«Лига хоккейных шуток» изнутри.
«Авангард» выстрелил с новым шоу «Лига хоккейных шуток» – оказалось, что с хоккеистами можно сделать совершенно неформатную передачу и у них есть чувство юмора.
«Лига хоккейных шуток» – шоу, в котором два хоккеиста зачитывают друг другу, собственно, шутки. И необязательно смешные, часто они либо проходные, либо совсем глупые. Бывают и пошлые. Если соперник рассмеялся, то игрок получает балл. Побеждает тот, кто к концу выпуска получит больше очков.
Сам формат стал популярным на ютубе в последние несколько лет благодаря каналу «Чикен Карри», созданным креативной группой Fastfoxes, близкими друзьями телеведущего Ивана Урганта. Сценаристы канала и придумали «Лигу плохих шуток» со звёздами шоу-бизнеса и блогерами, которую затем адаптировал «Авангард».
Пилотный выпуск с Ильёй Михеевым и Игорем Бобковым вышел в прошлом октябре, и его посмотрели 65 тыс человек. Просмотры второго эпизода с Артёмом Манукяном и Михаилом Фисенко оказались очень высокими для спортивных каналов – почти 120 тыс зрителей.
«БИЗНЕС Online» поговорил с одним из создателей и сценаристов шоу Сергеем Колмагоровым, Раньше он был лидером команды КВН «Молодёжная сборная», выступавшей в высшей лиге. Колмагоров рассказал, кто придумал адаптировать популярный на ютуб формат, как придумывают шутки, насколько открыты для таких экспериментов игроки.
«СЦЕНАРИЙ К ШОУ МЫ ПИШЕМ ЗА 7-10 ДНЕЙ»
– Сергей, сколько человек трудятся над одним выпуском?
– В общем – 7 - 8 человек. Над сценарием работают три, в том числе я. Также над одним выпуском работают один или два оператора в зависимости от продакшна и один монтажёр. И ещё есть человек, который помогает всех организовать, подготовить место съёмок.
– Сколько времени занимает подготовка и съемка выпуска?
– По-разному. Всё зависит от количества актуальных новостей, которые мы можем обыграть. Грубо говоря, написать сценарий к выпуску можно дней за десять, но нельзя раз в десять дней снимать эпизод – нужно, чтобы накопились информационные поводы.
Примерно, это выглядит так: мы ждём два месяца, мониторим всё, что случилось в команде, о чём говорят болельщики и хоккеисты. Сами за 7 - 10 дней пишем шутки. Потом съёмка и монтаж.
– А как придумываются шутки?
– У нас у всех богатый КВН-овский опыт – мы, сценаристы, играли в телевизионных лигах, в высшей лиге, участвовали в проектах типа «Камеди Батл», поэтому опыт написания шуток вне хоккея у нас большой.
Иногда мы по одному или все вместе вспоминали какие-то актуальные темы, выбирали над чем можно пошутить. Бывает так, что шутка придумывается дома, иногда мы уделяем по два-три часа в офисе. Потом мы обсуждаем, что придумали и выбираем, по нашему мнению, лучшее.
– А на кого ориентирует шоу? Какая целевая аудитория?
– Прежде всего, это фанаты «Авангарда». Также стараемся разбавлять эпизоды шутками, которые были бы понятны не только омским болельщикам, но и зрителям из других городов. Плюс мы хотим, чтобы наше шоу могло и развеселить людей, которые и хоккей ни разу не видели. То есть, с помощью «Лиги хоккейных шуток» мы пытаемся еще и увеличить фанатскую базу «Авангарда».
– Как подбираются игроки для шоу?
– Внутри клуба мы обсуждаем, кто мог бы хорошо прочитать шутку, а потом предлагаем хоккеисту сняться в эпизоде.
В прошлом году в пилотном эпизоде к нам пришли Бобков и Михеев, и она понравилась остальным игрокам «Авангарда». Так что нас они «не боятся», наоборот, некоторые игроки сами подходят и просят пригласить их на съёмку.
– Кто же это? Манукян, над чьим носом смеялись Бобков и Михеев? (Почему Манукян обрадовался новому логотипу «Авангарда»? Потому что теперь у него не самый большой нос к клубе)
– Нет, он сам не проявил инициативу. Наоборот, эта шутка его немного зацепила, она понравилась одноклубникам. Сами понимаете, к чему это привело. Так что мы вызвали Артёма и предложили ему поучаствовать в шоу, ответить, так сказать. Он согласился, и ему очень понравился выпуск.
«У ИГРОКОВ ОБЫЧНО ПЯТЬ МИНУТ, ЧТОБЫ ОЗНАКОМИТСЯ С ШУТКАМИ»
– Когда игрокам показывают шутки, которые они должны зачитать?
– Перед съёмкой. Происходит это так: приходят два игрока, на площадке также присутствуют два сценариста. Один игрок идёт в соседнюю комнату с одним сценаристом, а другой – с другим.
Сценарист показывает шутки своему игроку – читка занимает всего пять минут. Это нужно, чтобы хоккеист вслух услышал себя и понял, где и с какой интонацией надо сказать. Естественно, нельзя, чтобы «соперник» услышал чужие шутки во время читки.
Во время читки игроки говорят, что им понравилось, а что нет. Бывает так, что сценарист говорит шутку, но хоккеист не понял, в чём юмор. В таких ситуациях надо убедить игрока, что она хорошая и отлично зайдёт. Обычно плохие шутки мы сами отсеиваем. А потом начинает съёмка.
– И сколько всего шуток придумываются для эпизода?
– Всего мы придумываем примерно 50 - 60 шуток для эпизода, худшие отсеиваем перед приходом хоккеистов. Затем их перераспределяем между игроками так, чтобы ни у кого не было преимущества – количество крутых, проходных и несмешных шуток у всех поровну. По факту же есть шутки, которые не вошли в итоговое видео. Мы их сняли, но оказалось, что хоккеист как-то неправильно их прочитал, запнулся где-то, или в текстовом варианте она смешная, а вслух – совсем нет.
– Собственные шутки игроки не пытаются сказать?
– Пока ещё не было. Наверно, у них настолько плотный график, что просто нет ни времени, ни сил, чтобы придумать какую-то шутку. .
Стоит признать, что и сами игроки импровизируют во время съемок. Например, Стась и Широков по ходу старались что-то своё придумывать, как-то подыграть оппоненту, придумать что-то смешное в ответ.
– Есть ли какие-то запретные темы?
– Только те, которые как-то переходят наши нормы морали. Никто нам не говорит: «Вот про это пишите, а про это – нет».
– Например, можете обыграть тему со скандалом во время новогоднего корпоратива?
– Можем, но не будем. Просто это уже всё устарело, давно потеряло актуальность. Сами хоккеисты в других видео про это шутили, например, Миша Фисенко в ролике у Алексея Шевченко. В клубе этот скандал давно пережили, сейчас все с юмором к этому относятся.
– А в целом, хоккеисты смотрят ютуб и следят за трендами?
– Некоторые – да, а некоторые – нет. Когда я снимал сюжет для шоу «Командировка», я спросил у игроков, за чем они следят. Кто-то мне сказал, что смотрит только то, что связано с хоккеем, например, обзоры матчей или аналитику. А другой игрок ответил, что не смотрит ничего с хоккеем, этого и так достаточно. В целом же игроки предпочитают юмористические видео – «Камеди», «Стенд Ап», КВН или такие шоу, как «Что было дальше?», которое ведёт Нурлан Сабуров. Некоторым ребятам нравится Comment Out.
Многие хоккеисты любят смотреть сериалы. Записывают их себе на планшет, когда на выезд отправляются, а дома предпочитают в онлайн-кинотеатрах. Заметил, что все любят Netflix.
– То есть, миф о том, что хоккеисты – закрытые люди, неправдив?
– Да, хоккеисты – обычные люди. Есть игроки, которые готовы прийти на такие провокационные шоу, или на куда еще более смелые поступки. Скажу по секрету, у нас в ближайшее время может выйти еще одна передача, пока не буду говорить подробности. И она будет достаточно смелой.
«У НАС НЕТ ЦЕНЗУРЫ, ТОЛЬКО САМОЦЕНЗУРА»
– Думали ли вы над тем, чтобы пригласить на «Лигу хоккейных шуток» не хоккеистов, а руководителей «Авангарда» или тренерский штаб?
– Конечно, но пока не получилось из-за различных факторов, в основном из-за того, что уже идёт сезон. В будущем же это возможно.
– Из-за этой занятости и вышло за год всего три эпизода?
– И из-за этого тоже. Опять же, «лига шуток» – это такой формат, который нельзя выдавать слишком часто. Во-первых, в таком случае к нему люди привыкнуть и перестанут ждать его, во-вторых, упадёт качество, просто не накопится поводов пошутить.
Должна быть здравая периодичность. Да, признаю, что получился очень большой перерыв между вторым и третьим выпуском, так как был плей-офф, а потом межсезонье и тренировочные сборы.
– Не было ли желания уйти в откровенный трэш. Например, эпизод, где бы соперничали певица Ольга Бузова и журналист Алексей Шевченко, которые косвенно связаны с вашим клубом?
– В мыслях было очень много провокационного неформата, поверьте. Различных гостей перебирали, но пока до конкретных предложений не дошло.
– Как руководство клуба относится к шоу и шуткам о себе? Например, в последнем выпуске была отличная шутка про возвращение «Авангарда» в Омск и басни Крылова (Как хейтеры называют обещания «Авангарда» вернуться в Омск? Басни Крылова). Не обиделся ли Александр Крылов на неё?
– Лично мне не сообщали, как отреагировали на эту шутку. Но знаю, что шоу всем нравится. Наши руководители понимают, что одни из главных факторов для привлечения зрителей – это острота, резкость и самоирония. Аудитории нравится, когда человек может пошутить над собою и не обидеться. У нас нет цензуры, только самоцензура, руководство «Авангарда» доверяет нам.
Даже больше скажу – без нового руководства, без Александа Крылова (председателя совета директоров – ред.) и Максима Сушинского (президента клуба) мы бы не смогли делать такие шоу. После их прихода «Авангард» полностью поменял вектор развития, и у нас появилось пространство для наших идей.
– Цензуры по поводу шуток о Путине и Медведеве тоже нет?
– Про Путина и Медведева у нас шутят везде, даже по федеральным каналам. В наших шутках нет ничего оскорбительного.
– Скажите, какая шутка на ваш взгляд была лучшей за три выпуска, а какая – худшей?
– Сложно сказать, ведь один из элементов шоу – это пошутить так плохо. Все сильно смеются и говорят: «Господи, насколько это было ужасно!» Вообще, если шутка ушла в массы, то она хорошая. Я помню, как все обсуждали наше сравнение между «Ареной Омск» и «школьницей, которая ломается». Наверно, она всем понравилась, потому что получилась острой, злободневной и ироничной. В последнем выпуске мне, как и вам, запомнилась шутка про «басни Крылова».
О худшей я ничего не могу сказать. Бывают очень проходные шутки, например «Как будут звать Тальбо, когда его жена выгонит из дома? Тальбомж». Но некоторым нравится такой юмор. Мы хотим написать как хорошие шутки, так и подурачиться и продумать что-то очень странное. Например, шутка «Почему шайбы пахнут бурундуком? Потому что в ней чип» – она ведь кажется глупой, но необычайно смешная из-за своей глупости и необычности.
– Довольны ли вы фидбеком?
– Я считаю, что «Лига хоккейных шуток» – это лучшее, что есть на «Авангард ТВ». И заметили, что шоу всем нравится, мы читаем все отзывы на сайтах, во «Вконтакте», инстаграме и так далее. Нас цитируют СМИ. Даже Константин Генич сделал себе репост, далеко не последний человек в российском футболе.
«ОТЛИЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ТА, КОТОРАЯ НИКОМУ НЕЗАМЕТНА. КАК ШУТКА С BMW»
– В последнем выпуске была шутка про букмекерскую контору. Это же спонсорская интеграция?
– Да, шутка про «Фонбет» и «Витязь». (Как можно было поднять бабла с «Фонбет»? Перед сезоном поставить на «Витязь»)
– Но почему она получалсь настолько несмешной? Уверен, что многие зрители почувствовали себя очень неловко в этот момент.
– Так получилось. У нас были различные варианты, как обыграть эту интеграцию, но остановились на ней. К сожалению, согласен, шутка была не очень смешной, но и не самой проходной. Возможно, был бы другой эффект, если бы выпуск вышел пораньше, когда «Витязь» шёл на первом месте в лиге.
– В следующих выпусках будут ещё активации?
– За это отвечает, скорее, наш коммерческий отдел, я в эти дела не лезу. Но вообще, интеграции планируются, мы и сейчас работаем с «Фонбетом», МКБ, BMW и другими компаниями. Сейчас мы уже лучше понимаем, как нужно верно проводить эти активации.
– То есть, шутка про BMW, которая была в последнем – это тоже спонсорская активация? (Если Свен Андригетто – это «заряженный» BMW, то кто тогда Алексей Бондарев? УАЗ «Патриот»)
– Да. Видите, вы не заметили этого, значит, интеграция оказалась удачной.
– А шутки про «Яндекс»? (Почему Панарин не пользуется Яндексом? У него есть Алиса)
– Нет, это чистое совпадение, нужно было для шутки использовать эту компанию. Хотя, мы уже сейчас смеемся и говорим: «Мы так много раз шутили про «Яндекс», что теперь давайте напишем им и попросим деньги за рекламу». Но всё это, конечно, несерьёзно.
– На «Авангард ТВ» вышла новая передача – «Замуж за хоккеиста». Над ней вы тоже работаете?
– Формат предложила ведущая Алёна, все её поддержали. Сняли пилотный выпуск и нам кажется, что шоу сработало. В том плане, что до сих пор набирает просмотры – каждый день два выпуска смотрят примерно до тысячи человек. Мы и сами такого не ожидали.
– В целом «Авангард ТВ» сейчас делает упор на юмор и отходит дальше от скучной аналитики?
– Да, даже в «Командировке» мы стараемся развлечь зрителя. В таких массовых шоу мы стараемся не касаться статистики и аналитики, для этого у нас на канале есть отдельные ролики.
«ЕСЛИ БЫ ОСТАЛИСЬ В ОМСКЕ, ТО КОНТЕНТА БЫЛО БЫ ЕЩЁ БОЛЬШЕ»
– Как вы сказали, через несколько дней может выйти новое шоу. Это будет заимствованный формат?
– Теоретически, мы можем адаптировать популярные на ютубе шоу. Но я не могу сказать, что мы гоняемся за трендами. У нас есть свои идеи, мы анализируем не только российский сегмент ютуба. Поглядываем и на популярные западные каналы.
– И какими же каналами вы вдохновляетесь?
– Мы смотрим всё. Английская премьер-лига нам очень нравится своей графикой, мечтаем, чтобы у нас было также. Смотрим передачи английских, испанских и итальянских футбольных клубов. Прежде всего ориентируемся на контент, которые делают в НХЛ – это то, к чему мы стремимся.
– Есть ли какой-нибудь эталон клубного ютуб-канала?
– Нет, такого нет. У всех ведущих западных клубов отличные каналы.
– Можно ли сказать, что ничего этого не было бы, если бы «Авангард» не уехал из Омска в Балашиху? В Подмосковье и инфраструктура другая, и возможностей больше, чем в сибирском городе.
– Нет, я категорически с этим не согласен. Весь наш штат сценаристов – это омичи, я сам тоже из Омска. Все наброски появились прошлым летом, а уже потом, где-то спустя месяц, нам сказали, что «Авангард» временно переезжает в Балашиху. Если мы остались, то делали то же самое. Причём я уверен, что было бы даже лучше, потому что здесь нам проще двигаться, мы знаем город, больше бы интерактива могли создать. В плане видеопроизводства то же бы ничего не изменилось.