Миллионы игроков рубятся в онлайн-режим FIFA. Он приносит EA больше денег, чем продажи самой игры

Ultimate team – мощнейшая индустрия.

Если вы до сих пор думаете, что FIFA – это просто быстрые матчи с компьютером, карьера за клубы или игроков, то заблуждаетесь. Игра из года в год так хорошо продается из-за онлайн-режима Ultimate Team. Культовым он стал лет пять-шесть назад, а сейчас – это огромная индустрия c 45 млн пользователей, которая приносит EA Sports больше денег, чем отдельные игры компании.

Эден Азар – лицо FIFA 20 / фото: Lukas Schulze, Getty Images


FUT ПРИНЁС EA 716 МЛН ДОЛЛАРОВ ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД

Во время карантина FUT – главная площадка, где играют и обычные игроки, и профессионалы, и реальные футболисты. Пауза в чемпионатах, конечно, коснулась FUT, потому что режим синхронизирован с реальным сезоном. EA впервые столкнулась с тем, что в мире нет никаких матчей и экстренно изменила стратегию, вернувшись к истории: ретро-карты, карты игроков, проявивших себя в прошлые годы – это удержало пользователей.

Откуда такой трепет к простому онлайн-режиму в игре? Всё просто – деньги. FUT приносит EA Sports 28% от общего годового дохода компании: с момента выхода FIFA 20 режим принёс компании 716 млн долларов, а сами продажи игры – 516 млн. То есть внутриигровой режим приносит компании даже больше денег, чем реализация копий игры.

Деньги режим приносит благодаря внутренней валюте режима FIFA Points: можно начать с нуля и играть cо слабыми игроками, поэтапно развивать состав, выигрывать паки, где разные футболисты, а можно вложить в свой аккаунт деньги, чтобы скупить паки и получить карточки, не тратя силы и время на участие в турнирах. Когда выходит команда года или сборные сезона, в платные паки попадают классные карточки, которые все хотят заполучить к себе в составы.

Фото: John Parra, Getty Images for The Recording Academy


В последнем финансовом отчете компании даже есть четкий тезис о важности режима: «Любые события или обстоятельства, которые негативно влияют на появление контента или поддержку FIFA Ultimate Team негативно повлияет на наши финансовые результаты».

Финансовый отчет публиковался ещё до эпидемии коронавируса, но в нём компания как будто ожидала возможный кризис: «Ultimate Team – такое же важное событие, каким принято считать начало спортивного сезона, крупное спортивное событие или выпуск фильма. Если такое ключевое событие будет отложено, отменено или подготовлено плохо, наши продажи, скорее всего, пострадают». 

КАК СОБИРАТЬ КОМАНДЫ НЕДЕЛИ, ЕСЛИ НЕТ МАТЧЕЙ?

Создатели FUT должны регулярно поставлять в режим новые карточки, чтобы сохранять интерес к игре: лучших игроков матчей уикенда, героев сезона, победителей в еврокубках. Зачем нужны карты? Чтобы пользователи могли усиливать состав, развивать свою команду, покупая более сильных игроков. Особенные карточки постоянно получают улучшения характеристик. Пользователи хотят их в составы, чтобы выигрывать в турнирах, получать более качественные награды, где опять же им может выпасть классная карточка футболиста – её можно добавить в состав или продать, купив кого-то другого. По сути, всё как в жизни: тренер тоже хочет игроков получше, чтобы чего-то добиться в турнире.

Последние годы в режиме отдельно развивалась история с карточками футболистов, выступающих в еврокубках: их рейтинг рос в зависимости от прохода команды в следующую стадию. К примеру, покупая прошлой весной себе в команду Вирджила ван Дейка с рейтингом 87 в конце ЛЧ вы могли получить карту 94 рейтинга – «Ливерпуль» выиграл турнир и его игроки получили буст в рейтинге.

Сейчас еврокубков нет, поэтому карты подвисли на старых рейтингах, новых карт тоже нет, команды недели собирать невозможно, есть проблемы и с командами сезона, потому что он не доигран. Как выкручивается EA, чтобы удержать пользователей и продолжать зарабатывать?

Во-первых, в FUT теперь выходят команды момента – то есть это может быть команда недели, но не этого года, а, к примеру, 2018-го или 2015-го. Три года назад Лео Месси оформил дубль в ворота «Реал Сосьедада» и попал в команду недели в тот сезон, поэтому его особенную карту добавили в игру на прошлой неделе. По такому принципу выходят новые команды последний месяц.

Но с командами сезона сложнее: EA не будет ждать августа, когда могут закончиться чемпионаты (если они возобновятся), так как в сентябре выйдет уже новая часть игры. Поэтому в FUT выходят команды сезона каждого чемпионата сейчас и до конца мая. То есть карточки с лучшими игроками сыгранной части сезона выйдут по каждому топ-чемпионату каждую неделю. Пока вышла только одна команда – выбор сообщества игроков. EA на выбор дала футболистов, которые не получали особых карт и не росли в рейтинге в этом сезоне, как Фернандиньо из «Манчестер Сити» или Каземиро из «Реала». Из них составили общую команду, а далее последуют лучшие команды игроков всех топ-лиг, которые успели проявить себя за этот отрезок.

Компания пытается удержать интерес к режиму и зарабатывать на пользователях, которые хлынули играть, так как сидят дома на карантине.

ВЫ МОЖЕТЕ СЫГРАТЬ ПРОТИВ ВАН ДЕЙКА, ФЕЛИКСА ИЛИ АЛЕКСАНДРА-АРНОЛЬДА

Карточки игроков – это отдельный культ режима и главный фактор, почему режим так популярен. Топ-фифер может собрать состав с Криштиану Роналду и Месси, добавив в центр атаки, к примеру, Пеле, Йохана Кройффа или Андрея Шевченко – легендарные игроки в режиме тоже есть и стоят кучу монет.

Позволить их себе могут популярные ютуб-блогеры и стримеры, которые как раз и скупают внутреннюю валюту, затем покупают уйму паков и зачастую «ловят» дорогие карты. Есть даже миф, что EA специально вбрасывает топ-блогерам в паки топ-карты с Месси, Роналду или Пеле, чтобы зрители видели это в стримах и у них тоже появлялось желание рискнуть, потратить деньги и открыть пару паков.

Открытием паков и развитием составов занимаются и профессиональные футболисты: в FUT играет очень много профи. В этом сезоне обычные пользователи часто сообщали, как попадали на матч против кого-то из действующих игроков. Их легко узнать – у них в составе всегда есть голубая карточка с максимальным 99 рейтингом самого футболиста – это подарок от EA для футболистов, которые популяризуют игру.

К примеру, Вирджил ван Дейк собрал состав, включив четырех партнеров по «Ливерпулю» с карточками команды 2019 года и с Роналдиньо, Роналдо и Пеле в атаке. Мощнейший состав, чтобы разрывать. У Трента Александра-Арнольда в составе Рууд Гуллит. Патрик Вийера, Роберто Карлос и Кройф – очень богато.

Звезда «Байера» и сборной Германии Кай Хаверц купил себе Зинедина Зидана и Карлеса Пуйоля.

Пак-опенинг – отдельный жанр, который даже интереснее, чем просмотр матча или сама игра в каком-то турнире режима. Фиферы закупают кучу FIFA Points, включают стрим и собирают десятки тысяч зрителей, который хотят увидеть, как ему упадёт Роналду или Месси, а лучше – Пеле или Марадона. Тем же на карантине занимаются и игроки: Жоао Феликс часто стримит во время пако-опенинга и даже смог в трансляции поймать карточку легенды Хуана Романа Рикельме.

Часто стримит Серхио Агуэро, который в основном играет быстрые матчи за существующие команды. На стойке с наградами под плазмой Кун разместил карточку, которую ему подготовили в EA за награду лучшему игроку месяца в АПЛ.

А его партнёр по «Ман Сити» Александр Зинченко даже возит с собой специальный чемодан с монитором и приставкой, чтобы играть на выездах.

Вратарь «Арсенала» и сборной Германии Бернд Лено тоже играет в FUT и собрал себе топ-состав с Роналду, Килианом Мбаппе, Роналду и Эйсебио. А в ресторане даже не откажется, если его попросить открыть пару паков с приложения FUT для телефона. Лено поймал парню в клуб Мохаммеда Салаха и Анхеля ди Марию. 

ТРЕЙД В FIFA – ОТДЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. НА КАРТАХ ПЫТАЮТСЯ ЗАРАБОТАТЬ ДАЖЕ ХОККЕИСТЫ НХЛ 

Обычные пользователи, у которых хватило денег только на покупку игры, конечно, не вливают кучу денег в составы, но тоже хотят хорошие карточки. Варианта два: играть постоянно и всех обыгрывать в еженедельных турнирах, чтобы получить самые лучшие награды, либо играть на рынке. Да, в FUT тоже есть полноценное понятие рынка карточек, трейда, графиков, своевременной продажи и покупки карт.

Для этого существуют отдельные сайты, которые существуют именно для трейда и отслеживания цен. Самые мозговитые пользователи 5 - 6 лет назад поняли, что многомиллионый режим нужно технически обслуживать и это тоже возможность заработать. Сайтов о FUT очень много и они пользуются огромной популярностью. Ведущий портал – Futbin, где есть абсолютно вся информация со статистикой, данными, ценами и графиками для пользователей.

В FUT даже есть трейдеры, которые включают игру не для того, чтобы сыграть с кем-то по сети, а чтобы заработать монет, дешево купить и дорого продать карты. За последние годы это стало целой внутренней индустрией: трейдеры ведут ютуб-каналы, проводят стримы, зарабатывают на том, что дают рекомендации пользователям за донаты и подписки. Игроки платят деньги и получают авторитетную информацию о том, в кого лучше вложить монеты, чтобы получить прибыль. Украинский трейдер  Руслан Чилинский, который живет в США, даже рассказывал на стриме, что сопровождает русскоязычных хоккеистов «Вашингтона» и помогает им с трейдом. Например, форвард Евгений Кузнецов пытается трейдить на картах в FIFA 20.

Есть свои правила рынка. Например, Месси с Роналду к себе в состав лучше покупать в понедельник – это нижняя точка цены, потому что затем до пятницы его ценник будет расти: с пятницы по воскресенье в FUT проходит выходной турнир, под который игроки пытаются усилить свою команду классными картами. По такому принципу трейдеры изучают рынок, которому уже много лет, примерно понимают, какие карты вырастут в цене, какие упадут, знают факторы, влияющие на цены, и говорят об этом подписчикам. 

Весь этот процесс напрягает разработчиков в EA, которые пытаются бороться с новым течением: конторе выгоднее, чтобы пользователи тратили деньги, а не думали, как заработать на топ-состав, изучая изменения рынка. Например, на прошлой неделе в игре появилось много новых рейтинговых карт с ценой значительно ниже рынка. Трейдеры сразу поняли, что это сотрудники EA пытаются влиять на рынок и сбить цены. Если первые годы график выхода команд, карт и ивентов был одинаковым из года в год, то в последние сезоны всё меняется и разработчики вносят всё больше непредсказуемости, чтобы трейдерам было тяжелее находить системность. Но для такой категории игроков-трейдеров в FUT всё равно есть свой мировой рейтинг: разработчики выделяют сотню игроков с самыми большими бюджетами режима, которая постоянно обновляется.

***

До мая компания понимает, как будет удерживать игроков: вываливать новые команды с лучшими игроками из каждого чемпионата. А новая часть игры традиционно выйдет в сентябре. Вероятно, впервые выход новой части FIFA синхронизируется со стартом всего футбольного сезона, который из-за коронавируса предварительно сместился на осень. 

Владислав Зимагулов