Вместо побед – скандалы.
На прошлой неделе стало известно о переходе двукратной чемпионки мира среди юниоров Александры Трусовой в академию к Евгению Плющенко. Новый тренер в интервью Sport24 заявил, что будет готовить Трусову к Олимпиаде в Пекине и ради этого по максимум откажется от ледовых шоу и рекламных активностей.
Возможно, с приходом такой сильной спортсменки подход Плющенко действительно поменяется, но на данный момент успешным спортивным брендом «Ангелов Плющенко» назвать нельзя. У академии нет историй успеха, зато её окружали многочисленные скандалы. Высокие ценники на тренировки, плохие условия для работы фигуристов, упор на шоу – лишь малое, за что ругали проект Плющенко.
Теперь же, когда Евгений заполучил не только Трусову, но и тренера Сергея Розанова, а вместе с ним несколько юниоров Тутберидзе, как минимум медийный фон вокруг академии может улучшиться.
ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ
Идея начать тренерскую карьеру родилась у Плющенко в конце 2016 года. Только по окончании сезона 2016/17 Евгений окончательно объявил о завершении карьеры и вышел из состава сборной России. До этого момента Плющенко (по крайней мере на словах) надеялся вернуться в спорт и планировал выступить на Олимпиаде в Пхёнчхане.
Всё изменило заявление в марте 2017-го. Плющенко объявил об открытии своей тренерской академии, первой ученицей которой стала олимпийская чемпионка Аделина Сотникова. При этом Плющенко сразу пояснил, что его академия – исключительно частный, коммерческий проект. Он допустил бесплатное обучение для талантливых спортсменов за счёт внебюджетных грантов, но основные средства школе должны были обеспечивать взносы от родителей.
Суммы взносов – это первый серьёзный скандал, который возник вокруг новой академии. Ценники никто не скрывал – 150 тыс рублей в месяц. При этом речь идёт только о базовом наборе общих занятий: 12 занятий на льду в неделю, три часа хореографии и два часа на ОФП. Если с ребёнком необходимо работать индивидуально, суммы совсем другого порядка. К примеру, час личного мастер-класса от самого Плющенко стоил 60 тыс рублей.
Когда информация о ценниках попала в прессу, люди из мира фигурного катания отреагировали на них очень остро. «150 тысяч – это большие деньги. Я зарабатываю меньше, – сказала Татьяна Тарасова в интервью Life.ru. – У меня ставка. Я не хочу говорить, много это или мало. Наверное, они понимают, кто у них будет тренироваться», – сказала Тарасова. Недовольны были и родители – многие договаривались о просмотре в академии и со скандалом уходили после озвученных сумм.
На протесты общественности ответил тогда не сам Плющенко, а его жена – Яна Рудковская, опытный пиар-агент и менеджер. Она вела карьеру Димы Билана, а сейчас курирует дела своего мужа. В том числе и академию. «Уроки в академии Плющенко стоят столько же, сколько среднестатистические репетиторы в общеобразовательных школах и тренеры в частных спортивных секциях, – уверяла критиков Рудковская. – В районе двух тысяч рублей в час! Не понимаю, почему у Евгения должно быть дешевле или бесплатно! Те, кто говорит такие вещи, не имеют своих частных катков».
Для России практика платить за тренировки в целом непонятна – наша общественность так привыкла к государственным бюджетным школам, что относится с недоверием к коммерческим проектам. Поэтому для того, чтобы снизить градус негатива, цены на сайте школы больше не указывают. Сейчас на вопрос об условиях оплаты школы менеджеры отвечают родителям, что стоимость назначается по результатам тестирования.
ПРИГЛАШЕНИЕ СОТНИКОВОЙ
Попасть в академию Плющенко можно несколькими способами: тестирование, участие в Кубке Плющенко или же личное приглашение от Евгения. С первым вариантом всё просто – с апреля по сентябрь школа открывает набор новых детей и проверяет их координацию, умение стоять на коньках и пластику. Тестирование, кстати, тоже платное – порядка 10 тыс рублей.
По факту берут всех, но стоимость сильно различается в зависимости от возраста и таланта ребёнка. Чем он старше и перспективнее, тем больше шансов получить скидку на обучение. Шкала расценок меняется с каждым сезоном, но на полное обеспечение школы могут рассчитывать только спортсмены, которых пригласил сам Плющенко.
Среди таких есть особая категория – победители ежегодного Кубка Плющенко. Это благотворительный турнир, который Евгений организовал в качестве своеобразного ответа критикам коммерческой направленности академии. В розыгрыше Кубка имеют право участвовать все желающие до 11 лет. Победителям Плющенко обещает место в своей академии и финансовую поддержку.
Как и обещал Плющенко, спортсмены, претендующие на высокие места международных соревнований, могут рассчитывать в его школе на особые условия. Первой такой спортсменкой стала Сотникова. Изначально говорилось, что Плющенко будет заниматься непосредственной работой с Аделиной. Затем Евгений объявил, что олимпийскую чемпионку будет готовить отдельная команда специалистов, в которую вошёл даже известный хореограф-постановщик из Канады Эммануэль Сандю. Но на деле, как нам рассказал работавший ранее в академии тренер, реальной подготовки к возобновлению карьеры с Сотниковой не велось.
Заявления о работе Сотниковой в академии Плющенко были скорее пиар-проектом по продвижению школы, а не попыткой достичь спортивных успехов. Родителям было необходимо показать, за что они платят такие деньги, и на примере Сотниковой создать образ успешного бренда. Аделина тогда боролась с травмами и в силу сложностей со здоровьем не могла выступать на серьёзных турнирах.
Ей с трудом давались комбинации из тройных прыжков, а для возвращения на уровень сборной необходимо было учить элементы ультра-си. Сотникова, возможно, и хотела бы попробовать вернуться, но тренеры во главе с Плющенко отговаривали её. Он прекрасно понимал, что шансы Аделины вернуться на прежний уровень невелики, и не питал иллюзий. В результате, в качестве спортсмена академии Плющенко Сотникова реализовала себя только как актриса в ледовых шоу Евгения.
ПЛЮЩЕНКО УЖЕ ПРИГЛАШАЛ СПОРТСМЕНОВ ТУТБЕРИДЗЕ, И ОНИ УХОДИЛИ СО СКАНДАЛОМ
Номинально Сотникова выполняла роль фронтмена школы почти полных три года – только в марте 2020 Аделина официально объявила о завершении своей карьеры. До этого, скорее всего, по просьбе Плющенко Сотникова избегала вопросов о возвращении в спорт в интервью и водила журналистов за нос. Олимпийская чемпионка в академии нужна была Евгению именно в качестве действующего спортсмена.
Но миф об Аделине жить уже не мог – к концу 2019 года всем стало очевидно, что на соревнованиях Сотниковой уже не будет. Понимая это, Плющенко стал действовать решительно и активно искал ей замену. И ей могла стать Алина Загитова. Слухи о её приглашении в академию Евгения ходили давно, а недавно их подтвердил «Матч ТВ». Загитову в результате от перехода отговорили, а методы привлечения спортсменов в свою школу стали главной причиной конфликта между Плющенко и Этери Тутберидзе.
Плющенко говорил о желании готовить спортсменов с нуля. Но на первых этапах своих чемпионов подготовить физически невозможно – для этого нужно как минимум 10 лет работы. Поэтому Евгений под разными предлогами приглашал действующих фигуристов из других групп. Для такого уровня, конечно, это обычная практика: сама Тутберидзе также на определённом этапе «выцепляет» фигуристов из других групп с основами техники.
Одним из первых, кого пригласил Плющенко в свою школу, стал перспективный одиночник Владимир Самойлов. Перед Олимпиадой в Пхёнчхане тренер сконцентрировалась на работе с Загитовой и Евгенией Медведевой, поэтому Самойлову уделяли меньше внимания. Плющенко узнал об этих подробностях через третьих лиц и успешно провёл переговоры со спортсменом.
Самойлов показывал неплохие результаты, но в конце сезона решил уйти. Как и другая фигуристка, перешедшая из группы Тутберидзе к Плющенко в первую волну агитации – Анастасия Тараканова. Причина у Самойлова и Таракановой была общая – каток, на котором тренировались спортсмены академии Плющенко не соответствовал общим стандартам. Он был примерно на 20% меньше привычного, что сильно затрудняло работу над четверными прыжками. Кроме того, технические сложности часто приводили к отмене ледовых занятий и замене их на ОФП.
Если в случае с Самойловым переход прошёл достаточно тихо, то на уход Таракановой Плющенко отреагировал в свойственной ему экспрессивной манере. Евгений обвинил ушедшую спортсменку в нежелании работать и истеричном характере. По словам Таракановой, таким образом Евгений хотел всего лишь поддержать имидж школы, свалив всю вину за неудачи на фигуристку.
Не самым красивым образом закончилось сотрудничество и с Серафимой Саханович. Под руководством Тутберидзе Серафима становилась серебряным призёром юниорского чемпионата мира и была вторым номером «Хрустального» после Медведевой. Но у Плющенко она тренировалась на коммерческой основе, а когда у родителей Серафимы возникли финансовые сложности и у них больше не было возможности продолжать оплачивать тренировки Саханович, Евгений прекратил работу с ней.
Как и в ситуации с Таракановой, вину за переход вновь повесили на спортсменку. Евгений заявил, что Саханович отказывалась тренироваться, симулировала травмы и показывала удручающие результаты. Только в связи с этим её лишили финансирования. «Если человек думает, что я каждого буду еще и полностью обеспечивать, то он заблуждается, – сказал Плющенко агентству «Р-Спорт». – Я могу обеспечивать, но за результат. Давать бонусы и гранты, что я и делал в отношении той же Симы. Но постоянно такого у меня не будет. Если тренировки начались, то они и должны быть тренировками».
ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСОВ АКАДЕМИИ – СПОНСОРСТВО РОТЕНБЕРГА И ШОУ-БИЗНЕСА
Долгое время Плющенко безуспешно пытался привлечь в свою школу звёзд фигурного катания первой величины. Но никто не хотел уходить от привычного тренера и знакомого катка в школу, где не было ни одного случая реального прогресса после перехода.
Евгению требовались истории побед. Для этого нужно было решить проблемы с инфраструктурой и переманить успешных тренеров, а также найти дополнительные финансы. Вопрос решился достаточно просто. Связи Рудковской в мире шоу-бизнеса привели в академию сразу несколько детей звёзд поп-культуры, например, дочек Филиппа Киркорова и Стаса Михайлова.
Важным имиджевым решением стала и работа в академии с собственным сыном Александром. Гном Гномыч, как называют Сашу в семье – официально самый популярный и известный ребёнок страны (около 400 тыс подписчиков в инстаграме в семь лет). Его успехи через каналы влияния Рудковской активно обсуждаются в СМИ, причём не только в спортивных, но и в светской хронике. С Александром сотрудничают сразу несколько направленных на детей компаний, которые помогают и академии. А для состоятельных родителей факт тренировок сына Плющенко – гарант качества проекта.
Важным этапом развития бизнеса Плющенко стала дружба с бизнесменом и хоккейным функционером Романом Ротенбергом. Когда у «Ангелов» открылся филиал в Санкт-Петербурге, он стал напрямую аффилирован с хоккейным СКА – тренировки проходят на базе клуба «Хоккейный город», а по документам работники филиала связаны с хоккейной командой. В Москве тренируется дочка Ротенберга Арина и Евгений уверяет Романа, что у неё большое будущее, привлекая ребёнка к мероприятиям и шоу.
После этого Плющенко удалось поменять каток в Москве. Неудобный лёд нестандартного размера на Большой Очаковской в середине прошлого сезона сменила новая арена на улице Лобачевского. По отзывам занимающихся сейчас в академии детей качество льда, как минимум, не уступает другим каткам, а, учитывая новое оборудование и внимательность персонала, даже превосходит. Улучшилась ситуация также с экипировкой для спортсменов и сборами – их стало больше, в академию чаще стали приезжать известные зарубежные специалисты.
КОНФЛИКТЫ ЕСТЬ И СРЕДИ ТРЕНЕРОВ. ЗА ТРИ ГОДА СОСТАВ НЕСКОЛЬКО РАЗ МЕНЯЛСЯ
В новой академии Трусова сможет рассчитывать на расширение списка рекламных соглашений, с чем ей определённо поможет Рудковская. Но основная цель перехода Александры была в повышении спортивных результатов и персональном внимании. Сможет ли с этим справиться академия Плющенко?
Раньше на тренировках в своей академии Евгений появлялся крайне редко (пару раз в месяц) и ещё реже давал практические советы. Нет весомых причин думать, что теперь что-то поменяется. В качестве альтернативы личному присутствию Плющенко ввёл систему онлайн-камер, через которые он следил за процессом тренировок. Но разве можно это считать настоящей тренерской работой?
«Плющенко – он шеф, босс. Он не тренировал непосредственно, – рассказывала в интервью «Спорт-экспрессу» Саханович. – Он давал лед, тренеров, общую схему. Все его боялись: «Ой, Евгений Викторович пришел!». И все трясутся».
Основными тренерами на новом катке для Трусовой станут Розанов и Александр Волков – два экс-тренера «Самбо-70», хорошо знакомые Александре. Они резиденты академии, которые ведут свою группу (как в ЦСКА, например). Есть своя группа и у первого тренера, который согласился работать в «Ангелах» – Алексея Захарченко. Планирует свою группу вести и Плющенко, но пока он больше позиционирует себя как менеджер.
Кроме них, здесь работают хореографы Мартин Дажэнэ, Дмитрий Михайлов и Вадим Ярулин. Михайлов занимается постановками, Дажэнэ – консультирует и ищет новые движения, а Ярулин ведёт балетную хореографию вне льда. С техническими элементами помогают Светлана Биян и Ангелина Кальницкая, а также тренер по ОФП Ерем Газазян.
Известными специалистами их не назвать, но они достаточно опытные и квалифицированные, по крайней мере работавшие с ними фигуристы отзываются, в целом, о тренерском штабе положительно. Из проблем – нехватка времени на льду и внимания. Тренерам приходится одновременно и готовить спортсменов группы высшего мастерства, и заниматься не самыми перспективными детьми из обеспеченных семей. Поскольку последние заплатили серьёзные деньги, негласный приоритет в школе отдаётся им.
Это породило ещё один конфликт в академии – на этот раз уже тренерский. По свидетельствам очевидцев, отношения в коллективе напряжённые. Подтверждается это тем, что всего за три года работы штат тренеров менялся несколько раз чуть ли не полностью. Из последних важных потерь – ушли Ксения Иванова и Александр Золотарёв. Оба тренера отличались отличным взаимопониманием со спортсменами и умением увидеть талант. Но они выбрали для себя более спокойное место для продолжения карьеры.