Фиолетовая «Уфа». Клуб выбрал уникальный для РПЛ цвет, но забыл про презентацию

В России теперь своя «Фиорентина».

«Уфа» объявила о начале ребрендинга, первой частью которого стала смена клубного цвета. В конце января уфимцы объявили у себя в соцсетях о старте открытого конкурса на новый дизайн клубного автобуса. Автору лучшего макета пообещали 100 тыс рублей с одним условием – дизайн должен быть выполнен в фиолетовом цвете. Клуб начал уходить от классической красно-зелёной расцветки.

Фото: пресс-служба «Уфы»


«МЫ ЗАХОТЕЛИ ВИДЕТЬ СВОЁ ЛИЦО» 

Клуб из столицы Башкортостана десять лет назад создавался очень быстро и о вопросах брендирования почти не задумывался. В то время команда ПФЛ выбрала распространённые в футболе красный и зеленый цвета, которых придерживалась все эти годы. Однако перед стартом сезона 2019/20 руководители «Уфы» задумались о придании команде облика, не ассоциирующегося с другими представителями лиги.

Началось всё с формы. Летом экипировщик «Уфы» Joma представил три игровых комплекта – красный, белый и фиолетовый. Последний вызвал наибольший интерес нестандартным выбором гаммы, а также принтом в виде шестиугольников. В дальнейшем резервный фиолетовый комплект стал, по сути, домашним. В последний раз в форме красного цвета команда выходила на поле в Уфе в начале октября 2019 года в игре с «Ахматом», после чего проводила игры с ЦСКА, «Локомотивом» и «Сочи» только в экипировке фиолетового цвета. В таком же стиле была выполнена и тренировочная форма.

«Со временем мы захотели видеть своё лицо, – рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов. – Поэтому начали с изменения цветовой гаммы во всех своих эмблемах. Был выбран фиолетовый цвет, он запоминающийся. Пытаемся, чтобы нас ассоциировали с этим цветом. Последующий этап – изменение определённых символов клуба, но это всё будет идти очень мягко и поэтапно».

Шамиль Газизов / фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online


Эксперименты с экипировкой «Уфа» начала ещё в прошлом сезоне, когда был представлен третий комплект формы, выполненный в сочетании чёрного и золотого. Подобную работу над эксклюзивным дизайном позволяет соглашение с техническим спонсором Joma, который сотрудничает с «Уфой» на протяжении семи лет. Башкирский клуб входит в узкий круг клубов РПЛ («Спартак», «Зенит», «Краснодар», «Рубин» и «Локомотив»), кому делают форму не по шаблонам.

Испанцы уже сейчас выразили готовность подготовить для «Уфы» основные комплекты формы с фиолетовым цветом, рассказал Газизов. В «Уфе» довольны сотрудничеством с компанией. В первую очередь из-за возможности постоянно наращивать объемы.

Форма «Уфы» в сезоне 2016/17 / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


СПАСИБО ИСПАНЦАМ

Ребрендингом в классическом смысле действия «Уфы» назвать нельзя. Клуб не организовал презентацию своего нового стиля и ограничился только полумерами. Сначала сделала фиолетовый комплект основным, затем тихо сменила логотип на монохромный в соцсетях, не объявив официально о смене айдентики. Фиолетовый там сочетается с оранжевым. Возможно, такое же сочетание будет и на форме.

По мнению Газизова, такие изменения должны происходить планомерно и только с одобрения болельщиков.

«Резко менять эмблему – неправильно. Мы должны потихоньку это вводить, чтобы узнать, понравится это болельщикам или не понравится. Будем делать опросы. Мы – клуб с небольшой историей, но она у нас есть, хорошая и красивая. Здесь мы можем на будущее делать работу, этим и будем заниматься», – рассказал генеральный директор клуба.

Продолжится работа маркетингового отдела над созданием подбрендов внутри клуба. Такими как We are Ufa и «Наша республика – наша команда», которые используются как принты для фанатской атрибутики. Всё это создаёт общий облик бренда клуба, который становится масштабнее от количества деталей. 

«Эти слоганы будут идти с нами дальше и будут присутствовать на экипировке. Думаю, что подобные мелкие приятности будут и в других местах. Эта работа большая, которую делает маркетинг, но у нас там ещё огромное непаханое поле, где мы не можем еще начать себя показывать и зарабатывать. Но это одна из тех историй, которая нам поможет увеличить продажи атрибутики», – считает Газизов.

Презентация формы / фото: пресс-служба Уфы


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПРИВЯЗКА – ПРИЗНАК ОТСТАЛОСТИ

Фиолетовая стилистика не сочетается с привычными для Башкортостана сине-бело-зелёными цветами с флага республики. По мнению Газизова, географическая привязка в цветах – тренд давно уходящий. Выбор же цветов, которые никак не связаны не только с республикой, но даже с любым клубом-конкурентом, в будущем могут помочь «Уфе» обрести своё лицо. А принадлежность клуба к столице уже отражена в названии.

«Мы куда бы не приезжали, и даже на своем стадионе, смотрим – шарфы поднимаются, но не всегда можно понять, что это за атрибутика: наша или других клубов. Красный цвет да и зелёный с белым присутствуют у клубов-гигантов. С ними конкурировать нам почти что невозможно. Надо отдать должное этим клубам и искать своё лицо. Мы можем себе позволить кардинальный ребрендинг, а клубы-гиганты этого не смогут», – подытожил Газизов.

«ПОМЕНЯЛИ КЛУБНЫЕ ЦВЕТА ПОД МОДНУЮ ФОРМУ, А НЕ НАОБОРОТ»

Мы обратились к дизайнеру Михаилу Антипину, который разрабатывал айдентику для хабаровского «Амура», минского «Динамо» и Матча звёзд КХЛ-2019. По его мнению, выбранные цвета выглядят эффектно, но сам ребрендинг дизайнер ставит под сомнение потому как в «Уфе» решили изменить свои клубные цвета под понравившуюся экипировку, а не наоборот.

«Если говорить непосредственно о самих цветах, то они образуют яркое и свежее сочетание, это хорошо, – сказал Антипин. – Сейчас такие двухцветные приёмы популярны в спорте. В долгосрочной перспективе новые цвета могут стать дополнительным клубным идентификатором. Однако здесь есть и минусы: яркая фиолетово-оранжевая пара выглядит эффектно, но не образует должного контраста и это может стать проблемой, например, в читаемости номеров. В принципе на помощь всегда может прийти белый цвет, который уже активно используется в соцсетях наравне с оранжевым», – сказал Антипин.

Фото: пресс-служба Уфы


Дизайнер уверен, что на данный момент ситуацию «Уфы» просто некорректно называть ребрендингом. Под этим понятием обычно подразумевается изменение не только логотипа, цветов, фирменного стиля, но и философии клуба.

«Честно сказать, мне неловко комментировать такие кейсы. Во-первых, странно, что все подхватили эту новость и говорят о ней, как о ребрендинге. Это просто неправильно и показывает низкую компетенцию. Ребрендинг – это не только смена визуальной части, но и переосмысление философии бренда. То, что сделала «Уфа» с большой натяжкой можно назвать рестайлингом, хотя и это не совсем верно. Логотип совсем не изменился, он просто стал монохромным. Во-вторых, если быть откровенным, то у меня складывается ощущение, что в «Уфе» решили изменить свои клубные цвета под модную экипировку, а не наоборот.

В современном футболе достаточно много подобных решений. Практически у каждого гранда уже были или есть яркие двухцветные комплекты формы с эффектом неона. Но никто из этих клубов не заявляет о редизайне, потому что это лишь мимолётная модная форма», – отметил Антипин.

Александр Дегтярёв, Виктор Майоров