Ожидаемое решение.
Олимпийская чемпионка Аделина Сотникова в интервью Борису Корчевникову объявила о завершении спортивной карьеры. Для большинства экспертов и болельщиков Сотникова перестала быть профессиональным спортсменом ещё в декабре 2015 года. Тогда она в последний раз вышла на лёд в официальных соревнованиях.
Это был чемпионат России, в котором Аделина заняла шестое место и потеряла шансы на попадание в сборную. После неудачи на ЧР Сотникова поменяла тренера, выступала в шоу, но на старт так и не вышла. При этом в каждом интервью Аделина уклончиво уходила от вопроса про завершение карьеры, заявляя, что мечтает вновь выигрывать, но ей мешают обстоятельства.
Признала очевидное Сотникова только после тяжелой операции.
СОТНИКОВА ОБЕЩАЛА ВЫИГРАТЬ ОЛИМПИАДУ ПУТИНУ В 12 ЛЕТ
Сотникова – первая фигуристка в истории СССР и России, комторая выиграла «золото» Олимпийских игр. До неё в нашей стране были выдающиеся одиночницы – Кира Иванова, Мария Бутырская, Ирина Слуцкая и тренер Аделины Елена Буянова (Водорезова – в девичестве). Но никому из них не удалось добраться до главной награды в спорте.
Сотниковой удалось, причём с первой попытки. Она была вундеркиндом: уже в 10 лет пробовала каскады тройных прыжков, а в 12 стала самой молодой чемпионкой страны. Дальше она несколько лет ждала перехода во взрослые – на международных соревнованиях нельзя выступать до 15-ти лет. Дебютировав на взрослом уровне в 2013-м, она начала готовиться к главному старту в своей карьере – Олимпиаде в Сочи.
Как вспомнила Сотникова в интервью Корчевникову, в 12 лет после победы на одном из детских турниров к ней подошёл Владимир Путин. Сотникова решила с ним сфотографироваться, а президент отметил наглость спортсменки. На это Аделина сказала Путину, что она будущая олимпийская чемпионка и ей такая наглость по статусу.
Обещание выиграть Олимпиаду Сотникова сдержала, хотя подошла к ОИ не в лучшем состоянии. Она проиграла до этого несколько стартов подряд Юлии Липницкой, уступила Юлии и место в командных соревнованиях Сочи. Но когда Аделина вышла на лёд арены «Айсберг», она выдала два лучших проката в своей жизни. «Я не каталась так, как на Олимпиаде никогда. Ни до, ни после», – оценивает себя сама Сотникова. Чистое выступление и высокая техническая сложность позволили ей обойти легендарную кореянку Ким Ю На и выиграть единственную недостающую награду российского фигурного катания.
СОТНИКОВА ПЕРЕШЛА К ПЛЮЩЕНКО, НО ТАК И НЕ ВЫШЛА С НИМ НА СОРЕВНОВАНИЯ
После победы на Олимпиаде её карьера пошла странным путём. Она отказалась от чемпионата мира, поехав на ледовое шоу. На следующий год она отказалась от серии Гран-при и главных стартов. Официально – из-за травмы ноги, которая, тем не менее, не мешала ей выступать в шоу и проектах вроде «Танцы со звёздами» и «Ледниковой период».
В 2015-м она всё-таки вернулась в спорт: стала шестой в Загребе, второй на международном турнире в Саранске и третьей на Гран-при России. Эпилогом спортивной карьеры стал чемпионат страны – Сотникова стала шестой, без шансов уступив молодому поколению Этери Тутберидзе и других тренеров. Она не попала в сборную на главные старты и больше на официальных турнирах не появлялась.
При этом о завершении карьеры фигуристка также не объявляла. Она решила сменить тренера – в 2017 перешла от Буяновой, с которой работала всю жизнь, к Евгению Плющенко. Но с Плющенко она только выступала в ледовых шоу. О планах выйти на лёд в качестве спортсменки заявляли как Плющенко, так и Сотникова, но они так и не осуществились.
Интервью Сотниковой превращались в полный абсурд после вопроса о возможном завершении карьеры. Аделина использовала все варианты отмазок, какие только можно было придумать: проблемы со здоровьем, разучивание новых элементов, подготовка своего тела и ожидание подходящего момента.
Скорее всего, Сотникова понимала, что с фигурным катанием придётся закончить ещё в 2017-м, когда переходила к Плющенко. Уже тогда девочки из группы Тутберидзе стали исполнять первые удачные попытки четверных и стало ясно, что Аделина не сможет вернуться на свой прежний уровень. А выступать без претензий на первые места она не хотела.
СОТНИКОВА НЕ ПРИЗНАВАЛА ЗАВЕРШЕНИЕ КАРЬЕРЫ, ПОЛУЧАЯ ПРИ ЭТОМ ЗАРПЛАТУ
В итоге Сотникова обманывала саму себя, а вместе с тем и федерацию. Для официального завершения карьеры нужно написать заявление в организацию. Его всё это время не было.
«Если спортсмен – член сборной команды и принимает решение закончить со спортом, он должен написать заявление в федерацию, – рассказал «БИЗНЕС Online» президент федерации фигурного катания России Александр Горшков. – Решение обычно принимают, посоветовавшись со своим тренером в школе, если необходимо, то в федерации тоже могут подсказать, в региональной федерации».
По словам Горшкова, часто бывает, что спортсмены не могут до конца определиться со своим будущим, поэтому не выполняют юридические формальности. «Это их решение, никто подводить или влиять на судьбу спортсмена не может, – объясняет Горшков. – Конечный выбор за ними. Если хотят закончить – значит заканчивают, если хотят продолжить – значит продолжают. Кто-то иногда берёт перерыв, потом продолжает. Это нормально, в этом нет ничего плохого».
Горшков считает, что от официального признания завершения карьеры спортсмена останавливают много разных обстоятельств. Самый вероятный в случае с Сотниковой – психологическая защита. Она очень хотела вернуться в спорт, но не могла. Отказываясь подписать документы, Аделина давала себе и болельщикам ложную надежду на возвращение. А кроме того, в течение двух лет получала зарплату как член сборной.
По правилам минспорта если спортсмен официально не завершил карьеру ему даётся два года на перерыв в карьере. В этот период можно тренироваться, но не выступать, при это всё равно получая деньги.
ВСЕ СРЕДСТВА СОТНИКОВА ОТДАВАЛА НА ЛЕЧЕНИЕ МЛАДШЕЙ СЕСТРЫ
А деньги Сотниковой лишними точно не были. Аделина не из бедной семьи, но она с юных лет отдавала всю зарплату родителям на лечение Марии. «Я даже не могу выговорить ее диагноз», – с ужасом рассказала Сотникова в интервью о сестре. Когда их мама была беременна, у Марии при формировании эмбриона головка в определенный момент просто перестала развиваться.
Врачи стали оформлять отказ, даже не спрашивая мать, и не приносили ребёнка семье три недели. Они говорили: зачем вам такой ребёнок? Что вы будете с ним делать? Родители всё-таки решились принять дочку такой, какая она есть, но после нескольких попыток отчаялись помочь ей.
Не теряла надежду только Аделина. Она собирала все свои деньги с призовых, зарплату сборной и выплаты от минспорта, ходила по друзьям и знакомым, просила помочь даже Татьяну Тарасову ради сестры. В итоге Сотникова обратилась к фонду Чулпан Хаматовой, который занимается дорогими операциями и Марию с мамой отправили на лечение в Германию.
«Сделали подбородок, скулы, глазки подправили, – рассказывает Сотникова. – У неё проблема со слухом, нет шеи. Как у нас мочки уха, у нее такие ушки. Она их скрывает, чтобы не было видно.
Сейчас Мария Сотникова выглядит неплохо, а Аделина всеми силами пытается поднять сестре самооценку, делая совместные фото в инстаграм. «Родители мне никогда не говорили, что Маша больной человек, что у нее какой-то диагноз, – продолжает Сотникова. – Для меня она всегда была здоровой, я с ней играла. То, что мы сделали, это общая заслуга, и сейчас Машка – очень красивая девочка».
Одной операцией обойтись не удалось – лечение необходимо было продолжать. Сотникова все свои победы посвящала сестре и оплачивала работу зарубежных медиков. По словам Аделины, необходимость помогать Маше стала для неё лучшей мотивацией перед Олимпиадой в Сочи. Сотникова понимала, что другого шанса заработать сразу необходимое количество денег у неё не будет.
СОТНИКОВА ПЕРЕНЕСЛА ТЯЖЕЛУЮ ОПЕРАЦИЮ, КОТОРУЮ ОТКЛАДЫВАЛА С НОЯБРЯ
Зарплату получать Сотникова перестала ещё в 2018-м, но даже тогда на признание очевидного не решалась. В ноябре 2018, когда фигуристка общалась с «БИЗНЕС Online» она сказала, что не знает ответа на этот вопрос. «Я очень хочу вернуться. Стараюсь, работаю. Даже в Казани в свободное время поехала не в гостиницу, а на каток. Тренироваться. Но не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями», – объясняла Сотникова.
Отрицать факты стало бессмысленным после тяжелой операции. Несколько недель назад Сотникова была госпитализирована в городскую клиническую больницу с подозрением на остеохондроз, в коридорах больницы Сотникова появлялась в шейном воротнике.
«Ничего не предвещало, как говорится. Жизнь такая, – рассказывает Сотникова. – Я безумно боялась операций, так как сестра прошла через три. Думала: не дай Бог, у меня операция, наркоз».
По словам Сотниковой, первые симптомы случились ещё летом, когда Аделина была на гастролях в Турции. Для выступления в шоу Татьяны Навки Сотникова разучивала парные элементы. «Новая нагрузка, новые ощущения. Всё тело болит. С того момента я чувствовала, что болит спина», – вспомнила спортсменка.
Сначала она не обратила на эти боли внимания, потому что за долгие годы карьеры привыкла превозмогать боль и игнорировать сигналы своего тела. В ноябре Сотникову пригласили на домашний этап Гран-при. Естественно, только с показательным номером. Но даже его Аделина исполнила с трудом.
Это выступление чуть не стоило Сотниковой не, то что карьеры – жизни. «Разминалась, нам же надо все прохрустеть, – объясняет она Корчевникову. – Начинаю хрустеть и понимаю, что что-то вылетело. Ну вылетело, окей, надо будет потом вправить. Но в декабре я поняла, что нет. Не могу ни спать, ни сидеть нормально, нужно находить положение».
Аделина относилась к ситуации как к нелепой шутке, пока не услышала от медиков ультиматум – госпитализация. Ей сказали: либо она отказывается от шоу прямо сейчас и ложится в больницу, либо на всю жизнь останется инвалидом.
Только Сотникова не послушалась врачей и продолжила выступления. По одной версии, её собственной, не хотела подводить людей. По другой, боялась разрыва контракта и крупных штрафных санкций. Сотникова, вероятно, до сих пор нуждается в деньгах, чтобы поддерживать свою младшую сестру.
СОТНИКОВА ПЛАНИРУЕТ ПРОДОЛЖАТЬ ВЫСТУПАТЬ В ШОУ, НО ПОКА БЕРЁТ ПЕРЕРЫВ
В результате Сотникова договорилась с врачами, чтобы они контролировали её выступление на шоу. Ей снизили нагрузку по прыжкам, но это не помогало. «Поднимала руку, но она меня не слушалась – просто брала и опускалась, – вспоминает Аделина. – Это сейчас все нормально, тьфу-тьфу-тьфу».
Сотникова продолжила работать до февраля, причём выступления были практически каждый день. В перерывах между шоу ей делали капельницу, давали обезболивающие, но ничего не помогало.
На операцию Аделина согласилась две недели назад, когда поняла, что у неё уже нет сил выступать. Первое, что её поразило после общения с доктором – ремарка доктора, заявившего, что у неё ситуация тяжелее чем у Плющенко. Спина Плющенко закреплена металлическими пластинами, Сотниковой так же сделали на шее. Аделине ввинтили в позвоночник и шею шесть титановых шурупов.
«Мне до сих пор тяжело, прошло совсем немного времени, – поделилась впечатлениями Аделина. – Я чувствую, что потеряла форму. Для шоу нужна мышечная масса, а у меня её нет, чувствую слабость в теле. Но рвусь на лед – это моя отдушина».
Сотникова ещё будет выступать – но только в коммерческих ледовых шоу. Для официальных спортивных соревнований у неё нет больше ни сил, ни желания. Аделина хочет выигрывать, но за четыре года простоя женское одиночное катание взлетело в небеса. Догнать поколение Александры Трусовой и Анны Щербаковой Сотникова уже не сможет при всём желании.