Благо дистанционное обучение вуз практикует уже восьмой год.
Поволжская академия спорта наряду со всеми вузами Татарстана переходит на дистанционное обучение. Сегодня студенты проведут первый день вне стен вуза. Ограничение действует до 15 апреля и связано с пандемией коронавируса, из-за которого все массовые мероприятия по стране стали отменяться. Дошла очередь и до высшего образования.
Ещё в 2012 году, как только Поволжская академия спорта начала оформляться в своём виде, для студентов разработали свою систему дистанционного обучения – с пониманием, что многим придётся обучаться удалённо из-за занятости на сборах и турнирах. Это один из этапов масштабной цифровизации всей академии. Многолетний опыт даёт надежду, что даже на карантине 3,3 тыс студентов вуза продолжат получать знания.
РЕКТОР АКАДЕМИИ: «ВИРУС – ЭТО ВЫЗОВ ВУЗАМ»
Ректор вуза Юсуп Якубов отметил, что академия спорта не прекращает учебные занятия, а ограничивает контакты студентов друг с другом и преподавателями. «Дистанционный формат обучения в сегодняшней ситуации единственный безопасный способ быть на связи, тем более, что возможности Поволжской академии это позволяют. Бесконтактный способ обучения широко практикуется нами с самого начала работы академии в Казани, но мы продолжаем из года в год внедрять все новые сервисы. Наиболее активно ими пользуются наши студенты-сборники, которые учатся на индивидуальном графике и часто выезжают за пределы Казани. Но и остальные студенты регулярно используют вузовскую систему дистанционного обучения, получая в ней задания», – сказал Якубов.
По его мнению, для вузов эта ситуация – своеобразная проверка на состоятельность в современных условиях мобильного обучения. «Мы к этому готовы не только потому, что, создавая инфраструктуру с нуля, предусмотрели такую необходимость в перспективе, но и потому, что, принимая преподавателей на работу, ориентировали каждого на использование возможностей электронных систем обучения, – добавляет Якубов, – Более 200 представителей профессорско-преподавательского состава, работающие у нас, прошли специализированные курсы, учились работать с программными образовательными продуктами и электронными журналами, разрабатывали собственные электронные курсы.
Конечно, сегодня, чтобы справиться с ситуацией, от преподавателей в первую очередь, нужен творческий подход и желание максимально качественно отработать учебную дисциплину в электронном формате. Кому-то будет легче, кому-то тяжелее. Но, глядя в будущее, мы всё понимаем, без этих навыков преподаватель высшей школы неконкурентоспособен. Так что вирус – это вызов времени вузам, готовность которых работать в новых условиях определит их завтрашний день», – заключил ректор.
«НАШИ ПОТРЕБНОСТИ СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКРЫВАЕТ»
В подробностях о дистанционном образовании в Поволжской академии нам рассказал начальник управления информационных технологий Владимир Суетин. С первого дня поступления студент академии получает доступ в электронно-информационную систему вуза к многочисленным электронным сервисам, в том числе дистанционным.
– Каждый преподаватель в вузе читает свой курс очно с использованием дистанционных технологий, – сказал Суетин. – Свой курс преподаватель дублирует в системе дистанционного обучения (ДО). Там он также выкладывает дополнительные задания и тесты. Студент может в любое удобное для него время зайти в систему и ознакомиться с учебным материалом своего курса. Если студент отсутствует по уважительной причине, он может заниматься дистанционно, задавая вопросы преподавателю в системе ДО.
В нашем учебном корпусе есть система трансляций лекций. Часть аудиторий оборудована IP-камерами. Там преподаватель может проводить вебинары. Для этого он устанавливает требуемые параметры у себя в профиле. Камера снимает его самого или показывает презентацию с экрана компьютера и передается в сеть.
– Когда Поволжская академия запустила систему дистанционного обучения?
– Система была опробована уже в 2012 году, когда академия располагалась на одном из своих спортивных объектов – в бассейне «Буревестник». А после переезда в учебный корпус в 2013 году систему развернули на новых серверах и ввели ДО в эксплуатацию.
Благодаря тому, что вуз непосредственно участвовал в подготовке к Универсиаде и планировал свою дальнейшую образовательную деятельность на построенных объектах, нам перешёл серьёзный парк компьютерной техники. Ректором изначально была поставлена задача комплексной автоматизации образовательного процесса, поэтому мы внедрили сразу несколько информационных систем, и дистанционное обучение стало частью образовательной среды академии.
С 2014 года мы регулярно модернизируем систему, поэтому наши сегодняшние потребности в образовательном процессе она закрывает.
– Вузы обязаны иметь у себя систему ДО?
– Да, это регламентировано документами федерального министерства науки и высшего образования. Поволжская академия спорта немного опередила события, потому что создаваясь, мы сразу работали на перспективу.
– Что входит в обязанности преподавателей?
– Сразу при трудоустройстве преподаватель обязан научиться работать в системе. В течении первого месяца работы создается его персональный электронный журнал и курсы читаемых им дисциплин в ДО для заполнения и использования. Ежегодно на специализированных курсах учатся те, кто только устроился на работу. Если преподавателю нужна дополнительная помощь, он консультируется с ответственным за ДО, который есть на каждой кафедре. Если вопрос сложный, то приходит к нашим специалистам в управление информационных технологий.
Использование дистанционного обучения ежемесячно мониторится, потому что это одна из составляющих зарплаты преподавателя. Подходы у преподавателей самые разные, но в последнее время мы просим делать акцент на геймификацию образовательных курсов, потому что студентам они очень нравятся. Создание самых интересных электронных учебно-методических комплексов и курсов в рамках ежегодного вузовского конкурса материально поощряется.
– Сколько сейчас студентов постоянно учится на дистанционном обучении?
– Все наши студенты имеют доступ в ДО и регулярно пользуются системой. Активнее, конечно, ей пользуются те, кто обучается по индивидуальному графику. Есть требование к преподавателям, чтобы у студента был доступ ко всему курсу обучения. Например, если в учебной программе игроков «Ак Барса» есть пять лекций, три практики и два теста, то все форматы должны быть в системе дистанционного образования. Но это не полностью «дистанционка». Экзамены до сегодняшнего дня в электронном виде не принимались.
«У НАС ЕСТЬ ТРЕВОГА, НО НЕТ РАСТЕРЯННОСТИ»
– Как скажется на академии рост студентов, которые обучаются дистанционно из-за сложившейся сейчас ситуации?
– Не скрою, для нас это вызов. Одновременный вход в систему большого количества студентов (дистанционные занятия в академии согласно распоряжению ректора вуза Якубова будут проходить по утвержденному расписанию) даст совершенно иную нагрузку на серверы и каналы связи. В таких условиях система никогда не работала. Это проверка боем. У нас есть определённые ресурсы для масштабирования на виртуальных серверах. Сейчас мы активно работаем над этим.
– Как будут перестраиваться преподаватели?
– Пока преподаватели будут проводить занятия дистанционно, находясь на своих рабочих местах. Для них нагрузка останется равномерной. Пиковые всплески работы в системе мы ежегодно наблюдаем в конце семестров, когда все начинают делать тесты перед сессией. Сейчас ситуация такая, что пиковая нагрузка станет постоянной.
– Если карантин продлится до сессии, есть понимание, как это будет решаться?
– Самое простое решение – тестирование. Есть прокторинг-компании, которые предоставляют услуги дистанционной сдачи экзамена. На компьютеры ставится определённое программное обеспечение. Выполнение тестов идёт перед камерой, система считывает действия студента за компьютером. На решение вопроса даётся ограниченное время, система следит за действиями и поисковыми запросами студента. Но исключить «списывание» в любом случае нельзя – какой студент без «шпаргалки»?
– Система дистанционного обучения – полезный опыт в сложившейся ситуации?
– Без неё мы бы не справились. Благодаря ранее внедренным инструментам, сейчас у нас есть тревога, но нет растерянности и беспомощности в сложившейся ситуации. Есть даже положительный момент, потому что всем преподавателям волей или неволей придется заняться онлайн-обучением и уделить своим электронным ресурсам повышенное внимание.
«ПОТЕРИ В КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕИЗБЕЖНЫ»
– Какие точно будут ограничения?
– Мы сведём до минимума видеоконтент, чтобы не перегружать серверы. Одновременный просмотр видеофайлов может привести к проблемам. Пока запланировали запуск нескольких трансляций на этот период. Начнем с небольших групп, затем перейдём на поток.
– Могут ли в обозримом будущем университеты полностью перейти на онлайн-работу? И нужен ли им вообще преподаватель?
– Убеждён, что без преподавателя полноценное образование не получить. Базовые знания можно начитать или нагуглить, но их применение невозможно без человека, который направит и правильно мотивирует. Если говорить конкретно о физической культуре и спорте, дистанционно ни гимнастике, ни хоккею, ни фитнесу не научишь.
– Сейчас все дисциплины с физической нагрузкой поставлены на паузу в Поволжской академии?
– На первый этап в данной ситуации выходят теоретические занятия. В принципе, мы можем представить, как студент выходит в скайп с преподавателем и показывает, как отжимается. Но 100-метровку он не пробежит при такой форме взаимодействия. И в целом спортивный вуз, если возвращаться к предыдущему вопросу, вряд ли сможет существовать без преподавателей.
– Как вы думаете, казанские вузы смогут достойно выйти из этой ситуации?
– Большим вузам, конечно, сложнее из-за количества обучающихся. Поэтому сейчас учебные заведения активно делятся онлайн курсами и технологиям на единой площадке министерства науки и просвещения России. Вузы, не имеющие собственных информационных систем, могут выбирать подходящие курсы и давать ссылки на учебные материалы студентам.
– Вся эта история может привести к кризису системы высшего образования в Татарстане?
– Пока есть интернет, который может находиться где угодно, можно придумать любой способ обучения. Какие-то потери в качестве неизбежны. Сейчас всё упирается, в первую очередь, в личную ответственность студентов. Мы можем дать им задания, но уровень контроля за ними точно станет ниже. Будем надеяться на самомотивацию обучающихся.