«Зелёное дерби» на «Казань Арене»? «Ак Барс» из-за Цирка дю Солей раздумывает над «зимней классикой»

Матч на футбольном стадионе обойдётся в 35 - 45 млн рублей.

«Ак Барс» в неприятной ситуации – из-за ледового шоу Crystal Цирка дю Солей команда не сможет сыграть на «Татнефть Арене» матчи против «Салавата Юлаева» и «Сибири» 19 и 21 декабря.

Есть вариант как со старым Дворцом спорта, который вмещает всего 3,5 тыс зрителей, так и с «Казань Ареной». Стадион уже сейчас заявляет, что готов принять «зелёное дерби», но клуб всё ещё сомневается.  

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


ЛЕДОВОЕ ШОУ АНОНСИРОВАЛИ ЗА ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА ДО ПУБЛИКАЦИИ КАЛЕНДАРЯ КХЛ

Ситуация возникла из-за несогласованных действий «Ак Барса» и «Татнефть Арены». Договор аренды между ареной и цирком был заключён 13 февраля, а в начале марта стартовала продажа билетов на шоу. Более того, мероприятие анонсировалось в СМИ. Ещё за четыре месяца до публикации календаря КХЛ (12 июля) было известно, что с 19 по 22 декабря «Татнефть Арена» будет занята.

На арене регулярно проходят неспортивные мероприятия – концерты, форумы, ледовые шоу – но ранее таких накладок не возникало. В мае арена ежегодно отправляет «Ак Барсу» документ, в котором указаны даты запланированных мероприятий. Затем клуб передаёт его в КХЛ, а после календарь матчей составляется с учётом информации от команд. Напрямую с аренами лига не взаимодействует.

Графика: Сергей Гусев, БИЗНЕС Online

«Лига старается учесть все забронированные на аренах мероприятия при условии, что клуб сообщил о них до установленной даты. Если всё-таки появляется новое мероприятие, клуб согласовывает возможность его проведения в рабочем порядке», – рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе КХЛ.

По нашим данным, в бланке, который «Татнефть Арена» отправила клубу, указано, что шоу состоится в декабре. При этом точных дат выступлений там нет, что также вызывает вопросы, ведь они были известны. В клубе понадеялись на арену и проигнорировали отсутствие точных дат в бланке, который после переслали в КХЛ. Хотя достаточно было уточнения у арены или мониторинга СМИ, чтобы избежать ситуации. 

«Хоккейный клуб «Ак Барс» выступает арендатором «Татнефть Арены» и не может влиять на переговоры арены с другими арендаторами. Заключив договор аренды, хоккейный клуб «Ак Барс» руководствовался принципом добросовестности гражданского права и не перепроверял расписания мероприятий арены на указанные даты», – говорится в заявлении пресс-службы казанской команды.

Цирк дю Солей в Казани / фото: Ирина Ерохина, БИЗНЕС Online


8 августа Цирк дю Солей написал у себя на сайте об обращениях от зрителей, которые «обратили внимание, что в даты наших выступлений в календаре мероприятий на сайте «Татнефть Арены» заявлены другие мероприятия».

Как уточнили нам в пресс-службе цирка, 19 августа – уже после публикации календаря регулярного чемпионата КХЛ 2019/20 – «Татнефть Арена» дала официальное подтверждение, что шоу Crystal состоится, согласно подписанному договору, с 19 до 22 декабря. Пресс-служба «Ак Барса» отметила, что о необходимости перенести матч клуб был уведомлён в третьей декаде августа, за несколько дней до старта сезона. 

Crystal – первое ледовое шоу в истории Цирка дю Солей, его премьера состоялась в Канаде в конце 2017 года. В нынешнем году выступления пройдут в пяти городах России – Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Екатеринбурге. Минимальная стоимость билетов – 1600 рублей, максимальная – 8 тыс.

По нашей информации, «Татнефть Арена» пыталась перенести шоу на другие даты, но организаторы отказались. По городу уже давно расклеили баннеры с предстоящим шоу, рекламу крутят по ТВ и в интернете. Если мероприятие не состоится по вине арены, то принимающей стороне придётся выплатить солидную неустойку.

«ЗЕЛЁНОЕ ДЕРБИ» МОЖЕТ ПРИНЯТЬ АРЕНА НА 3,5 ТЫС ЗРИТЕЛЕЙ

Источник, близкий к «Ак Барсу», сообщил нашему изданию, что клуб предложил КХЛ изменить даты декабрьских матчей. Лига отказала, сославшись на возможные логистические проблемы.

Ещё одним выходом из ситуации был обмен с «Салаватом» и «Сибирью» домашними матчами, однако, этот вариант не устроил ни одну из команд. Сказался вынесенный в Швейцарию матч между «Ак Барсом» и «Салаватом», который состоится после игры с «Сибирью». В случае обмена «барсам» пришлось бы лететь в Давос из Новосибирска, а не из Казани.

Графика: Сергей Гусев, БИЗНЕС Online


Сейчас «Ак Барс» нацелился на дворец спорта, где команда выступала с 1967 по 2004 годы. По заявлению пресс-службы клуба, КХЛ уже одобрила эту идею – старый дворец соответствует техническому регламенту лиги. 

Но перенос «зелёного дерби», одного из главных противостояний лиги, в старый дворец спорта – это серьёзный удар по доходам команды. Арена вмещает всего 3,5 тыс зрителей, то есть полностью будет забита владельцами абонементов. К тому же, в дворце не удастся провести такую же развлекательную программу для зрителей, как на «Татнефть Арене». То же самое касается фирменных магазинов и точек питания. 

Если «Ак Барс» выберет старую арену, то может недосчитаться, по самым скромным оценкам, 4 млн рублей за каждый матч. Клуб отказался называть точную сумму, сославшись на коммерческую тайну. Источники, близкие к клубу, отметили, что сейчас между руководством арены и команды ведутся переговоры о компенсации – «Татнефть Арена» готова покрыть часть суммы, которую недополучит «Ак Барс» от двух декабрьских матчей. 

«КАЗАНЬ АРЕНА» ГОТОВА ПОМОЧЬ В ОРГАНИЗАЦИИ «ЗИМНЕЙ КЛАССИКИ»

Более подходящий вариант для «зеленого дерби» – «Казань Арена». «Клуб рассматривает возможность проведения одного матча на открытом воздухе на футбольном стадионе, в настоящий момент проводится финансовая оценка проекта», – говорится в заявлении «Ак Барса».

Как стало известно «БИЗНЕС Online», «Казань Арена» готова приютить «Ак Барс» на один матч, тем более, речь идёт о такой статусной вывеске, как «зелёное дерби». В пресс-службе «Казань Арены» сообщили, что восстановление газона после WorldSkills проводится именно с прицелом на возможную декабрьскую игру «Ак Барса». 

«Казань Арена» / фото: БИЗНЕС Online


Напомним, 22 и 27 августа на стадионе прошли церемонии открытия и закрытия чемпионата мира по профессиональному мастерству. Из-за дополнительных конструкций поле было повреждено и сейчас восстанавливается. Накануне на стадионе поставили новую дренажную систему, сейчас готовят подогрев поля. После того, как его прошьют синтетическими нитями, пройдёт первый посев. Ожидается, что эту часть работ завершат в конце ноября.  

Когда прорастёт первая трава, можно будет установить специальное покрытие, которое защитит её от нагрузки и низкой температуры от холодильного оборудования. С ним матч «Ак Барса» никак не скажется на состояние газона, и «Рубин» сможет вернуться на «Казань Арену» уже весной. По нашим данным, все работы по восстановлению поля обойдутся в 90 млн рублей.

Для «Казань Арены», учитывая политическую и медийную значимость встречи, важен сам факт проведения «зелёного дерби», а вопросы заработка и аренды не первостепенны.

«Хоккейный матч этой зимой на «Казань Арене» возможен, если начать подготовку в самое ближайшее время, условно – «завтра», – сообщили нашему изданию в пресс-службе стадиона. – Надо понимать, что кроме непосредственной подготовки площадки, есть и другие организационные процессы, например, согласование с КХЛ. Для успешной реализации необходимо оперативно принять решение всеми заинтересованными сторонами».

Графика: Сергей Гусев, БИЗНЕС Online


МАТЧ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ СТОИТ 35 - 45 МЛН РУБЛЕЙ, КЛУБ ОПАСАЕТСЯ РИСКОВ

В будущем такой уникальной возможности для хоккейного матча на «Казань Арене» может и не быть. Сейчас сошлось сразу несколько факторов – WorldSkills, «Рубин» без еврокубков, восстановление поля и Цирк дю Солей. Тем не менее, по информации «БИЗНЕС Online», в «Ак Барсе» опасаются некоторых рисков.

Во-первых, в клубе считают, что попросту не успеют подготовить «Казань Арену» должным образом. Остаётся меньше двух месяцев, так что решение необходимо принимать прямо сейчас. Для сравнения – НХЛ анонсирует матчи на открытом воздухе за семь месяцев.

Во-вторых, пугают затраты. По предварительным подсчётам, стоимость матча на открытом воздухе – от 35 до 45 млн рублей. В эту сумму входит установка и демонтаж холодильного оборудования, хоккейной коробки, покрытия на газон, а также маркетинг и эксплуатационные расходы.

3D-модель хоккейной коробки на «Казань Арене» / коллаж: Альберт Мифтахудинов и Сергей Гусев, фото: БИЗНЕС Online


Часть денег можно отбить за счёт спонсорских соглашений. Хотя интерес коммерческих спонсоров к игре пока полностью непонятен. С одной стороны, это первоклассное событие в жизни города и всей КХЛ, а с другой стороны – зачем «Татнефти» делить с кем-то лавры от такого суперматча? 

Кроме того, можно прилично заработать на билетах. Даже если продавать в среднем по 500 рублей, то при аудитории в 30 тыс можно заработать 15 млн рублей, то есть почти половину от затрат на организацию. Это без учета 72 скайбоксов на «Казань Арене». Цены в них выше (до 10 тыс рублей за место), как и уровень сервиса. Так как игра приходится на конец декабря, то кто-то точно захочет совместить корпоратив с просмотром хоккея. 

В-третьих, «Ак Барс» сомневается, что сможет собрать должную аудиторию на «Казань Арену». Матч с «Салаватом Юлаевым» пройдёт в четверг, а не выходной.

Но ранее арена уже собирала аншлаги вечером буднего дня. Закрытие Универсиады-2013 прошло в среду при полных трибунах. В 2015 году «Рубин» играл с «Ливерпулем» в четверг, и матч до сих пор удерживает домашний рекорд посещаемости (41585 зрителей).

Чтобы зритель пошёл на хоккейный матч на «Казань Арене», даже не нужно прилагать дополнительных усилий. Это «зелёное дерби», один из главных брендов в российском хоккее, да и сам формат «зимней классики» интригует зрителя. В Северной Америке и Европе такие игры собирают полные стадионы.

Фото: Adam Bettcher, Getty Images


«ЗИМНЯЯ КЛАССИКА» – ЭТО ЛОГИЧНЫЙ ШАГ В ПРОДВИЖЕНИИ «ЗЕЛЁНОГО ДЕРБИ»

Важнейший фактор – человеческий. Есть риски, что маркетологи «барсов» просто не справятся с организаций матча. С трудом прошёл, к примеру, «нефтяной матч», который проводился 30 сентября в «Татнефть Арене». Матч с «Нефтехимиком» команда приурочила к 15-летию партнёрства с «Татнефтью», хоккеисты вышли на лёд в черной форме. Но к этому событию клуб не смог подготовить обширную и уникальную шоу-программу.

Если уж в клубе не смогли справиться с организацией тематического шоу на знакомой площадке, то на новой арене проблемы могут лишь приумножиться

Опасения можно понять. Новый директор клуба Мансур Усманов пришёл в клуб в начале сентября из «Нефтяника», пока не сформировал свою команду менеджеров и потому ему приходится опираться на старые кадры, для которых такие масштабные проекты будут в новинку.

Как бы то ни было, «зимняя классика» – это естественное развитие бренда «зелёное дерби». В сезоне 2016/17 КХЛ в своём твиттере назвала матчи «Ак Барса» и «Салавата» главным противостоянием лиги. В прошлом сезоне команды представили логотип матча, в нынешнем – единые концепты игровой формы и переходящий Чак-чак Cup. Матч на открытом воздухе позволит «зелёному дерби» вновь вернуться на федеральный уровень.

Драка Линуса Умарка и Даниса Зарипова на «зелёном дерби» / фото: БИЗНЕС Online


Что касается второго выпавшего матча «Ак Барса», то для игры против «Сибири» вполне подходит и дворец спорта, если клуб сумеет грамотно обыграть возвращение на свою старую арену. По информации «БИЗНЕС Online», эту игру проведут в ретро-стиле. Такой приём в последние годы популярен в КХЛ, их регулярно использует «Спартак», «Трактор», «Северсталь» и «Магнитка». В Казани ретро-матча ещё не было.

Если встреча с «Сибирью» вполне подходит для дворца спорта, то проводить там игру с «Салаватом» недопустимо. Тысячи болельщиков не смогут попасть на арену из-за её маленькой вместимости – 3,5 тыс против 9 тыс на «Татнефть Арене».

Клуб при грамотном подходе может выжать максимум из неприятной ситуации, которую в общем-то сам для себя и создал. А может оставить всё как есть и пойти по самому легкому пути

Виктор Майоров, Айрат Шамилов