Первый чемпионат России провели на деньги нижневартовского клуба.
Сегодня «Самотлор» отмечает 30-летний юбилей. Волейбольный клуб начал свою деятельность 1 июля 1991 года по приказу генерального директора «Нижневартовскнефтегаза». «БО Спорт» присоединяется к поздравлениям и предлагает ретро-текст о команде, который впервые был опубликован 17 апреля 2020 года.
В сезоне 1991/92 волейбольные клубы стартовали в чемпионате СССР, а финишировали в чемпионате СНГ. Победителем стал донецкий «Шахтёр», но российским клубам нужно было определить участников еврокубков. Для этого с 20 по 27 марта в Москве прошёл первый в истории чемпионат России.
Страна переживала глубочайший кризис, денег на турнир у федерации волейбола не было, но на помощь пришёл нижневартовский «Самотлор». Победитель второго по силе дивизиона СНГ ворвался в элиту российского волейбола с щедрыми дарами.
Клуб взял на себя организацию недельного турнира в столице и предоставил призовой фонд в 1,5 млн рублей (25,5 тыс долларов по курсу на 18 марта). Всё благодаря спонсорской поддержке «Нижневартовскнефтегаза» и американского партнёра – Traxel Group. Эта фирма потом будет фигурировать в уголовных делах.
КОЖАНЫЕ КУРТКИ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ, ЧАЙНИКИ – ДЛЯ ЛУЧШИХ ИГРОКОВ
«Призовой фонд был разделён между всеми командами пропорционально их успехам. Разумеется, самый солидный куш достался «Автомобилисту» (400 тыс). Из этого же фонда 250 тыс рублей были перечислены Всероссийской федерации волейбола – для подготовки любящих этот вид спорта инвалидов, 100 тыс рублей – на подготовку объединенной команды СНГ к Олимпиаде в Барселоне», – писал «Советский спорт».
Организаторы турнира провели беспрецедентную по тем временам рекламную кампанию, подключив и печатные издания, и радио, и телевидение. По словам очевидцев тех событий, игры в ночное время показывали по РТР. Все команды заселили в гостиницу «Москва», где волейболисты частенько встречали президента России Бориса Ельцина.
«Мы арендовали спорткомплекс ЦСКА на Ленинградском проспекте, организовали мощную информационную поддержку, придумали развлечения для зрителей. Например, они могли попаданием мяча выиграть на матчах ценные призы от наших спонсоров – кожаные куртки, видеомагнитофоны, телевизоры. Времена были трудные, но люди с удовольствием ходили на волейбол. Из Нижневартовска мы тоже привезли болельщиков. Это был хороший спортивный праздник», – рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» Дмитрий Семёнов.
Игрок первого состава «Самотлора» Семёнов впоследствии стал менеджером клуба – жил в Москве, занимался выездами команды за границу, контактировал с федерацией волейбола и был непосредственным организатором первого чемпионата России.
Победителем кругового турнира стал петербургский «Автомобилист», выигравший все шесть матчей. Лидерами команды Зиновия Чёрного были Виктор Сидельников, Юрий Чередник, Олег Шатунов, Сергей Федяев. «Благодаря великолепной технике Сидельников самые трудные мячи выкладывал партнёрам, словно на блюдечке», – восхищался Сидельниковым журналист «Советского спорта» Леонид Сапронов.
«Ох, столько лет уже прошло! Трудно что-то вспомнить, – говорит Чередник. – Но я помню, что распад Союза конкретно на нашей жизни сильно не сказался: продолжали тренироваться и играть. Молодые тогда были, думали только о волейболе. Конкретно на том турнире были интересные битвы».
«Серебро» первого чемпионата России завоевала команда МГТУ, в составе которой тогда выступал нынешний генеральный секретарь ВФВ Александр Ярёменко. «Бронзу» взяли волейболисты подмосковного «Динамо», среди которых были Валерий Горюшев и Евгений Красильников. Также в турнире приняли участие ЦСКА, «Искра» из Одинцова, «Самотлор» и новосибирский «Север».
В шестёрку лучших игроков турнира вошли Сидельников, Шатунов, Ярёменко, Игорь Гордеев (МГТУ), Дмитрий Фомин (ЦСКА) и Андрей Бедулин («Самотлор»). Все они в качестве индивидуальных призов получили чайники из гжельского фарфора. «До сих пор где-то стоит», – отмечает Бедулин.
«Самотлор» тогда достойно себя показал: обыграл «Динамо» и «Север», а МГТУ и «Искре» проиграл только на тай-брейке. За пределами площадки нижневартовцы вообще были лучшими.
ИГРОКИ «САМОТЛОРА» ЕЗДИЛИ НА «МЕРСЕДЕСЕ» И БЫЛИ ОДЕТЫ С ИГОЛОЧКИ
«Первый в стране автобус «Мерседес» появился у «Самотлора», потом у Романцева в «Спартаке», затем – у Тихонова в ЦСКА. Нижневартовские болельщики первыми в стране полетели со своей командой на туры чемпионата России и за рубеж. Первую форму по спецзаказу за границей шили для волейболистов «Самотлора». Клуб был законодателем волейбольной моды, – сказал в интервью спортивному журналу Югры директор и главный тренер «Самотлора» (1987 - 1996) Валентин Ермоленко в 2005 году.
Высказывания тренера подтверждает и Бедулин. По его словам, в начале 90-х в нижневартовской команде были очень хорошие контракты. Если игрок ЦСКА получал 1 тыс рублей, то волейболист «Самотлора» – 2 тысячи. «Не исключаю, что была именно такая разница. Северные клубы тогда были экзотическими, поэтому завлекали деньгами», – отметил Фомин.
«По Москве мы катались на своем «Мерседесе», тогда как у других клубов в лучшем случае были «Икарусы». Одеты мы были с иголочки: все в одинаковых дублёнках, в костюмах, в галстуках. Тогда мы были топ-клубом, примером для всех. Когда в 1994 году мы вышли в финал Кубка ЕКВ, в Италию из Нижневартовска прилетели два чартерных рейса с нашими болельщиками», – сказал Бедулин в интервью «БИЗНЕС Online».
Пока страна переживала непростые времена, «Самотлор» активно развивался и проводил свои лучшие сезоны в истории: победа в Кубке России-1993, две «бронзы» чемпионата страны (1994, 1996), финал еврокубка, в котором вартовчане проиграли итальянской «Падуе».
«Мы получали зарплату деньгами, но при этом, как и другие работники предприятия, имели возможность приобрести по низким ценам дефицитные на тот момент товары – бытовую технику, одежду. Что-то могли дать в качестве премии. Я так понимаю, это всё по бартеру за российскую нефть привозила американская компания Traxel Group. У неё еще был бренд одежды Newtrax», – добавил Бедулин.
«Самотлору» повезло – 24 июля 1991 года генеральный директор производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» Виктор Палий подписал приказ о создании клуба, который стал структурным подразделением организации. А она на тот момент была одним из мировых лидеров по добыче энергоресурсов.
Как и «Газпром» в нынешнее время, «Нижневартовскнефтегаз» в те годы не жалел денег на свою рекламу через спорт, тем более «Самотлор» в те годы катался по всему миру, участвуя в международных турнирах. Между турами чемпионата России команда отправлялась то в Италию, то в Японию, то в Канаду. Знаменитый игрок и волейбольный функционер Юрий Чесноков в те годы был вице-президентом международной федерации волейбола и помогал клубу с организацией поездок.
ОСНОВАТЕЛЬ КЛУБА В 2007 ГОДУ БЫЛ ОСУЖДЁН
«По сути, «Самотлор» стал первым профессиональным волейбольным клубом России, – считает Семёнов. – Клуб поддерживали как нефтяные компании, так и руководство региона. Были местные спонсоры, была американская компания по нефтяной отрасли Traxel Group. Она организовала нам несколько поездок и выступила спонсором первого чемпионата России».
На самом деле компания Traxel Group была зарегистрирована в США немецким бизнесменом Паулем Тракселем, которого в прессе называли поверенным лицом Палия. Его и генерального директора «Нижневартовскнефтегаза», судя по всему, связывала не только любовь к волейболу. В 2007 году Палий был осужден на семь лет за хищение у ОАО «Нижневартовскнефтегаз» около 40 млн долларов в 1993 - 1995 годах и отмывание более 8 млн долларов при реконструкции санатория «Сосновая роща» в Крыму.
«Время новостей» сообщало об интересе генпрокуратуры к сделкам с немецкой компанией Int. Тrахеl Konzern Еstablishment (нефтяное и медицинское оборудование). Эта же компания фигурировала и в деле о санатории. По данным следствия, Траксель осуществлял руководство оффшорной компанией М.С.G. Ноldings Ltd.
В самом Нижневартовске к Палию неоднозначное отношение, но больше тех, кто поддерживал нефтяного магната. Сам он уверял, что дела против него сфабрикованы, а основная причина уголовного преследования – борьба за акции «Нижневартовскнефтегаза».
Следствие по делу Палия началось в 2002 году, а денежные времена для «Самотлора» закончились еще в 1996 году. Последним участием Палия в жизни клуба было подписание сметы на выезд «Самотлора» в Италию на матч Кубка ЕКВ.
«Начало колобродить страну, естественно, и спорт залихорадило. Нефтяная отрасль стала разрушаться и менять собственников. Хотя надо отдать должное руководству «Нижневартовскнефтегаза». Начав освобождаться от объектов социальной сферы и передавая их в муниципальную собственность, он вывел волейбольный клуб из своей структуры в последнюю очередь. Так мы стали муниципальным учреждением. Хорошо, что администрация города нас поддержала, округ обратил внимание и стал помогать. По крайней мере, не расформировали команду. Потому что с нефтяниками – как отрезало», – объяснял начало новой эпохи для клуба его новый директор Алексей Березин, который возглавил клуб в 1996 году.
С тех пор команда уже не поднималась выше 5-го места, а сейчас её бюджет один из самых скромных в суперлиге – около 70 млн рублей. В минувшем сезоне, который был досрочно прерван из-за пандемии коронавируса, вартовчане заняли 13-е место.
Сейчас главная гордость клуба – воспитанники. Среди них Артём Вольвич, Артём Ермаков, Александр Янутов, Сергей Савин, Евгений Сивожелез. Все они в разные годы выступали за национальную сборную России. Инвестиции богатых спонсоров в детско-юношескую школу, открытую в сентябре 1991 года, пожалуй, оказались самыми эффективными. И об этом не нужно забывать нынешним клубам. Денег может не стать в любой момент, но собственная школа всегда поможет оставаться на плаву.
Впервые текст был опубликован 17 апреля 2020 года.
Еще один ретро-текст: