Экс-арбитр ФИФА разобрал удаление Зуева. Он объяснил главную ошибку Турбина

Раньше уже был похожий косяк.

В РПЛ очередной судейский скандал. На этот раз недоумение вызвали решения Евгения Турбина, который обслуживал матч 16-го тура чемпионата страны между «Рубином» и «Динамо» (0:1).

В конце первого тайма арбитр показал вторую жёлтую карточку полузащитнику казанцев Александру Зуеву за весьма спорный эпизод. Футболист «Рубина», пытаясь вступить в единоборство, едва задел защитника москвичей Владимира Рыкова. Динамовец повалился на газон и стал корчиться от боли.

Специально для «БИЗНЕС Online» этот эпизод разобрал экс-арбитр ФИФА Сергей Хусаинов. Далее – его слова.

Арбитр Евгений Турбин / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


РЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПОДСТАВИЛСЯ

Рассмотрим эпизод с самого начала. Владимир Рыков выбил мяч у Александра Зуева. Мяч пошёл в направлении другого игрока, а Зуев упал. Что он делает потом? Футболист «Рубина» встаёт и явно стремится вступить в единоборство за мяч с динамовцем. Между ними расстояние три-четыре метра.

Что делает Рыков? Боковым зрением (даже голова немного влево поворачивается) он видит, что Зуев пытается вступить в единоборство. Чтобы помешать ему защитник «Динамо» ставит ногу, подставляется. Это очень профессионально. Редко, кто из судей верно разбирается в подобных моментах. Преднамеренное и осознанное действие со стороны футболиста, очень хорошо продуманный ход.

Я бы сравнил это с действиями Валерия Газзаева, когда тот ещё был футболистом. Тогда он играл за московское «Динамо», а я только начинал судить. И нас предупреждали о нём. Газзаев обхватывал защитника двумя руками (мы называли это эффектом матрёшки) и двигал его туда, куда ему удобно, не давая сопернику подступиться к мячу. Нарушал в этом случае правило не защитник, который вступает в единоборство, а Газзаев. И мы знали об этих действиях и, естественно, когда ты готов к этому – свисток и всё.

Вернёмся и продолжим по Рыкову. Он посмотрел периферическим зрением. Увидел, что Зуев начал движение и поставил подножку перед игроком. Он ставит левую ногу перед рубиновцем и дополнительно подставляет ему ещё бедро туловища. Представим ситуацию глазами Зуева: я бегу и вдруг передо мной резко возникает препятствие – я, естественно, столкнусь с этим препятствием. Но кто его создал? Рыков. Умышленно.

После матча Владимир говорил с журналистами и недоумевал: «Я не делал шаг назад, просто Зуев ударил меня по ноге. Непонятно, зачем». А что ты хотел? Ты же по хоккейному сыграл! Почему Рыков не признался после матча, что он схитрил и обманным путём добыл преимущество? Тут всё зависит от личности человека. Если человек допускает такое хамское, провокационное отношение, от него чего-то ожидать не стоит. Но это всё прилетит ему обратно. Правило бумеранга никто не отменял.

Тут важно ещё отметить партнёра РыковаРомана Нойштедтера. Что он делает в этом эпизоде? Турбин уже ушёл от этого места, не следит за этой точкой поля, потому что пошла передача в другую зону. Другой игрок «Динамо», тоже включая свои актёрские данные, кричит ему: «Реф, посмотри!». Игрок москвичей валяется, вопит. И на основе этого Турбин принял решение.

Он не разобрался в эпизоде. В таких случаях нужно бежать к VAR. Если его на матче нет, то идёшь к боковому, к резервному. Арбитр не видел эпизода и принял решение по звуку. Главная ошибка Турбина в том, что он не воспользовался помощниками. Поэтому я и ставлю вопрос – как он вообще мог оказаться в судействе?

ПОХОЖАЯ ОШИБКА У ТУРБИНА БЫЛА В 2013 ГОДУ. ТОГДА ОН УДАЛИЛ У «ЗЕНИТА» ХАЛКА

Турбин – одиозная фамилия. В 2013 году он судил матч «Волги» и «Зенита» (1:3). В первом тайме был момент, когда питерцы заработали штрафной. Судья показал разыгрывать по свистку. К мячу подошёл Халк, установил его. Сзади подошёл Роман Широков и выкатил мяч на партнёра, который стоял внутри штрафной. И Турбин показал Халку жёлтую карточку, которая оказалось уже второй. Хотя бразилец тут не причём. Бил же Широков и карточка должна была показываться ему.

Тогда он совершил две ошибки. Первая – если назначил штрафной, то ты идёшь и смотришь на мяч, и параллельно двигаешь стеночку. Допустим, ударили без свистка и забили. Отменяешь гол, показываешь жёлтую и заставляешь перебивать. Ударили выше ворот – перебивать уже не даешь. Он растерял преимущество обманным путём.

Вторая ошибка – это то же самое, что было на матче «Рубина» с «Динамо». Он вновь не обратился за помощью, а поддался эмоциям. В то время ещё не было VAR, но он мог посоветоваться с резервным или боковым. Но не сделал этого.

Тогда «Зенит» подал апелляцию по этому поводу и требовал отменить карточку Халку. После той игры Турбин ещё долго не работал. Потом пришёл Андрей Будогосский и вернул его. Почему? Он его ученик. Турбин ведь никогда не играл. Ребят, если я не лётчик, я же не сажусь за штурвал. Зачем вы берёте таких людей?

Александр Егоров / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


МЫ ОБИЖАЕМСЯ НА ПОСЕЩАЕМОСТЬ. А ЗАЧЕМ ХОДИТЬ, КОГДА НЕ ВСЁ РЕШАЕТСЯ НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ?

Я сам из этой судейской касты и мне далеко небезразлично, то что творится. Это ужас. Сейчас все говорят про Александра Егорова. Но дело не только в нём. Расскажу одну байку.

После матча тренер проигравшей команды заходит в судейскую и говорит:

– Реф, вы не виноваты в нашем поражении.

– А кто же тогда виноват? Судья всегда виноват, что…

– Не, не, не.

– А кто же тогда?

– Виноват тот человек, который впервые в жизни дал вам в руки свисток!

В этой шутливой истории есть доля правды. Егоров – назначенный руководитель. А таких судей кто туда двинул-то? До него двинули. А где они получили образование судейское? Кто, где, чего и как…

Получается, что они пришли в судейство до Егорова. Он за них отвечает. Конечно, если бы он был высокообразован в судейском ремесле, то сделал бы выводы: этого не надо, того не надо. Но он этого не делает. А раз не делает, значит, выполняет какую-то определенную миссию. Более того, когда человек признает свои ошибки и ошибки подчинённых – это мужество. Но у него бывают и странности. Например, матч «Локомотива» и «Рубина» в начале сезона. Миранчук забил хороший гол, но с нарушением нового правила о стенке. Как прокомментировал Егоров? «Болельщики бы не поняли», – выдал он. Но есть правила игры. Или слова о Москалёве про «отсудил по понятиям»?

Да, Егоров – руководитель. Он защищает судей. Но будь ты умнее, не входи в схватку такую. Признавай ошибки. Тут деньги на кону. Большие деньги. И потом мы ещё обижаемся, почему такая низкая посещаемость. А зачем ходить, когда не всё решается на футбольном поле?

Как выйти из сложившейся ситуации? Говорят, про новых, молодых судей. А где их взять? Надо полностью менять систему подготовки арбитров. Сейчас всё загнали в такую ситуацию… Как и во всех сферах нашей деятельности. Что в образовании, что в здравоохранении, что в судействе...


Сергей Хусаинов

Разим Сабиров