Город сохраняет шансы даже на юношескую Олимпиаду.
В понедельник исполком ВАДА принял рекомендации комитета по соответствию в отношении России. Решение было ожидаемым – за всю историю агентства исполком ещё не ни разу не отказывался от предложений комитета.
Одной из самых обсуждаемых рекомендаций стало полное лишение России крупных турниров на четыре года – как организации, так и подачи заявок. Но какие именно турниры и как именно будут переигрывать соревнования, которые страна уже получила, ВАДА не уточнила. В пресс-релизах агентства указано, что страна не может принимать any editions of the мajor еvents любые виды крупных событий.
Как стало понятно из дальнейших расшифровок (к сегодняшнему дню пресс-конференции созвали и руководство ВАДА, и министр спорта РФ), под мэйджорами имеются ввиду чемпионаты мира и Олимпиады. Соответственно, из всех турниров Казань может лишиться только одного – ЧМ-2025 по водным видам спорта.
«Решение ВАДА распространяется на чемпионаты мира, – уточнил министр спорта РФ Павел Колобков в понедельник, – и не распространяется на чемпионаты Европы. При условии, что санкции вообще вступят в силу, а это под большим вопросом».
По егомнению, отмене турниров помешают уже подписанные контракты. «По всем соревнованиям есть соглашения, у всех сторон есть права и обязанности. Где-то уже продаются билеты, где-то уже оплачены взносы за участие. Я говорил со многими представителями федераций, и Россия для них очень привлекательная страна с точки зрения проведения не только соревнований, но и деловых мероприятий».
Позицию Колобкова разделяют и в Татарстане. Министр спорта РТ Владимир Леонов заявил «Татар-информу», что республика работает по подписанным ранее контрактам и ни один из турниров не переносится. По информации «БИЗНЕС Online», ни в министерство спорта, ни в дирекцию спортивных и социальных проектов, выполняющую во время крупных турниров функции технического оператора, на сегодняшний день не поступало указаний в связи с решением ВАДА.
Итак, из группы риска среди многочисленных турниров Казани выпадают чемпионат Европы-2021 по плаванию на короткой воде и ЧЕ-2024 по водным видам спорта, право на которые город получил за два дня до санкций ВАДА. Это не мейджоры, а континентальные первенства. По аналогичному принципу можно сказать, что в безопасности и заявка Казани на Суперкубок-2023, ведь матч победителей Лиги чемпионов и Лиги Европы проводит не ФИФА, а европейская организация УЕФА.
Также вне зоны санкций различные этапы Кубка мира по плаванию, синхронному плаванию, прыжкам в воду. Они просто не подходят под категорию мэйджоров. Более того, Татарстан всё ещё может замахнуться на юношескую Олимпиаду, планы на которую в республике строят последние полгода. На пресс-конференции ВАДА в понедельник прямым текстом сказано, что юношеские Игры не попадают под рекомендации и Россия сохраняет право на них подавать заявку. Правда, большой вопрос, высоки ли шансы у такой заявки в контексте всей антироссийской риторики со стороны ВАДА и МОК.
Главный вопрос – что станет с чемпионатом мира-2025 по водным видам спорта, самым масштабным турниром, право на который Казань уже получила? Вариантов два.
Первый. У России есть 21 день (счёт идёт от 9 декабря, когда прошёл исполком ВАДА), чтобы дать ответ агентству. Если Россия согласится с рекомендациями, то четырёхлетний период бана вступит в силу ещё до нового года и водный ЧМ останется за его рамками. Такой сценарий маловероятен – согласие России будет расценено как капитуляция и признание допинговой системы.
Второй. Россия не признаёт санкции ВАДА, и агентство направляет иск в спортивный арбитражный суд (CAS). Начинается долгий и сложный процесс. Если Россия доказывает свою правоту и санкции отменяются (полностью или частично), ЧМ в безопасности. Если нет, четырёхлетний отсчёт начинается со дня вердикта суда и водный мундиаль уже находится в периоде бана.
«Два года назад аналогичный процесс в CAS занял у нас четыре месяца, – ответил Колобков на вопрос, сколько, по прогнозам, будет длиться суд. – А там была ситуация проще. Сейчас же суду нужно обработать огромный объём технической информации, провести дополнительные экспертизы, подобрать экспертов. Будем работать, позиция у нас есть. Дальше в этот процесс могут вступить представители олимпийского комитета России, паралимпийского комитета, международного».
Одним словом, история с баном ещё далека от завершения. На запросы «БИЗНЕС Online» в международную федерацию водных видов ФИНА и европейскую ЛЕН по поводу реакции на решение ВАДА и будущего доверенных Казани турниров на момент публикации не ответили.
Фото на превью: Джалиль Губайдуллин, БИЗНЕС Online