Туктамышева поставила программу через интернет. Музыку и движения выбирали зрители

Тренировки в условиях самоизоляции.

Пандемия коронавируса COVID-19 остановила мировой спорт. Нельзя не только соревноваться, но и тренироваться. Ледовые арены в России и других странах закрыты, а ведь весна – основное время в фигурном катании для подготовки к следующему сезону и постановки программ.

Если для поддержания спортивной формы ещё можно обойтись тренировками через интернет, то вот дистанционная работа над новой программой кажется невозможной. Но не для Елизаветы Туктамышевой. Чемпионка мира и Европы связалась с балетным хореографом Юрием Смекаловым и организовала работу над постановкой на следующий сезон через инстаграм.

Более того, тренировки Туктамышева превратила в онлайн-сериал и за ходом работы могли следить её подписчики в соцсетях.

Елизавета Туктамышева / фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


«НУЖНО ИСКАТЬ ПОЗИТИВ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ, ИСКАТЬ ВАРИАНТЫ, ВЫГОДУ»

Постановщиком новой произвольной программы для Туктамышевой стал известный танцовщик Мариинского театра. Он был и инициатором превращения процесса постановки в полноценное шоу.

«Когда начали закрываться театры мы поняли, что необходимо что-то срочно делать. Срочно менять формат коммуникации со зрителями, – рассказывает Смекалов в блоге на своём ютуб-канале. – Так и появилась идея создания студии Mad Lab. В проекте с Лизой мы хотели доступно показать зрителям что такое хореография».

По проекту хореографа Туктамышева представила инста-сериал для своих подписчиков, где поэтапно показывала разные формы работы над хореографией. Елизавета и Юрий провели несколько прямых эфиров, где обсуждали с болельщиками варианты подбора музыки, композиции, зрители подсказывали движения и комментировали процесс. Затем Туктамышева выкладывала предварительные наработки и ждала реакции аудитории.

«Я отношусь к интернету и общению с поклонниками со всей серьёзностью, – рассказывает в блоге Смекалова Туктамышева. – Когда любители фигурного катания видят не просто образ спортсмена, а живого человека, то у болельщиков возникают особые эмоции. Почему бы не порадовать их? Потому что, читая комментарии, я сама заряжаюсь позитивом, желанием работать. Хотелось сделать в условиях самоизоляции что-то необычное, чтобы зрителю было интересно следить за нами».


Она говорит, что изначально немного сомневалась в этой идее. Но желание сделать интересный для болельщиков проект победило скепсис. «Было волнение показывать программу на раннем этапе подготовки: за полгода до начала следующего сезона раскрывать карты не принято. Но мне, кажется, риск оправдан, болельщикам интересно посмотреть на процесс изнутри. Это что-то новое, интересное», – говорит Елизавета.

Положительно к идее отнёсся и тренер фигуристки Алексей Мишин. «Юра придумал очень интересный проект. Его основная идея проекта – привлечь зрителей фигурного катания к процессу постановки программы, – сказал Мишин в интервью «БИЗНЕС Online». – Скажем так, пустить зрителя за кулисы нашего вида спорта. Группа специалистов Смекалова занималась не только хореографией, но и процессом съёмки и они подошли к вопросу очень серьёзно. Молодцы и Смекало, и Лиза. Люди не унывают сами и развлекают болельщиков».

Первоначально по проекту съёмки должны были пройти в шикарном апарт-отеле «Чайковский». С первыми заболевшими коронавирусом в Санкт-Петербурге отель закрыли, поэтому он был полностью свободен. Туктамышева должна была разучивать номер в президентском люксе на фоне исторической мебели. Но карантин ужесточили, из дома выходить запретили, поэтому от идеи пришлось отказаться.

Как и от выбора костюма. Изначально Смекалов хотел поставить номер сразу же с полноценным образом и платьем. Причём выбор платья проходил бы так же вместе со зрителями. Туктамышева уже договорилась с известным петербургским дизайнером Юрием Петениным и забронировала его шоу-рум. Но после введения режима самоизоляции выбор платья откладывается как минимум до мая.

Елизавета Туктамышева и Алексей Мишин / фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


«ПОКАЗАТЬ ХОРОШИЙ ТАНЕЦ, НО ЗАВАЛИТЬ ПРЫЖКИ? НИКТО НА ЭТО НЕ ПОЙДЁТ»

Произвольная программа Туктамышевой на сезон 2020/21 – это японский традиционный образ. Композитор Бхима Юнусов выбрал народные японские мотивы «Сакура» и «Самурай», скомпоновав их в единую композицию. Нарезка музыки также проходила онлайн – Смекалов провёл прямой эфир в своём инстаграме с Юнусовым и обсуждал с ним особенности ритмики, будущего образа и тут же пытался подобрать под них движения.

«Идея японской музыки была предложена Смекаловым, мною как тренером одобрена, как и нашим хореографом Татьяной Прокофьевой, – говорит Мишин. – Что покажет реальная жизнь мы пока не знаем, эффективность программы зависит не только от хореографической постановки, но и от спортивной части композиции. Пока что мне нравится работа Лизы, но хочется увидеть эту программу в соревновательных условиях».

Для Туктамышевой японский образ – это вызов. Она всего лишь раз до этого выступала с японской тематикой, катаясь под «Мемуары гейши» в 2009 году. Поэтому Елизавета признаётся, что немного нервничала перед началом работы: «До этого японская музыка в моей карьере была всего один раз, поэтому естественно я немного испугалась, начиная работу. Но Юра меня убедил, сказал мне близок образ самурая, ветки сакуры. Решили рискнуть и, судя по всему, вышло неплохо».

Часть движений создавал Смекалов, а часть предлагали зрители. Среди предложенных вариантов были стилизация боя на мечах и поклон-приветствие Оригато. «Вот видишь Лиза, японцы всегда уважали друг друга, личное пространство и руки друг другу не жали», – пошутил на злобу дня Смекалов.


В результате за 10 дней Туктамышева с хореографом собрали практически всю программу на полу, исключая только ледовые движения. Разумеется, перейдя к тренировкам уже на катке порядок движений, их очередность и стилизация изменятся, но фигуристка уверяет, что шаблон программы сохранится.

«Ставить в таких условиях программу, даже не короткую, а произвольную, где намного больше элементов – это настоящий вызов, – говорит она. – Но у меня уже сейчас есть размышления как это всё воплотить на льду. Расклад элементов, шаблон программы мне уже в принципе понятен. Мы под него и подстраиваемся, работая на полу».

Скорее всего, Туктамышева в новом сезоне будет показывать максимально возможный для неё технический контент – один или два четверных прыжка, а также два тройных акселя. Поэтому перебарщивать со сложной хореографией она не может. Необходимо сохранить силы на исполнение технических элементов.

«Раньше правила не были такими жёсткими и можно было свободнее действовать в плане хореографии, показывать настоящий спектакль на льду, – говорит Туктамышева. – Можно было креативить, мы и пиратов делали, и мушкетёров. Особенно интересно было смотреть мужское одиночное, столько харизмы. Сейчас очень много требований и правил, фигурное катание на очень высоком спортивном уровне».

По словам фигуристки, сегодня чтобы стать чемпионом нужно работать на пределе. Исполнять сложные вращения, прыжки ультра-си, продумывать ледовые шаги, поэтому на сложную и интересную хореографию банально не хватает сил и времени. «Сложно показать искусство, хореография теряется за техникой. Показать хороший танец, но завалить из-за этого прыжки? Никто на это не пойдёт, приходится выбирать», – продолжает Елизавета.

Ещё одна проблема при постановке программ для Туктамышевой – несоответствие принятым в фигурном катании стандартам. Елизавета считает, что судьями гораздо больше ценятся классические движения, а ей они не идут с самого детства, не нравятся. Она старается брать чем-то другим, но не всегда получает положительные отзывы от арбитров. В новом сезоне Туктамышева постарается это исправить.

«ТРУДНО ПЕРЕХОДИТЬ НА РЕЖИМ ДОМАШНЕГО АРЕСТА, МЫ ПРИВЫКЛИ ЖИТЬ АКТИВНО»

Туктамышева на самоизоляции уже третью неделю. Группа Мишина до последнего старалась продолжить работу и не уходила в отпуск, пока их не отравили на карантин прямым приказом. Теперь тренироваться Елизавете и другим спортсменам академии Мишина приходится через интернет.

«В изоляции скучаешь по рабочему процессу, – рассказывает спортсменка о работе в формате самоизоляции. – Очень трудно переходить на режим домашнего ареста, потому что мы всю жизнь что-то делаем, жизнь у нас очень активная, мы привыкли жить активно».

Теперь тренировки у Туктамышевой проходят через Zoom. К беседе подключены  Мишин,  Прокофьева и спортсмены старшей группы Мишина, в том числе близкие друзья Елизаветы - Софья Самодурова, Андрей Лазукин и Анастасия Гулякова. Ежедневное общение с друзьями по группе и тренерами, пусть и через интернет – отличная возможность хоть как-то скрасить серые будни карантина.

«Лиза присылает мне видео каждый день, работа идёт правильно. Мы в постоянном контакте, – рассказывает Мишин о тренировках через интернет. – Ничего нового мы придумать не можем. Формы работы в таких условиях общеизвестны, хотя ситуация, конечно, уникальная. Сложности есть, но они преодолимы.На мой взгляд, тренировочный процесс в нашей группе идёт позитивно, интересно и качественно. Он идёт своим чередом, насколько можно его проводить в текущих реалиях. Занимаемся физкультурой, проработкой хореографии, ОФП».

Когда фигуристы смогут выйти на лёд – непонятно. Как и не ясна ситуация со следующим сезоном. Вполне вероятен сценарий, при котором соревнования если и будут проходить, то первое время в некоторых регионах без зрителей.

Фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


Туктамышева считает такие полумеры неправильными. «Зритель – важная часть наших соревнований. Конечно, когда выходишь на лёд концентрируешься на себе, стараешься ни о чём не думать. Но всё равно важна атмосфера, энергетика зала, – говорит об эмоциях от поддержки публики Елизавета. – Когда полная арена выкладываешься на максимум, заряжаешься этой атмосферой и хочешь порадовать публику. Моя программа это как энцефалограмма сердца. Выступая на пустом стадионе, возникают мысли в духе: «А зачем я это делаю? Откатаешь супер круто, отдашь всю себя, но для кого? Мы катаемся для зрителей».

Отмена ледовых тренировок освободила в графике Туктамышевой огромный пласт времени. Она старается его занять чтением, просмотров сериалов, саморазвитием. И кроме того, размышлениями о своём будущем, о жизни после спорта. У Елизаветы есть намётки, но она пока не выбрала что-то конкретное.

«Определённых целей. Понимаю, что мне нравится, но конкретизировать ещё не могу, – рассказывает Туктамышева. – Мне нравится комментировать, работая с Первым каналом я по-настоящему кайфанула. Буду много выступать в ледовых шоу, я очень по ним соскучилась. Думаю, буду на экране, может стану журналистом и записывать интервью».


По мнению Туктамышевой, спортсмен интуитивно понимает сколько он будет выступать. «В нашем спорте обычно живут четырёхлетками – от Олимпиады до Олимпиады. Откатал олимпийский цикл и думаешь, что скорее всего это конец. Если хоть одна такая мысль промелькнёт, то надо продумать план дальнейших действий», – продолжает она.

Напрямую об этом Елизавета не говорит, но, судя по всему, как минимум до весны 2022 года мы точно будем видеть Туктамышеву на соревнованиях. А результат работы со Смекаловым в интернете, скорее всего, уже в августе. В это время группа Мишина возвращается со сборов и проводит традиционную открытую тренировку для СМИ.

Фото на превью: скриншот ютуб-канала Смекалова

Рустам Имамов