубин» был сильнейшим клубом России: шёл ко второму чемпионству подряд и дебютировал в Лиге чемпионов, где попал в одну группу с «Барселоной».

В том году каталонцы добились уникального достижения в европейском футболе. Команда Хосепа Гвардиолы выиграла шесть трофеев из шести возможных, включая Лигу чемпионов. Ни до, ни после никому это не удавалось. К такой «Барсе» «Рубин» отправился в гости 20 октября 2009 года и одержал одну из самых важных побед в истории российского футбола.

Специально к 10-летнему юбилею участники матча вспомнили, как готовились к игре, какие эмоции испытывали на огромном стадионе «Камп Ноу» и что делали после исторической победы.

Перед прочтением текста предлагаем пройти тест, в котором надо назвать всех игроков «Рубина» в том матче. Проходите и возвращайтесь обратно!

Курбан Бердыев отмечает победу над «Барселоной» / фото: Jasper Juinen, Getty Images


РЫЖИКОВ БОЯЛСЯ ПРОПУСТИТЬ ВОСЕМЬ ГОЛОВ

«Мы улыбались, когда узнали, что сыграем с «Барселоной», – вспоминает в разговоре с «БИЗНЕС Online» итоги жеребьёвки Кристиан Нобоа, ныне полузащитник «Сочи». Эквадорец – один из трёх игрок стартового состава того «Рубина», который ещё продолжает карьеру. – Мы понимали, что надо будет бегать в два раза больше обычного и верить в себя. Лично я не думал, чем для нас закончится та игра. Просто радовался, что удастся сыграть против сильнейшей команды мира».

Соглашается с ним и другой легионер из того состава Лаша Салуквадзе, который был одним из четырёх защитников. На него легла очень сложная обязанность: «Во время стандартов я должен был опекать Ибрагимовича. Это очень сильный футболист, в борьбе с ним сложно действовать. Он нам забил, но с игры».

Златан Ибрагимович в матче с «Рубином» / фото: Jasper Juinen, Getty Images


Грузинский защитник был рад, когда узнал, что «Рубин» сыграет с «Барселоной». «Против них сыграть было большим вызовом. Все футболисты мечтали об этом. Мы не опасались силы «Барсы». Нас отлично подготовили физически и морально. Если бы мы думали, что слабее их, то без шансов бы проиграли. Думали только о победе. Это заслуга нашего тренерского штаба и лично Курбана Бердыева».

Его слова подтверждает бывший тренер «Рубина» и колумнист «БИЗНЕС Online» Павел Черепанов: «В целом, паники у нас не было. Вот главное достижение той игры. Функционально игроки были хорошо подготовлены. Бердыев индивидуально разговаривал с ними, но это была обычная, годами проверенная работа в недельном тренировочном цикле».

А вот вратарь казанцев Сергей Рыжиков говорит, что сильно сомневался даже в ничейном исходе. «Никто не верил, что «Рубин» сможет увезти с «Камп Ноу» хотя бы одно очко. Да я сам перед игрой думал: лишь бы не опозориться, не пропустить семь-восемь голов. Пять – куда ни шло. А оно вон как повернулось», – отметил на днях вратарь «Крыльев Советов» в интервью порталу олимпийского комитета России.

«ТЕОРИИ БЫЛИ НЕРЕАЛЬНО ДОЛГИЕ»

Отдельное внимание теоретическим занятиям перед игрой в Каталонии. Бердыев известен долгими разборами, но та подготовка отличались от обычной. «Курбан Бекиевич нередко затягивал теории, но тогда они были реально долгие», – вспоминает Нобоа.

Кристиан Нобоа / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


У «Барсы» игра строилась на тройке Лионель Месси, Хави и Андрес Иньеста. «Это очень сильные футболисты. От нас всех требовалась максимальная концентрация, – продолжает эквадорец. – Мы знали, что одной нашей ошибки «Барсе» может хватить. Личных бесед со мной у Бердыева не было. Он просто требовал от полузащитников подбирать максимальное количество мячей и следить за всеми движениями Хави и Иньесты».

Главной силой той «Барсы» уже тогда стал Месси. Через месяц после того матча аргентинец возьмёт первый «Золотой мяч». Доминирование Месси в мировом футболе только начиналось, но он уже сводил с ума своей игрой защитников. У «Рубина» был особый план по сдерживанию форварда.

ПОД МЕССИ ВЫШЕЛ КАЛЕШИН. ОН УЗНАЛ ОБ ЭТОМ ТОЛЬКО В ДЕНЬ МАТЧА

«Мы готовились против него играть, когда был футбольный пик «Барселоны». Его просто нельзя было оставлять одного ни на секунду», – вспоминал Бердыев в интервью «БИЗНЕС Online». 

«Мы изучали много видео, знали, что делать с Месси и другими футболистами», – добавляет Салуквадзе.

Черепанов подробнее рассказал нам, как команда готовилась к Месси. «Тогда у него излюбленная позиция была справа, на фланге. Бердыев придумал поставить правого защитника Калешина в позицию левого полузащитника, хотя он никогда не играл хавбеком. От него требовалось «прихватывать» Месси, когда аргентинец отходил в глубину, чтобы получить мяч. В идеале ему нужно было помешать принять передачу, но это очень сложная задача. Когда Виталию это сделать не удавалось, на помощь приходил Ансалди, наш левый защитник».

В итоге пара сдержала Месси – будущий пятикратный обладатель «Золотого мяча» не забил.

Виталий Калешин и Лионель Месси / фото: Jasper Juinen, Getty Images


Калешин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online», что кроме Месси на том фланге шли проблемы ещё и от Дани Алвеса. «Я также реагировал по нему, потому что он играл очень высоко».

Бывший защитник «Рубина» и «Краснодара» признался, что в том матче вообще не должен был играть. «Как сейчас помню, дня за три до матча я только восстановился, а до этого пропустил недели три. Было очевидно, по крайней мере, мне, что нужно ещё время, чтобы набрать нужную форму. И только в день игры на предыгровой тренировке Курбан Бекиевич сказал, что я в старте. Да, у него всегда были три-четыре позиции, которые трудно было предугадать, кто именно выйдет. И вот за несколько часов до матча меня вызвали и рассказали о моих тактических функциях на игру».

«КОГДА ГЕК ЗАБИВАЛ, У НАС БЫЛО НЕСКОЛЬКО СЕКУНД ПЕРЕДОХНУТЬ»

Бердыев по молекулам разобрал игру каталонцев. По словам Черепанова, он сделал очень важный вывод – «Барселона» играет «на отскоках». «Суть в том, что игроку достаточно отбежать, отскочить всего на три шага от соперника, чтобы принять пас. Так что нужно было играть очень плотно с ними. И ребята в целом справлялись с этим».

Было очевидно, что любое владение станет для футболистов «Рубина» большим достижением. «Защитники «Барселоны», когда команда в атаке, располагались у центральной линии поля, а за их спинами было много свободного пространства. «Рубин» был готов использовать этот шанс, поэтому гол Карадениза стал результатом продуманной тактики», – считает Черепанов.

Ту атаку своим перехватом в центре поля начал Нобоа. Одним касанием он прервал пас Бояна Кркича и выдал пас на Алехандро Домингеса. «Мы тренировали именно такие перехваты, – утверждает Нобоа. – Мы знали, что они любят играть между линиями, и пытались накрывать. У Чори с Геком была перспективная атака, но я не думал, что это всё закончится голом. Я лишь смотрел за футболом и хотел им сказать спасибо, что у нас появилось несколько секунд, чтобы отдохнуть. Но сил осталось, чтобы добежать до них и отпраздновать гол».


После гола Карадениза каталонцы стали ещё активнее действовать у ворот Рыжикова. «После его забитого мяча наступил самый тяжёлый отрезок в игре. Они очень много начали атаковать. К тому же на трибунах было 55 тысяч болельщиков. Люди кричали и гнали свою команду вперёд. Я не могу описать эмоции, когда ты выходишь играть на «Камп Ноу». Просто невероятные ощущения», – спустя годы делится эмоциями Салуквадзе.

«В ПЕРЕРЫВЕ БЫЛО ВСЁ РАВНО КАК ЗАКОНЧИТСЯ ИГРА, ВЕДЬ ОДИН ТАЙМ МЫ УЖЕ ВЫИГРАЛИ»

Но все эти десятки тысяч замолчали уже на второй минуте. Счёт в игре открыл дальним ударом Александр Рязанцев. «Я хорошо видел его удар, – отметил Салуквадзе. – С моей позиции было хорошо видно, что Саша попал прямо в девятку. Классный выстрел». На перерыв «Рубин» ушёл, ведя 1:0.

«Мне почему-то больше запомнились эмоции после первого тайма, а не после игры. Я думал, что даже если мы проиграем игру, то для меня это будет неважно. Ведь мы уже выиграли один тайм у «Барсы». Мы перекинулись этой мыслью с Ансалди и Навасом и заулыбались», – говорит Нобоа.

Салуквадзе, напротив, был серьёзен в перерыве. «Тренеры просили не потерять концентрацию и жёстче играть в защите. Особенно ничего не было. Мы знали, что впереди ещё больше 45 минут. Я точно не думал, что мы обыгрываем «Барсу». Думал только о втором тайме». В нём команды по разу обменялись голами, и «Рубин» победил «Барселону», которая в том сезоне проиграла в Лиге чемпионов всего дважды. Второй раз – «Интеру» в первом полуфинальном матче.

В КАТАЛОНИЮ «РУБИН» ПОЛЕТЕЛ БЕЗ ПЕРЕВОДЧИКА И КЛЮЧЕВОГО ЧЕЛОВЕКА ПО СВЯЗИ

В составе казанцев тогда было много иностранцев, но главный переводчик клуба не смог поехать на игру. Артём Журавлёв (сейчас он в московском «Динамо» - ред.), стал первым переводчиком в истории «Рубина», проработав в клубе 15 лет. Правда, перед самой игрой Артём заболел.

«Бердыев очень серьёзно к этому относился. Боялся, что игроков заразят, сразу освобождал от работы и отправлял домой. Кстати, ни у кого больше такого не замечал. Как назло, я заболел перед игрой, хотя до этого вообще не пропускал зарубежных поездок. В итоге остался дома», – рассказывает он.

Тогда в команде работал ещё Юрий Солано, но Журавлёв на еврокубковых выездах был не только переводчиком, но и считался главным контактным лицом клуба. Он был ключевым человеком по связи между «Рубином», соперником и УЕФА. И в такой ответственный момент не смог поехать с командой.

«Было очень обидно пропускать выезд в Барселону, но за игрой я внимательно следил из Казани. Эта была невероятная победа «Рубина», – подчеркивает Журавлёв.

БЕРДЫЕВ ПОСЛЕ МАТЧА: «ВЫ ЧТО ТАК ТИХО СИДИТЕ? КАЖДЫЙ ДЕНЬ ИХ ОБЫГРЫВАЕТЕ?»

Сразу после игры оператор выхватил Бердыева, который упал на колени и начал молиться. Футболисты на поле стали обниматься, но в раздевалке в первые минуты было не так эмоционально. «Мы зашли, как после любой победы, похлопали и просто молча сидели, а Курбан Бекиевич почему-то задержался и не сразу оказался в раздевалке, – говорит Калешин. – И вот он заходит, видит какие мы обычные сидим и выдаёт: «Вы что сидите так тихо? Каждый день «Барселону» обыгрываете?». После этого завелись и поорали. А так опустошение было нереальное. Эмоции ушли и никаких мыслей вроде: «Это же великая победа!» – как-то не было сразу».

Фото: Jasper Juinen, Getty Images


«В Казани нас встречали с салютом. Мы были очень рады. Это было нереально. Я уже тогда понимал, что мы сотворили историю для Казани и России. Я понимал, что люди будут помнить об этом и через пять, и через 10 лет», – считает Нобоа.

Дома команду встретили сотни болельщиков в аэропорту. «Это было очень приятно, но мы понимали, что у нас нет времени на празднования. Впереди другие матчи в Лиге чемпионов и чемпионате России, который мы выиграли во второй раз подряд. Эйфории у нас не было», – утверждает Салуквадзе. 

В отличие от Нобоа Лаша не предполагал, что спустя годы о игре в Каталонии продолжат вспоминать. «Я не думал, что наша победа станет таким знаковым событием. Мне очень приятно, что вы помните о той игре. Хочу всем болельщикам и городу сказать спасибо. Для меня Казань стала родной в том числе и благодаря таким победам».

«В ФУТБОЛ ИГРАЛА ТОЛЬКО «БАРСА», МЫ ЕЙ МЕШАЛИ И ОБОРОНЯЛИСЬ»

Он также вспоминает, как на победу «Рубина» реагировали в СМИ. «В газетах писали, что это была случайность. Было немного обидно читать такое. Но мы доказали, что это было неслучайно. В Казани мы сыграли вничью с «Барсой», а до этого была ничья с «Интером», хотя я считаю, что мы могли их обыграть. В тот год «Барселона» и «Интер» были сильнейшими командами в мире. Мы играли с действующим и будущим победителем ЛЧ. И мы на равных играли с ними. В «Рубине» собралось много хороших людей, мы были одной семьёй».

Лионель Месси и Лаша Салуквадзе / фото: Jasper Juinen, Getty Images


Победа «Рубина» над «Барсой» стоит особняком, несмотря на другие победы российских клубов над грандами Европы. Калешин считает, что повышенное внимание к этому матчу объясняется набором факторов. «Там был и есть Месси – лучший футболист мира. С ним уже выделяют отдельную часть «Барселоны». Ещё сыграл факт, что мы не из столицы. Московские клубы всегда на слуху. «Рубин» объективно не был тогда таким клубом, чьё название могло кого-то напрячь. 

Только по прошествии двух-трех лет «Рубин» стал по-настоящему топовым клубом России. Первое чемпионство в 2008 году для всех было неожиданным. Следующий сезон, конечно, подтвердил, что «Рубин» – сильная команда с очень грамотным тренером. И когда команда из Татарстана - периферии - побеждает такой клуб, то добавляется резонанс такой победе. Ну и «Барселона» тогда выиграла вообще всё, а тут нарисовались мы.

Андрес Иньеста и Алехандро Домингес / фото: Jasper Juinen, Getty Images


Не все футболисты пересматривали ту игру, но Нобоа один из немногих, кто регулярно смотрит тот матч. «Очень интересно смотреть, как мы оборонялись. В этом компоненте мы провели выдающуюся игру. Но в целом в футбол в этом матче, надо признаться, играла только «Барселона». Мы не играли, мы ей мешали и всё время оборонялись. С Семаком в «Зените», когда он уже был тренером, мы тоже обсуждали эту игру и пришли к мнению, что мы тогда не играли. Мы отлично бегали, а также создали большие проблемы «Барселоне».

«Сейчас я понимаю, что та победа – итог работы всех предыдущих лет, – рассуждает Черепанов. – Считаю, это была вершина тренерской карьеры Бердыева. Он подготовил команду так, что она смогла очень достойно играть с сильнейшим клубом планеты».

Спустя 10 лет «Рубин» сильно отличается от той команды, но победа в Барселоне остаётся в памяти до сих пор, несмотря на не самые удачные результаты последних лет.

Назовите состав «Рубина» в победном матче с «Барселоной»

Данил Зайнуллин