Зато чуть сенсационно не победили.
В Казани проходит этап Кубка мира по фехтованию, который стал темой для обсуждения в спорте республики №1 ещё за две недели до начала. Но причина не в статусе соревнований как отборочных к Олимпиаде в Токио. Проблема была в возможных ограничениях для китайских спортсменок для участия в турнире из-за опасений по коронавирусу.
Сначала татарстанские власти решили предостеречь возможную угрозу двухнедельным карантином, но затем под давлением Москвы пошли на попятную. В ответ взбунтовались местные жители. Родители казанских детей, тренирующихся в центре гимнастики (где и проходит Кубок), написали письмо президенту РТ. После этого с ними провели встречу представители министерства спорта РТ, Роспотребнадзора и отвечавшую за организацию дирекцию спортивных и социальных проектов.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» сходил на открытие турнира и пообщался со спортсменками, зрителями и организаторами соревнований, чтобы выяснить – действительно ли приезд китаянок подвергал казанцев опасности.
«В АВТОБУСЕ И В МЕТРО ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ШАНСОВ ПОДХВАТИТЬ ЗАРАЗУ»
За несколько дней до «Рапиры Казани» – так официально называется перенесённый из Кореи в Казань турнир - в доме правительства РТ прошло совещание по вопросам мер безопасности и профилактики распространения вируса на соревнованиях, в связи с прибытием в город китайских спортсменок.
Глава штаба по борьбе с коронавирусом и заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева заявляла, что на объекте будет жёсткий контроль за состоянием здоровья как спортсменов, так и зрителей, а также будут раздаваться защитные маски.
На деле же организаторы ограничились самыми базовыми мерами защиты против ОРВИ. На входе охранников волновали больше мелочь в кармане и компьютеры в портфелях – никаких тепловизоров и медицинского осмотра.
При этом не было волнений на этот счёт и у самих зрителей – считанные единицы пришли в центр гимнастики в защитных масках, а на посещаемости соревнований разговоры о коронавирусе никак не сказались.
Среди болельщиков много школьников и студентов. Их не сгоняли – это воспитанники казанской ДЮСШ по фехтованию, которые пришли посмотреть на мастеров своего вида спорта. Много ветеранов и людей из индустрии. Но много и далёких от фехтования людей.
«Я впервые в жизни на фехтовании, – рассказывает Марат, который привёл на Кубок мира всю семью – жену и троих детей. – Увидел рекламу в интернете, решили сходить, посмотреть. Всего три станции на метро ехать, почему нет? А тут звёзды мировой величины. И новый для меня и детей вид спорта».
Ситуация с коронавирусом его не беспокоила. «Слушайте, я каждый день езжу в автобусе и метро – там шансов подхватить заразу гораздо больше, чем на стадионе, где работают медики. Устроили балаган на пустом месте», – резонно ответил зритель.
С китаянками работали казанские волонтёры, и они также не боялись контакта с ними. Наоборот, за право работать атташе с китайской делегацией развернулась борьба – местные добровольцы хотели поближе познакомиться с далёкими гостьями и своим радушием доказать, что Татарстан гостеприимен. Ранее китаянкам чуть не запретили въезд в республику, лишив их тем самым важных очков отбора на Игры 2020 в Токио.
«НА МНЕ БЫЛА ЗАЩИТНАЯ МАСКА, НО Я ВСЁ РАВНО ДЕРЖАЛА ДИСТАНЦИЮ»
Напомним, что первоначальное решение кабинета министров РТ о допуске китайцев в Татарстан только после принудительной двухнедельной обсервации пересмотрели после недовольства всемирной федерации фехтования (ФИЕ) и обсуждения ситуации в Москве в российской федерации. Она настояла на исключении для китаянок, и им его предоставили – спортсменкам зачли за карантин сборы во Франции.
В целом, это логичное решение – последний раз шесть китайских спортсменок и их штаб, которые приехали на турнир в Казань, были на Родине ещё в январе, до массового распространения вируса. К тому же, они проходили несколько стадий медицинских проверок и у них не обнаружили никаких проблем со здоровьем.
Среди спортсменов из других стран, в том числе россиян, мнение также однозначное – китаянки должны выступать. Для титулованной итальянской рапиристки Элизы ди Франчески ситуация с коронавирусом и вовсе стала поводом для шутки. «Мне кажется, это уже всеобщая истерия», – сказала она журналистам в ответ на вопрос о риске для здоровья от встречи с китаянками. У Франчески была получасовая встреча лицом к лицу с лидером сборной Китая Ши Юэ.
«Первое что я сделала, спросила Ши – не чихает ли она. С одной стороны, можно не беспокоиться – на мне же защитная маска. Но я всё равно держала дистанцию, – шутит Элиза. – Если серьёзно, то мы все нормально общались с китаянками, без всяких опасений. Они совершенно здоровы. Конечно правильно, что их допустили, ведь это спортивный принцип. Хотя кто знает, что бы я ответила, если проиграла китаянке?»
В финале Элизе было не до шуток, Ди Франческа вела со счётом 8:2, но чуть не упустила победу. В последнем периоде итальянка не смогла нанести ни одного укола, пропустив при этом шесть подряд. И только в дополнительное время за счёт опыта ди Франческа нанесла решающий укол.
«Я немного расслабилась, потом стала нервничать. В результате показала очень странное фехтование, допускала много детских ошибок, – объясняет она причины неудачно складывавшегося финала. – Надо отметить и саму Ши. Несмотря на юный возраст, она большой талант. Я уже проигрывала ей, поэтому опасалась её как серьёзную конкурентку».
Китаянки разговаривать со СМИ не захотели. Скорее всего, из-за нездорового интереса к ним. Вместо спортсменок к прессе вышел их тренер. «Не хочется много говорить про коронавирус, но могу сказать точно – все наши спортсменки проходят медицинские проверки, и они полностью здоровы. Естественно, мы не будем возить на международные соревнования больных людей, – сказал главный тренер сборной Китая по женской рапире Лэй Шен. – Это важные соревнования, которые мы не могли пропустить. Здесь разыгрываются путёвки на Олимпиаду, и мы рады, что нас допустили».
«РАПИРИСТКИ ИЗ ТАТАРСТАНА ИМЕЮТ ВСЕ ШАНСЫ ПОПАСТЬ НА ОЛИМПИАДУ В ТОКИО»
Результаты Ши и всей сборной Китая – главный сюрприз сезона в фехтовании. Особую обеспокоенность ФИЕ вызвала ситуация с казанским этапом Кубком мира как раз потому, что татарстанские власти собирались закрыть доступ к турниру действующему лидеру общего зачета Кубка.
В Казани Юэ вновь была хороша – остановилась в одном уколе от победы, а по ходу турнира обыграла саму Инну Дериглазову – олимпийскую чемпионку и главную фаворитку любого турнира по рапире.
«Обыграть Дериглазову, когда она в форме, просто невозможно, – отметила подруга Инны по сборной России Аделина Загидуллина. – Не побоюсь сказать, она сейчас №1, очень сильная даже тогда, когда чувствует себя не очень».
После поражения на Инне не было лица – она очень нервничала и не могла найти себе место, долго общалась с тренерами, отказалась давать комментарии. По слухам, у Дериглазовой небольшие проблемы со здоровьем, поэтому она не смогла фехтовать на 100% и не вышла даже в полуфинал. Но старший тренер российской сборной Дмитрий Шевченко всё равно похвалил её.
«Инна молодец, показала хорошую борьбу. Результат в целом достойный, попала в восьмёрку лучших. Претензий к ней нет. Китаянка пусть молодая, но уже опытная девушка. У неё высокий уровень мастерства и достаточно опыта. Было видно, что она изучала тактику Инны и была готова к её стилю. К тому же, выходя против Дериглазовой - лидера мирового рейтинга - каждая девушка выходит с двойной мотивацией. Но ничего страшного не произошло», – отметил Шевченко.
Также он отметил рапиристку из Татарстана Марту Мартьянову, которая попала в топ-16. «Марта показала прекрасное фехтование, и мы видим, что она сейчас находятся в отличной спортивной форме, подтвердила свой высокий уровень мастерства», – сказал тренер.
В Казани традиционно очень сильная школа женской рапиры. Ещё в 1976 году олимпийскими чемпионками в Монреале стали казанские фехтовальщицы Валентина Никонова, Наиля Гилязова и Ольга Князева, которых готовил к старту их наставник Владимир Житлов. Сейчас в расширенном составе российской команды сразу четыре представительницы Татарстана. И у них неплохие шансы попасть в итоговый состав сборной на Олимпиаду в Токио.
«Прямо сейчас я об Олимпиаде не думаю, – немного лукавя, сказала в разговоре с «БИЗНЕС Online» Мартьянова. – Думаю только о своём фехтовании, хочу набраться опыта». По словам Марты, этап Кубка мира – это не первый старт, который проходит в Казани и каждый раз соревнования в родном городе проходят на самом высоком уровне. «Для меня за счастье выступать дома, на глазах родителей. Чувствую поддержку зрителей, это очень важно», – добавила она.
Ещё один вероятный претендент на поездку в Японию этим летом – Аделя Абдрахманова. Студентка Поволжской академии спорта в прошлом сезоне стала второй на чемпионате России, чем показала серьёзность своих спортивных претензий.
«Прогнозы давать не буду, посмотрим, что будет» – спокойно сказала она после турнира. Пока что этот сезон складывается для Абдрахмановой не так удачно, как прошлый. Не очень успешно Аделя выступила и на «Рапире Казани» – вылетела в 1/32 финала от молодой немки Леони Эберт.
«Мне не хватило «физики», сил на весь бой с немкой, – объясняет неудачу Абдрахманова. – Немного волновалась, так как редко выступаю дома, на глазах своих родных. Это сказалось. В целом фехтовала нормально, собой довольна. Более удачно выступить было бы тяжело – я выступала с небольшой травмой, тренировалась в облегчённом режиме».
Аделя также отметила, что Казань вновь поразила всех уровнем организации турнира – с таким основательным подходом к этапам Кубка мира в других городах не подходят. «Думаю, провести такой турнир в Татарстане важно ещё и с точки зрения продвижения нашего вида спорта. Я видела много маленьких детей на трибунах – это отличная реклама», – сказала Абдрахманова.
Ключевым для Абдрахмановой и Мартьяновой станет чемпионат России, который пройдёт в апреле в Новосибирске. Там скорее всего и разыграют итоговые путёвки на Олимпиаду в Токио. Конечно, если она вообще состоится – на фоне ситуации с распространением коронавируса ВОЗ и МОК не отрицают возможность отмены Игр.
Фехтование. Кубок мира. Рапира. Женщины. Личные соревнования
1. Элиза ди Франческа (Италия)
2. Ши Юэ (Китай)
3. Аделина Загидуллина (Россия)
3. Аличе Вольпи (Италия)