Егоров заставлял инспекторов менять оценки, а на матчах работали близкие к нему судьи

Что пошло не так в российском судействе.

РФС на прошлой неделе принял отставку руководителя департамента судейства и инспектирования (ДСИ) Александра Егорова. Произошло это на фоне критики почти всех клубов РПЛ.

В декабре после матча 19-го тура с «Краснодаром» президент ЦСКА Евгений Гинер предложил Егорову застрелиться, за что после получил условную дисквалификацию. Слова Гинера в очередной раз поставили под вопрос авторитет Егорова в российском судействе, самом скандальном за последние годы.

«БИЗНЕС Online» пообщался с несколькими источниками среди бывших и действующих судей и инспекторов премьер-лиги и ФНЛ, чтобы разобраться в причинах провала Егорова. Под его руководством в ДСИ сформировалась непрозрачная схема выбора арбитров на матчи. В фаворитах оказались приближенные к Егорову люди, которым прощали любые ошибки.

При подготовке материала мы направили запрос в РФС и получили ответ на него 26-го декабря, за день до официальной отставки главы ДСИ. Самому Егорову мы продублировали запрос, но он на него не ответил.


КАК НАЗНАЧАЛИ ЕГОРОВА

Летом 2017-го президент РФС Виталий Мутко предложил Егорову возглавить ДСИ после увольнения бывшего руководителя Андрея Будогосского

Кандидатуру лоббировал Алексей Меркушкин, сын бывшего главы республики Мордовия и Самарской области Николая Меркушкина, воспользовавшись связями отца с Мутко. До 2018 года Алексей занимал должность вице-премьера, министра целевых программ Республики Мордовия и занимался подготовкой Саранска к чемпионату мира. В октябре этого года появились слухи, что он может стать директором стадиона «Мордовия Арена». С Егоровым они сработались в баскетбольном клубе «Рускон-Мордовия», где будущий глава ДСИ занимал должность директора.

«Всегда приятно встретиться со старым другом», – подписал совместную фотографию с Егоровым Алексей в инстаграме.

Выдвижение поддержали глава московской федерации футбола, вице-президент и член исполкома РФС Сергей Анохин, авторитетные столичные судьи Сергей Французов и Владимир Енютин. Отношения Будогосского с Москвой были далеки от идеальных: он не давал столичным арбитрам работать на матчах ФНЛ и РПЛ, а Анохин, в свою очередь, запрещал своим подопечным учиться в школе главы ДСИ.

С такой поддержкой неудивительно, что Егоров, у которого на момент назначения не было своей команды, пригласил к себе в департамент судей из московской коллегии арбитров – Владимира Енютина, Анатолия Цветнова и Виталия Дроздова.

«Как и любой руководитель, Егоров имеет право на формирование команды», – ответили в пресс-службе РФС на вопрос, почему Егоров позвал к себе москвичей.

МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ С БУДОГОССКИМ

Наши источники высказали версию, что при передаче власти Будогосский и Егоров заключили негласное соглашение. В ДСИ должны были остаться люди Будогосского (Кирилл Верхолетов и Максим Лаюшкин), а также лояльные бывшему руководителю судьи (Антон Кобзев, Александр Богданов и Евгений Турбин). Со своей стороны Будогосский обязался никак не комментировать работу Егорова, что очень важно в такой сложной для оценки сфере, как судейство. В РФС сообщили нам, что не владеют информацией о таких договоренностях.

Евгений Турбин / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Тем не менее, условия выполнялись: люди Будогосского благополучно работали в ДСИ, а бывший глава действительно не трогал Егорова и близких ему судей. Хотя поводов было предостаточно. Турбин стал героем скандала в матче 16-го тура «Рубин» – «Динамо», когда Александра Зуева удалили за едва уловимый толчок соперника. Эпизод не помешал арбитру в дальнейшем отработать матч «Спартак» – «Ростов». 

Ошибаются не только судьи, приближенные к Будогосскому. Многие из тех, кого продвигает уже лично Егоров (их список ниже), регулярно получают двойки и попадают в скандалы.

Список близких к главе ДСИ судей:

– Михаил Вилков (13 матчей в сезоне 2019/20);
– Станислав Васильев (20 матчей);
– Николай Волошин (20 матчей);
– Виталий Мешков (12 матчей);
– Сергей Карасев (13 матчей);
– Сергей Лапочкин (15 матчей). 

Точное количество случаев неквалифицированного судейства установить сложно. Егоров не показывал оценки судейскому комитету, который возглавлял Николай Левников. Сейчас доступ к ним есть только у нового руководителя Ашота Хачатурянца и его заместителя Павла Каманцева (до этого вместе работали в компании «Сбербанк-Капитал»). Раньше отчеты были исключительно в распоряжении Егорова и его ближайшего окружения.

Но некоторые случаи плохих оценок нам удалось выяснить. И по ним можно понять, какое отличалось отношение ДСИ к людям из клана Егорова и остальным. 

Судьи Вилков и Лапочкин, по нашей информации, получили семь и пять двоек соответственно. Несмотря на это, их назначали всю первую половину сезона – если не главным, то резервными или на VАR.

Владимир Москалев (ставленник Рохуса Шоха от Волгоградской области) после двойки за матч «Спартак» – «Сочи» и Кирилл Левников (сын бывшего руководителя судейского комитета Николая Левникова) после двойки за «Ростов» – «Спартак», напротив, не судят в РПЛ.

КАК МЕНЯЮТ ОЦЕНКИ СУДЬЯМ

Такие двойные стандарты Егоров смог установить благодаря неоднократным сменам оценок. О них высказались сразу несколько наших собеседников.

Сами оценки выставляют инспекторы. В ДСИ их порядка 27 - 28 – чаще всего это бывшие арбитры. При оценке они учитывают множество факторов: от обоснованности желтых карточек, до верной фиксации игры рукой.

Разберём градацию.

– 10 баллов – максимум;
– 8,3 - 8,4 – хорошо, ожидаемый уровень;
– 8,0  -8,2 – нормально, но надо улучшить показатели;
– 7,9 - 7,8 – одна явная ошибка, которая сильно сказалась на ходе игры;
– 7,7 - 7,5 – совсем ниже ожидаемого уровня, плохой контроль игры. 

Инспектор выставляет оценку по завершению матча и высылает рапорт в ДСИ (в собственное же учреждение). Если Егоров не соглашался с оценкой, а работа арбитра сопровождалась критикой в СМИ, дальнейшие действия шли с оглядкой на официальный регламент. Рапорт возвращали в ожидании, что инспектор изменит оценку. Если тот стоял на своём, случай отправляли на рассмотрение экспертно-судейской комиссии при президенте РФС.

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


По-другому, уже неформальному сценарию, Егоров действовал, если шумихи в прессе не было. В таких случаях он просто звонил инспекторам напрямую с просьбой изменить оценку, без каких-либо процедур. Под страхом потерять работу или под давлением спорных аргументов некоторые соглашались.

Но не все.

В игре «Авангард» – «Тамбов» инспектор из Москвы Виктор Кулагин поставил хорошую оценку арбитру из Петрозаводска Артёму Федорову. Во втором тайме Фёдоров не дал пенальти за падение игрока гостей Алексея Рыбина, показав ему жёлтую карточку за симуляцию.

По нашей информации, Егоров позвонил Кулагину и потребовал изменить оценку с хорошей на плохую. Кулагин отказался и вскоре был уволен. В РФС на вопрос о причинах отставки нам ответили, что с ним были прекращены трудовые отношения в апреле 2019 года в связи с утратой доверия главы ДСИ.

Как можно понять, оценки менялись в обоих направлениях: как с хорошей на плохую, так и наоборот. Поэтому если составлять текущий рейтинг судей, он будет необъективным – и эту проблему каким-то образом придётся решить команде Хачатурянца. Новый руководитель комитета раздумывает над тем, чтобы сделать рейтинг публичным, но для этого придётся начинать с нуля. А это значит, что топовые матчи предстоящей весной могут доверить новым арбитрам.

Александр Егоров / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕC Online


ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЛЕВНИКОВА И ЕГОРОВА 

Действия ДСИ при Егорове мог бы ограничивать судейский комитет Левникова. Департамент – представитель исполнительной власти, комитет – законодательной. Ведомство Левникова должно было выполнять надзорную функцию, но из-за разлада между структурами никакого надзора не было.

Егоров обсуждал с Левниковым только списки арбитров, проведение сборов и прочую текучку. Все важные решения проходили без участия комитета. Право назначать судей на матчи Егоров аргументировал тем, что его начальник – Мутко (в дальнейшем Александр Дюков), а не Левников. Право сохранять оценки в тайне – тем, что согласовал такой порядок с генеральным секретарём РФС Александром Алаевым

В самом союзе в ответ на наш запрос опровергли факт каких-либо договорённостей Егорова и Алаева и в то же время напомнили, что по регламенту глава ДСИ действительно не был обязан показывать кому-либо оценки арбитров.

По словам одного из наших источников, Егоров считает, что «он как тренер в футбольной команде: делает, что хочет. Нравится ему Вилков, Мешков и Лапочкин – значит, они будут судить». Протекция со стороны Егорова позволяла некоторым арбитрам получать назначение на матчи не по профессиональным качествам. В качестве доказательства приведём в пример матч 25-го тура чемпионата ФНЛ между «Чертаново» и «СКА-Хабаровск».

«Чертаново» победило 1:0, забив спорный пенальти. «Его в помине не было», – негодовал тренер команды из Хабаровска Алексей Поддубский после матча. – Вы смотрели повтор? Там больше фолил Сарвели, чем Никифоров. Есть команды, к которым судьи относятся лояльнее, чем к нам».


Тем не менее, инспектор Алексей Резников поставил Игорю Панину хорошую оценку. После решения Резникова никто никому не звонил. Затем Панин получил назначение на матч чемпионата россии «Ахмат» – «Рубин». Там он показал жёлтую карточку не тому игроку (Олегу Иванову вместо Роланда Гиголаева). Она оказалась четвертой, и «Ахмату» пришлось через КДК и судейско-экспертную комиссию доказывать, что карточка должна была быть предъявлена другому человеку. Определили, что да – её надо было показать Гиголаеву.

VАR И ТРАКТОВКА ПРАВИЛ

Ещё одна проблема – система видеоповторов. А точнее трактовка правил её применения.

На девятой добавленной минуте матча 17-го тура «Динамо» – «Ростов» Алексей Ионов неуверенно исполнил пенальти. Вратарь москвичей Антон Шунин намертво поймал мяч. Всё бы ничего, но за пару мгновений до удара Шунин мелкими прыжками слегка вышел за линию ворот.

После тура Егорова спросили, должен ли был в том эпизоде вмешаться в ситуацию видеоповтор. Он ответил: «Нет, VАR не вмешивается. Решение принимается только ассистентом, который стоит на этой линии». Вечером того же дня в общении с «БИЗНЕС Online» Егоров выдвинул версию, которую отказался озвучить официально, что существуют эпизоды, в которых VАR может применяться, а может и нет.

Случай в матче «Динамо» – «Ростов» – как раз из таких. В правилах международного совета футбольных ассоциаций IFAB, который определяет правила игры в футбол, прописано, что совершенное вратарём и/или бьющим игроков нарушение при выполнении 11-метрового удара входит в зону ответственности VАR. Ещё раз: видеоповтор мог вмешаться в ситуацию с Шуниным, хотя Егоров говорил, что не мог.

Аналогичный пример из чемпионата Испании. В матче «Вальядолид» – «Севилья» вратарь тоже отразил удар с точки, предварительно выйдя из ворот. Судья заметил это и побежал смотреть VАR, в результате чего 11-метровый дали перебить.

В вопрос о VАR наши источники сошлись во мнении, что в структуре нашего футбола не хватает людей, которые могут правильно и доступно объяснить схему работы с видеоповторами. Проблема, само собой, не замыкается только на Егорове, но именно он отвечает перед прессой после спорных случаев с использованием видеоповторов и курирует весь процесс.

Александр Егоров / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Глава проекта по внедрению VАR в России Леонид Калошин – прекрасный администратор с хорошими связями в УЕФА, но он никогда не судил и ему нужен сильный помощник.

В Италии главный по VАR – Никола Риццоли, в Испании – Карлос Веласко, в Англии – Майк Райли. Все они в прошлом заслуженные арбитры. В России на сборы приезжает десять судей ФИФА, и им рассказывает как использовать VАR Владимир Енютин – человек, который всю карьеру проработал ассистентом и не имеет большого опыта международных соревнований (только Евро-2004 в роли ассистента). Он, напомним, выходец из московской коллегии судей.

ВЫВОД

Егоров исчерпал доверие почти всех футбольных клубов в России. В начале октября на общем собрании клубов РПЛ 13 клубов из 16-ти проголосовали за его отставку.

При уже бывшем руководителе ДСИ выстроилась непрозрачная система назначений судей на матчи. Непонятно, насколько справедливо оценивается работа арбитров. Есть случаи давления на инспекторов, дело даже дошло до увольнения. Судьи и инспектора разбиты на группировки, которые отстаивают свои локальные интересы. Все они вместе постоянно допускают ошибки и провоцируют скандалы.

С уходом Егорова не стали тянуть до января. В пятницу 27 декабря он подал в отставку. Как сообщили нам в РФС, новый руководитель судейского комитета  Хачатурянц уже сформировал комиссию по оценке работы ДСИ. Результаты её работы озвучат в январе 2020 года.

Также в союзе уточнили, что разрабатывается вариант, при котором департамент поделят на два независимых органа – судейства и инспектирования. Благодаря этому над судьями и теми, кто их оценивает, будут стоять разные руководители, что исключит такие ситуации, как при Егорове.

Иван Карпов