«В России нужно остановить весь спорт». Ответы на главные вопросы о коронавирусе

Интервью с учёным в области спортивной медицины.

Вспышка нового типа коронавируса за пару месяцев превратилась в глобальную проблему человечества. Вирусом, пришедшим из Китая, по всему миру заболело более 150 тыс, свыше 6 тыс людей умерли. В Европе инфекция официально пришла во все страны, кроме Черногории. По последним данным, в России известно о 63 заболевших, но с каждым днём цифра увеличивается. 

По всему миру на паузу встали все массовые мероприятия, в том числе – спортивные. В Европе продолжают играть в футбол только в Сербии, Украине, Беларуси, Турции, а также в России. Остальные страны приостановили чемпионаты или досрочно завершили турниры. В хоккее на стопе все чемпионаты, кроме КХЛ, но в выходные «Йокерит» отказался продолжать выступление в Кубке Гагарина.

Мы пообщались с доктором биологических наук и ведущим научным сотрудником отдела спортивной биохимии и генетики Поволжской академии спорта Алексеем Набатовым. На протяжении многих лет он занимался наукой в ведущих научных центрах США и Нидерландов, а сейчас продолжает работу в России. В интервью «БИЗНЕС Online» Набатов ответил на самые важные вопросы о пандемии: будет ли вакцина от коронавируса, помогают ли маски, сконструирован ли вирус искусственно и обоснован ли запрет спортивных мероприятий.

Алексей Набатов / фото: пресс-служба Поволжской академии спорта


«МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧЕРЕЗ ДВЕ - ТРИ НЕДЕЛИ ГДЕ-ТО В РОССИИ БУДЕТ ВСПЫШКА»

– Алексей Анатольевич, запрет спортивных мероприятий – это реальный способ спасти спортсменов и людей? Почему тогда не закрывают метро и торговые центры?

– Если мы остановим транспорт, встанет всё. Это невозможно. Нужно будет объявлять карантин, как в Ухани, где работают только больницы и такие системы жизнеобеспечения, как электричество и водопровод, а также продуктовые магазины. На стадионах люди сидят по два часа близко друг к другу всё же больше для удовольствия. В данное время любые массовые собрания людей лучше предотвращать, если есть возможность.

Я боюсь, что будут тянуть с карантином до последнего, когда уже будет всё совсем стихийно. Но такие меры, как карантин, надо всегда делать раньше. Сейчас у нас предпринят шаг не допускать на спортивные и культурные мероприятия, но почему-то не во всей стране. Своим друзьям я уже всем сказал, чтобы не ходили на выставки, концерты и прочие места больших собраний. Вирус уже здесь. Мне кажется, что через две - три недели где-то в России будет вспышка. Критическая масса для вспышки эпидемии набрана.

Буквально на днях мне рассказали, что в Израиль прямым рейсом прилетело двое пассажиров из России. Там в аэропорту у них обнаружили коронавирус. И я не уверен, что это были уникальные два россиянина, которые заразились именно в России. Они точно не могли заразиться в аэропорту где-нибудь в Шереметьево, потому что нужно время для развития инфекции, и это время точно больше, чем время перелёта до Израиля.

– В мире все главные спортивные турниры приостановлены, а в субботу «Зенит» даже не ограничил по количеству присутствующих трибуны на своём стадионе. Проводят матчи с болельщиками в других городах. Почему у нас так?

– Все считают, что Россия – тихая гавань. Но это не так. Ни один кризис последних двадцати пяти лет не обошёл Россию стороной. Ну а то, что такие вещи происходят, о которых вы проговорили, несут в себе опасность – можно даже не обсуждать. Конечно, нужно остановить все массовые, в том числе спортивные, мероприятия. В США остановили НБА и НХЛ. И это правильно, потому что у них есть вирус, в Сиэтле уже ситуация вышла из-под контроля. Карантин – это нормальное противоэпидемиологическое мероприятие, всеми специалистами признанное как одно из наиболее эффективных по сдерживанию распространения инфекций.

– Какие меры предосторожности мы можем соблюдать?

– Самое главное – постоянно мыть руки и не пожимать никому их. Постарайтесь по возможности сидеть дома или гуляйте в безлюдных местах, потому что просто на свежем воздухе подцепить вирус невозможно.

– Маски?

– Хороший совет дал человек, который почти всю свою жизнь занимался изучением коронавируса. Маски не предотвращают заражения воздушно-капельным путём. Они не дают выпустить инфекцию из себя, но главное – они изолируют лицо от нас самих. За день мы примерно 90 раз касаемся своего лица. И безопаснее делать это через маску, хотя сейчас нужно вообще отучать себя от этого. Ещё я бы посоветовал перчатки и касаться всего на людях в них. В отличие от гриппа, коронавирус лучше разносится от соприкосновения с поверхностью, поэтому эффективными будут влажные салфетки и антисептики, всегда держите их при себе.

Фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


– Спортсмены могут быть сейчас в зоне риска?

– Они всегда в этой зоне из-за иммунной системы. Если тренировочный процесс выстроен неправильно, иммунная система будет подавлена.

«В ИТАЛИИ ЛЮДИ ОБНИМАЮТСЯ И ЦЕЛУЮТСЯ, ЭТО ИДЕАЛЬНО ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА»

– Почему точка пика в Европе – Италия?

– Сложно сказать. В Италии одна из самых больших популяций людей пожилого возраста. Если мы посмотрим уровень смертности, то он – один из самых высоких в мире, хотя это развитая страна. И умирают как раз люди самого почтенного возраста. К тому же итальянцы довольно эмоциональны и есть привычка тактильных отношений друг с другом. Люди обнимаются, целуются, что для идеально для распространения коронавирусной инфекции.

– На этой неделе ВОЗ объявила коронавирус пандемией. В чём отличие от эпидемии?

– Это означает, что проблема коронавируса стала затрагивать весь мир. Не осталось уголков на планете, где можно было бы спрятаться и быть уверенным, что болезнь не достанет. Здесь нет границы по цифре, которую вирусу нужно преодолеть. Речь об охвате территории, приставка «пан» – значит «всё, весь».

Фото: Chung Sung-Jun, Getty Images


– Можно уверенно сказать, что все люди старшего возраста в зоне риска?

– Всё не так просто. Вирус не смотрит в паспорт. Это связано с иммунной системой. Почти все умершие в Италии страдали патологиями, и коронавирус наслаивался на них.

Есть заболевания типа СПИДа, который рано или поздно всё равно убьёт, если не лечить его. Есть сибирская язва, где выживаемость без лечения – 1 - 2 процента. Когда же мы сталкиваемся с коронавирусом, у которого летальность на уровне 3 - 6%, нужно ориентироваться на иммунную систему. И у пожилых людей с ней могут быть проблемы, хотя у грудных детей тоже слабая иммунная система, но среди младенцев нет массовых смертей от вирусов. И здесь возвращаемся к вопросу о посещениях мест с массовым скоплением людей.

– Сейчас теплеет, вирусу легче распространяться в такой погоде?

– Наоборот. Все вирусы чрезвычайно чувствительны к ультрафиолету, то есть солнечным лучам. Чем ближе лето, тем становится безопаснее. Я сам не очень понимаю, почему в связи с этим болеет тёплая Италия. Возможно, как раз сказалась их любовь к контактам друг с другом.

Фото: Gene Wang, Getty Images


«НАДО НАСТРОИТЬСЯ, ЧТО НЕ БУДЕТ ВОЛШЕБНОГО УКОЛА, КОТОРЫЙ ВСЕХ ВЫЛЕЧИТ»

– Будет вакцина от коронавируса?

Я как специалист в этом вопросе могу сказать, что вакцины от коронавируса, скорее всего, не будет. Максимум будет некий аналог гриппозной, то есть её эффективность будет далекой от идеальной. Во всех учебниках прописывают догму – если человек переболел какой-то инфекцией, то это самая лучшая вакцинация. Если человек переболел корью, ему уже не надо прививаться, потому что в него ввели не один антиген вируса, а он столкнулся со всем вирусом во всех его проявлениях.

Что касается коронавируса, то уже описано больше двухсот случаев повторного заболевания коронавирусом. Иммунная система этих людей справилась, получила прививку в превосходной степени, но через несколько недель они снова заразились тем же самым коронавирусом. Можно поспорить, сказав, что это слабые люди, но тогда они бы не справились с первой инфекцией. Вкратце это объясняется тем, что за этот небольшой срок вирус успел мутировать и вернуться другим, так что второй раз был уже не совсем тот же самый вирус. И иммунная система его уже не узнает.

В таких условиях я не представляю, как можно изобрести вакцину. Та же самая проблема возникает с вирусом гриппа, поэтому в целом прививки – не панацея. Надо всем настроиться, что, скорее всего, не будет волшебного укола, который всех вылечит.

– Насколько высока психологическая атака в этом вирусе?

– Лучше всего отвечают цифры. Смертность в Италии сейчас выше 6 процентов. The Washington Post на днях написал, что в Иране начали рыть траншеи для захоронения тел. Это всё довольно серьёзно. И верить, что это всё надумано, я бы не стал.

– Надо ли сейчас закупаться продуктами по примеру США?

– Там в основе экономики – частный бизнес. Владелец сети может в любой момент всё свернуть, поэтому у людей там замечается паника. В России другие условия. Скажет государство работать – все пойдут работать, в том числе и магазины.

Фото: Lintao Zhang, Getty Images


«ОДНОМУ БОГУ ИЗВЕСТНО, КАК ПОВЕДЁТ СЕБЯ ЭТОТ ВИРУС»

– Есть версия, что коронавирус – биологические оружие, созданное людьми. Это возможно?

– Можно сказать, что коронавирус придуман в секретных лабораториях пенсионных фондов, которые не хотят платить пенсионерам! Но это чёрный юмор конечно. Если говорить серьёзно, практически невозможно осознанно смоделировать такой вирус.

По этому поводу есть показательная история, как возникала молекулярная биология в СССР. С конца 70-х годов в Западной Европе и США запретили молекулярно-биологические работы, потому что было непонятно к чему они приведут. Это как сегодняшний запрет на клонирование людей. Но Советский Союз решить сделать наоборот. А закончилось всё просто.

Учёные взяли ген дифтерийного токсина, засунули его в кишечную палочку, а потом давали приговорённым к смертной казни. Но тем ничего не было, никакой дифтерии не возникло. Объяснение было простое – генномодифицированные бактерии стали конкурировать с дикими собратьями в организме этих смертников, и последние выиграли конкуренцию. В чашках Петри искусственно геномодицированные бактерии работают прекрасно, но это идеальные условия. А в реальных условиях сложно создать конкурентоспособный вирус. Эволюция не так проста. То же самое с любым биологическим объектом, и наших знаний абсолютно не хватает, чтобы просчитать все последствия «загрузки» искусственных вирусов в реальные условия.

– То есть нет причин не верить, что вирус пришёл от китайца, который употребил в пищу змею, которая до этого съела инфицированную летучую мышь?

– Конечно. Другое дело, что этот китаец мог быть слабым в плане иммунной системы. Самое сложное в данном процессе – это адаптация вируса от одного вида к другому. Если иммунная система слабая, есть время на адаптацию. Если бы был организм сильный, то он не дал бы вирусу времени на адаптацию и дальше бы инфекция не прошла. Тогда вирус и мутировал, став человеческим вирусом. Ну а сам вирус в животных очно так же мог взяться от других видов.

– На этой неделе российский учёный спрогнозировал окончание пандемии коронавируса, сказав, что к середине лета ситуация стабилизируется. Можно ли давать сейчас какие-то прогнозы на этот счет?

– В январе мы не думали, что Италия будет страдать от вируса. Может, пойдёт вторая волна. Специалисты считают, что её стоит ожидать в том же Китае. Сейчас она пошла на спад, а потом бумерангом может вернуться из соседних стран.

Я бы не стал давать никаких прогнозов. Это совершенно новая инфекция. Да, человечество уже встречалось с SARS и MERS, но вспышки этих типов коронавируса купировались и не признавались пандемией. Только Богу известно, как поведёт себя китайский коронавирус.

Данил Зайнуллин