Оценки Алины тоже вызывают вопросы.
На Гран-при Франции после короткой программы первые два места занимают россиянки. Лидирует с тройным акселем дебютант взрослой серии Гран-при Алёна Косторная, на втором месте олимпийская чемпионка Алина Загитова.
Уже после короткой отрыв от всех соперниц у россиянок внушительный, больше четырех баллов. Но они всё равно не рады – их прокаты без серьёзных ошибок оценили на несколько баллов меньше положенного.
Ожидая оценок, Алёна радовалась и улыбалась. Она была уверена в себе и своих баллах. Косторная впервые выходила на этап взрослой серии Гран-при, но волнения не показала. Её короткая под музыку британского композитора Макса Рихтера получилась быстрой, красивой и выразительной. Серьёзных технических ошибок не было.
«У меня дрожит немного голос. Настолько проникновенно каталась Алёна», – сказал в эфире Первого канала после проката Косторной Илья Авербух.
Перед Гран-при Франции Алёна решила усилить свою программу, чтобы увеличить шансы на победу. На предыдущем турнире в Финляндии Косторная исполняла тройные аксели только в произвольной. В Гренобле добавила триксель в короткой и визуально очень легко его приземлила.
Только в итоге за чистый прокат с тройным акселем Косторная получила 76,55 балла. Почти на балл меньше, чем за такую же программу, но с двойным прыжком.
Радость Алены, её тренеров Даниила Глейхенгауза и Сергея Дудакова продолжалась ровно до того момента, как они увидели оценки за прокат.
«Эээ… – не стесняясь камеры, в прямом эфире недоумевает Косторная. – Как? И зачем я напрягалась?» Ошеломленная Алёна потом долго стояла у бортика и тщательно следила за выступлениями других фигуристок. Возможно, пыталась понять логику судейства на этом турнире.
Стоимость двойного акселя в базе – 3,30 балла. Тройного 8,00 баллов. Включение тройного акселя должно было поднять оценку Алены как минимум на пять баллов. Но в результате она получила меньше, чем в Финляндии, где её короткую оценили на 77,25.
«Было обидно, потому что я выполнила программу достаточно хорошо, но судьи посчитали, что не очень», – сказала в микст-зоне после проката Косторная.
Известный аналитик фигурного катания Джеки Вонг в своем твиттере написал сразу после проката Косторной: «Алёна только что выиграла короткую программу!».
Alena Kostornaia just won the short program at #IFP2019 #GPFigure
— Jackie Wong (@rockerskating) November 1, 2019
Глядя на оценки, добавил: «Может и нет… До сих пор не могу поверить в баллы Косторной».
I still can’t believe that SP score for Alena Kostornaia.#IFP2019 #GPFigure
— Jackie Wong (@rockerskating) November 1, 2019
Кратко о том, почему так получилось:
● На тройном акселе Косторной недокрут. Судьи посчитали, что она исполнила только два полных оборота. Базовая оценка прыжка снижена на 30%. Cнизились и GOE – от 0 до -2.
● Тройной лутц исполнен с неясного ребра.
● По компонентам Косторная проиграла самой себе образца Финляндии больше балла.
Косторную принято считать эталоном качественного скольжения, ярких программ и мягкого катания. «У неё прекрасное катание. Не по годам зрелое, женственное», – сказала, например, в интервью «БИЗНЕС Online» олимпийская чемпионка и шестикратная чемпионка мира Алена Савченко.
В итоге шесть судей оценили скольжение Косторной хуже, чем американки Мэрайя Белл. Судья из Франции Хелен Кукфат оценил скольжение Косторной седьмым местом.
«У Косторной очень хорошие связки между элементами», – отмечала вице-чемпионка мира 2012 Алена Леонова. Во Франции только два арбитра признали связки Косторной лучшими. Пять судей оценили их на третье место и ниже. Вновь постарался француз – седьмое место!
«Косторная катается очень выразительно. В ее программах видна история», – считает тренер ЦСКА Катарина Гербольдт. Но не судьи в Гренобле. За композицию, интерпретацию и презентацию Косторная получила на одном уровне с Вакабой Хигучи. Фигуристкой, которая искренне радуется оценке в 64 балла. Догадаетесь кто поставил меньше всего баллов? Правильно, судья из Франции.
Главная проблема современной системы судейства – разброс в оценках. Так австрийский судья оценил прокат Косторной в 82,16 балла. Французский – в 72,22 балла. Каким образом два профессиональных судьи, глядя на один и тот же прокат могут выставить оценки с таким разбросом?
И если оценки за компоненты хотя бы можно назвать субъективными (хотя не до такой же степени), то откуда берется разброс в три с половиной балла в оценке за технику?
В оценках Алины Загитовой не меньше вопросов. Загитова во Франции впервые показала на соревнованиях свою новую короткую под песню израильской певицы Ясмин Леви Me Voy.
Ряд экспертов с опасением ожидали короткую Алины. Она единственная топ-фигуристка, кто полностью отказался от предсезонных турниров до серии Гран-при. Но отсутствие стартов не помешало Загитовой показать пусть не идеальный, но ровный и уверенный прокат.
Лучше всего свое выступление оценила сама Алина: «Прокат рабочий. Можно лучше. Вышла и спокойно откатала».
В отличие от прошлого сезона, Загитова стала кататься с легкостью и с удовольствием. Раньше она преодолевала себя, стараясь показать чистое катание. Сейчас, когда Алина уже выиграла все существующие в фигурном катании титулы, она выступает спокойнее и увереннее.
Титулы и известность Алины позволяют ей получать топовые оценки за компоненты. Но вот оценка за технику, которая раньше была эталонной, удручает.
38,32 балла – на четыре меньше, чем у Косторной и на семь, чем у японки Рики Кихиры, установившей на прошлом этапе Гран-при лучший результат сезона в короткой программе.
Вращения, дорожка шагов, аксель, флип – все эти элементы Загитова исполнила отлично, и судьи их оценили по достоинству. Все испортил каскад тройной лутц+тройной риттбергер - коронный элемент Алины.
Впервые во взрослой карьере Загитовой поставили неверное ребро на лутце. По правилам, лутц как реберный прыжок должен исполняться с ярко выраженного внешнего ребра. Распространенная ошибка (такая постоянно возникает у Евгении Медведевой) прыгать лутц с внутреннего ребра, либо сменяя внешнее ребро на внутреннее.
Техника исполнения лутца у Загитовой практически эталонная. Даже неясные ребра у Алины были всего лишь на нескольких турнирах. Поэтому неверное ребро как минимум вызывает вопросы.
На риттбергере у Загитовой недокрут. Он действительно был, но, как заметил комментатор Алексей Ягудин, в пределах допустимого градуса. Но судьи решили оценить элемент по всей строгости.
Недокрут на втором прыжке, неверное ребро на первом. В итоге только по базовой стоимости Алина потеряла два балла. Оценка за исполнение в таком случае должна оцениваться в диапазоне от -2 до -3. Но судьи решили и здесь наказать за небольшие недочеты олимпийскую чемпионку по максимуму. -4 от американского арбитра и -5 от японского. Столько же ставят за падения и срывы элементов. За хорошее исполнение своего каскада Алина набирает больше 12 баллов. Во Франции ей дали всего 7,49.
Кроме того, Алине дали балл штрафа за необычное нарушение: она не уложилась по времени. В пресс-релизе федерации фигурного катания России сказано, что Загитова после финальной позы опустила руку. Судьи зачли это за движение.
Когда международный союз конькобежцев (ИСУ) после Олимпиады в Пхёнчхане затеял перемены в судействе основным аргументом была «забота» о зрителях. Якобы, раньше при GOE +3/-3 болельщики не понимали по каким причинам фигурист А оказался выше фигуриста Б.
Только вот после реформы стало всё гораздо хуже. Сейчас почему фигурист А лучше фигуриста Б не понимают уже не только болельщики, но и фигуристы, тренеры, эксперты, да и сами судьи.
Фигурное катание. Internationaux de France. Женщины. Короткая программа
1. Алена Косторная (Россия) – 76,55 балла
2. Алина Загитова (Россия) – 74,24
3. Мэрайя Белл (США) – 70,25
…11. Мария Сотскова (Россия) – 50,38