Как обвал рубля скажется на российском футболе? Трансферы и сборы теперь станут дороже

Зарплаты в евро, спонсорские выплаты – в рублях.

В ночь на 9 марта цена «чёрного золота» марки Brent снизилась более чем на 30%, что привело к падению курса рубля. Накануне на рынке FOREX доллар вырос до 75, а евро – до 85 рублей. В связи с этим крупнейшие российские компании потеряли до 15% капитализации.

Рухнувший рубль, помимо прочего, скажется на  футболе. Некоторые клубы выплачивают зарплату игрокам в иностранной валюте, тогда как доходы от спонсорских соглашений приходят в рублях.

Хвича Кварацхелия / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


В «РУБИНЕ» ЗАРПЛАТЫ В ЕВРО ПОЛУЧАЮТ ТОЛЬКО ЛЕГИОНЕРЫ

На бюджете «Рубина» рост курса евро сказался лишь частично, так как в иностранной валюте зарплаты только у некоторых легионеров.  При этом, по нашим данным, грузины Зурико Давиташвили и Хвича Кварацхелия, а также украинец Олег Данченко – исключения. Они получают выплаты в российской валюте. 

Зарплаты в евро «Рубин» платит Филипу Уремовичу, Карлу Старфельту, Силвие Бегичу и Дарко Йевтичу, которые находятся в клубе на контрактах. Два арендованных иностранца - хавбек датского «Ольборга» Оливер Абильдгор и защитник португальской «Браги» Пабло Сантос - часть зарплаты получают от «Рубина» в евро.

По информации «БИЗНЕС Online», в «Рубине» не фиксировали конкретный курс, и зарплаты иностранцы получат по действующему, то есть по 81,75. Из-за резкого скачка курса казанский клуб, конечно, потеряет в деньгах, но точно меньше, чем в российских топ-клубах – «Локомотиве», «Зените», «Спартаке». Там гораздо больше высокооплачиваемых иностранцев. В «Рубине» средние зарплаты легионеров составляют около 20 - 30 тыс евро в месяц, многие иностранцы клуба получают даже меньше россиян.

Тяжелее «Рубину» было бы в случае переизбытка высокооплачиваемыми иностранцами, как в период кризиса 2014 года, когда в заявке было около десятка легионеров с солидными окладами. Сейчас рост курса евро вряд ли глобально ударит по клубу. Тем более, что часть иностранных игроков уже летом может уйти.

Леонид Федун / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


ОБВАЛ РУБЛЯ БОЛЬШЕ ВСЕХ ОЩУТИЛИ СОВЛАДЕЛЬЦЫ «СПАРТАКА»

А вот «Спартаку» в этом смысле повезло меньше. Падение рубля больше всего сказалось именно на владельцах народной команды. Так, по данным Forbes, совладельцы «Лукойла» – крупнейшей частной нефтяной компании России – Вагит Аликперов и Леонид Федун суммарно потеряли около 3 млрд долларов.

Сам Федун после матча против «Краснодара» пребывал в хорошим настроении. Несмотря на поражение его клуба и потерю 904 млн долларов, миллиардер улыбался и шутил в компании друзей и коллег, посетивших матч на «Открытие Арене». На вопрос журналистов, сколько будет стоить нефть, Федун своего прогноза не дал. «Если бы я знал...» – лишь вздохнул бизнесмен.

По его словам, падение рубля скажется на всех клубах премьер-лиги, в том числе «Спартаке»: «У нас зарплаты выплачиваются в евро, а доходы в рублях». Правда, президент красно-белых не уточнил у всех ли футболистов. По информации «БИЗНЕС Online», большинство игроков «Спартака», в первую очередь иностранцы, получают зарплату в евро. При этом, например, ветераны команды Артём Ребров и Андрей Ещенко, продлившие контракты этой зимой, получают зарплаты в рублях. То же самое касается молодёжных составов. Игроки «Спартака-2» и дубля также получают деньги в российской валюте.

Мы узнали, какие премиальные в клубах РПЛ. Больше всех игрокам платят в «Зените», «Ростове» и «Спартаке»

Андрей Ещенко / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


«Чувствительным» назвал падение рубля генеральный директор «Зенита» Александр Медведев. При этом, по его словам, структура доходов петербургского клуба позволяет команде выполнять финансовые обязательства: «У нас часть доходов в евро, она связана с выступлением в Лиге чемпионов и с реализацией игроков, доходы от спонсоров у нас в рублях, и такая корзина позволяет нам выполнять все обязательства. Пока падение хоть и чувствительное, но не драматичное», – цитирует функционера ТАСС.

ПРОБЛЕМЫ СО СБОРАМИ

Помимо повышения зарплат некоторых игроков, клубы могут столкнуться с рядом других проблем. Во-первых, падение рубля может сказаться на финансовом fаir play. Как уже отметили Федун и Медведев, многие контракты клубов со спонсорами заключены в рублях, а нагрузка на зарплатный фонд теперь возрастёт. Всё это как-то придётся объяснять комиссии УЕФА.

Во-вторых, для некоторых клубов будет проблематично провести сборы за рубежом. Об этом, например, сказал президент «Урала» Григорий Иванов: «Мы бы с удовольствием проводили сборы в России, но, к сожалению, негде. В том же Сочи просто не с кем играть. К тому же проводить сборы в Сочи – дороже, чем в Турции или на Кипре. Но с обвалом рубля сейчас и билеты будут стоить сумасшедших денег», – объяснил функционер.

Отман Эль-Кабир и Хорен Байрамян (справа) / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


О возможном проведении летних сборов в России или Беларуси высказались в «Тамбове» и «Арсенале»: «У нас нет ни одного валютного контракта, все – в рублях. Если сборы за рубежом будут слишком дорогими, будем устраивать их в России. В Сочи, например. В Минске тоже все нормально. Не знаю, какие проблемы могут возникнуть у других клубов из-за падения рубля», – сказал спортивный директор «Тамбова» Павел Худяков Sport24.

В третьих, клубам придётся существенно переплатить за игроков, которых они купили в рассрочку. Тут могут фигурировать гораздо большие суммы в долларах и евро. Зачастую оплату трансфера разбивают на несколько траншей. Если кому-то нужно будет в ближайшее время заплатить очередной, то придётся существенно переплатить. Например, в том же «Урале» остался один платеж за переход  польского защитника Рафала Августиняка. Екатеринбуржцы должны заплатить «Медзи» ещё 70 тыс евро. С учётом падения курса, это на 600 тыс рублей больше, чем, скажем, неделю назад.

То же самое касается соглашений об аренде с правом выкупа. Не исключено, что с кем-то клубы будут вынуждены расстаться. Так, например, «Томь» в 2014-м году из-за обвала рубля продала вратаря сборной Черногории Младена Божевича.

Виталий Мутко / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


В 2014-М КЛУБЫ ПОДПИСАЛИ МЕМОРАНДУМ О ФИКСАЦИИ КУРСА

Почти все клубы с середины турнирной таблицы и ниже заключают контракты с игроками с зарплатой, привязанной к рублю. Во многом этому способствовал кризис в 2014-м году. Тогда к середине декабря курс евро вырос на 39,5 рублей по сравнению с началом года и составлял 84,5 рублей.

Чтобы окончательно не обанкротиться на одних лишь выплатах игрокам, клубы РПЛ с подачи тогдашнего президента РФС Виталия Мутко подписали меморандум о мерах по поддержке. По нему все 16 команд обратились к футболистам и их представителям с предложением установить единые «корпоративные» курсы валют для расчетов по зарплате: 45 рублей для доллара и 55 – для евро. Все новые контракты заключались исходя из согласованных курсов. Меморандум действовал до окончания сезона 2014/15 и тогда это действительно помогло.

«Фиксация курса валют – хорошая инициатива. Футболисты должны понимать ее причины. В этот сложный период всем нужно быть вместе: клубам, игрокам, болельщикам. Чтобы пройти через это, нужно договариваться друг с другом. А потом все встанет на свои места», – говорил тогда Мутко.

Как и ожидалось, не все игроки с радостью восприняли эту новость. Например, Кристиан Нобоа признался, что уехал из «Динамо» в ПАОК именно из-за этого: «Динамо» предложило мне зарплату в рублях. Как можно иностранному футболисту предлагать зарплату в рублях? Это смешно». 

Кристиан Нобоа / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

 

Но были и те, которые согласились войти в положение: «Все игроки прекрасно понимают, какая финансовая ситуация сложилась у нас на данный момент, – говорил вратарь «Спартака» Артём Ребров. – Из-за скачка курсов валют бюджет клуба вырос практически в два раза. Естественно, ребята с пониманием отнеслись к такому предложению и зафиксировали курс рубля на определенных отметках. Мы достигли соглашения практически сразу, никаких противоречий не возникло».

Возможно, что-то подобное случится на этот раз, если падение рубля станет критичным для клубов. Тем более что, сейчас в РПЛ большинство клубов, которые уже проходили через это (12 команд, если быть точнее).

«Пока падение рубля относительно доллара и евро для нас не проблема, – прокомментировал ситуацию генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов для «РБ-Спорт». – Если что-то будет не так, будем решать. Все клубы это проходили ещё в 2014 году. Сейчас паниковать не будем, а посмотрим, что произойдет. Если случатся из ряда вон выходящие вещи, все клубы зафиксируют курс евро и доллара на определенной отметке, как в 2014 году. В «Уфе» большинство зарплат привязаны к рублю. У нас есть два-три человека, чья зарплата в евро, но это решаемый вопрос. Думаю, что мы договоримся».

Разим Сабиров, Владислав Зимагулов