Интервью с Ириной Жук и Александром Свининым.
Одна из сильнейших групп в мире в танцах на льду – отделение фигурного катания при УОР №4 им. Гомельского. Там на катке «Мечта» надежды на олимпийские награды уже больше 20-ти лет формирует тренерский дуэт Ирина Жук и Александр Свинин.
За долгие годы совместной работы пара тренеров подготовила чемпионов Европы Яну Хохлову с Сергеем Новицким и многих других известных фигуристов. Сейчас в группе Жук и Свинина тренируются вице-чемпионы Европы Александра Степанова и Иван Букин, а также целый ряд очень перспективных юниорских пар во главе с бронзовыми призёрами недавнего чемпионата мира среди юниоров в Таллине Елизаветы Шанаевой и Давида Нарижного.
Вокруг пары Степанова/Букин очень часто возникают судейские скандалы. Спортсменов из мирового топа в танцах редко обижают в оценках, но Александру и Ивана часто обделяют баллами. Жук и Свинин в постоянном контакте с судьями, но обвинять их в необъективности специалисты не считают нужным. Отличительная черта их тренерского стиля – полный отказ от участия в кулуарных интригах и разборках, которые заполонили современные танцы на льду.
Сейчас спортсмены их группы, как и все другие российские фигуристы на самоизоляции. О том, как они проходят период домашних тренировок, как повлияет карантин на подготовку к сезону и соответствуют ли меры по борьбе с коронавирусом масштабам пандемии Ирина рассказала в интервью «БИЗНЕС Online». Позднее к беседе подключился её коллега Александр, вместе с которым мы обсудили тонкости и особенности танцев на льду.
Краткие тезисы большой беседы:
• Поддержки в группе ставит цирковой акробат.
• Партнёры могут не любить друг друга в жизни. Но на льду обязаны показать любовь.
• Французов Пападакис и Сизерона нельзя считать непобедимыми. По юниорам Степанова с Букиным были сильнее.
• Критика важнее комплиментарных отзывов. Разговаривая с судьями, тренеры ждут комментариев о недочётах.
«ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО КОРОНАВИРУС. ДРУГИХ БОЛЕЗНЕЙ НЕ ОСТАЛОСЬ»
– Как проходят тренировки на самоизоляции в вашей группе? Возможно ли воссоздать ледовые занятия на полу?
Жук: а как это возможно, если у нас парный вид спорта, а спортсмены живут сейчас все раздельно? В парах они не тренируются и элементы тренировать не могут.
– Танцы на льду оказались в более сложной ситуации, чем одиночное катание?
Жук: к сожалению, да. Парные элементы мы выполнять не можем, поэтому занимаемся хореографией и ОФП через видео занятия по Zoom. У нас очень хороший тренер по ОФП Михаил Панарин, который недавно вошёл в нашу команду. Мы с ним работаем месяцев семь-восемь. Разрабатывает все виды мышц, разминает ребят. Все стараются, держат себя в тонусе. И младшие, и старшие работают хорошо, мотивированы. Никто даже особо не поправился и форма неплохая.
В каждом виде свои проблемы. Одиночникам на полу тоже непросто прыгать. У кого есть загородный дом, те ещё могут прыгать. А тем, кто живёт в небольших московских квартирах, где найти место? Тем более, сейчас и родители дома сидят, и бабушки с дедушками. Нужен размах, пространство.
Психологически ещё ребятам тяжело, всё-таки жизнь у фигуристов обычно активная. Настроения разные, два месяца дома сидеть – это нелегко. Последний раз мы выходили на лёд 21 марта.
– Есть понимание, когда разрешат тренироваться? Сейчас же каждый регион решает это самостоятельно и в ряде тренировки уже возможны.
Жук: я об этом слышала, но думаю, что Москва и Санкт-Петербург выйдут из карантина в самую последнюю очередь. Пока что никаких подвижек в этом плане я не слышала. Федерация старается, разрабатываются планы. Есть надежда, что сборной разрешат тренироваться в Новогорске. Речь идёт только об основном составе старшей сборной. Юниоры и дети ещё не скоро выйдут на лёд.
– Но ведь у юниоров серия Гран-при должна начаться раньше. Как так?
Жук: это она по планам должна начаться раньше, а как будет в реальности обстоять дела никто не знает. Будут соревнования, не будут. Всё висит в воздухе, информации нет. На мой взгляд, в августе и сентябре стартов точно никаких не будет. Потому что никто не успеет подготовиться. В лучших случаях начнём Гран-при в октябре.
– Но ведь в ряде стран уже начались тренировки. В Италии, например, центре европейской пандемии.
Жук: итальянцы раньше сели на карантин, чем мы. У всех свои проблемы и ограничения. В той же Италии тренируются на особых условиях. Тренерам, например, запретили выходить на лёд, все в масках. Но лучше так, чем никак.
– Большая проблема – это подготовка катков. В том же Новогорске лёд растопили. Сколько времени необходимо на его восстановление?
Жук: чтобы подготовить лёд для тренировок нужна неделя с небольшим, может быть, даже меньше. Катки растопили почти во всей стране, наш каток тоже. Но это не будет существенной проблемой, на мой взгляд. У нас достаточно хороших специалистов, которые подготовят лёд так, как нужно.
– На ваш взгляд, за какой срок спортсмены успеют подготовиться к следующему сезону?
Жук: быстрой подготовка не будет, но ничего нереального в этой ситуации нет. После тяжелых травм же как-то спортсмены восстанавливаются и ничего. Для меня всегда пример – это возвращение в спорт Елены Бережной. У неё была тяжелейшая травма, после которой она заново училась ходить и говорить. Но ничего! Елена успешно перенесла две операции, вернулась на лёд и выиграла две олимпийские медали.
Так что и с этой ситуацией ребята справятся. Здесь важна мотивация спортсменов и квалификация тренеров, правильный подход. Самое главное – не форсировать подготовку, дать ребятам время прийти в себя, вспомнить движения, элементы. Работы предстоит много, но просто в нашем деле никогда не бывает.
– Мысли о новых программах уже есть?
Жук: всё зависит от того, как будет развиваться ситуация: когда начнём тренировки, когда будут первые соревнования. Ждём решений от ИСУ. В союзе решили пойти навстречу спортсменам и не менять в этом году правила для танцев, хотя по стандарту они у нас новые каждый год. В этот раз можно оставлять тот же ритм-танец.
– На ваш взгляд, ситуация с карантином в мире оправдана или правительство преувеличивает масштабы пандемии?
Жук: очень сложный и спорный вопрос. Сначала я относилась к вирусу со скепсисом, но судя по тому, что говорят врачи опасность высокая. Врач, который работает в нашей группе предупредил, что опасность заболеть есть у всех возрастных групп. Он видел тяжелобольных людей, лечит их сейчас в инфекционной больнице. Поэтому, наверное, важнее здоровье. Мы и сами стараемся никуда не выходить и ребятам советуем минимизировать контакты с внешним миром.
Другое дело, стоит ли полностью останавливать жизнь на такой долгий срок? Есть вопросы по целесообразности, насколько эти меры помогают. В той же медицине, такое ощущение, что теперь у нас есть только коронавирус. Остановили все плановые обследования, операции. Получается, других болезней не осталось вообще.
«МЫ НЕ БЕЛЫЕ И ПУШИСТЫЕ ТРЕНЕРЫ, КАК МНОГИЕ ДУМАЮТ. МОЖЕМ БЫТЬ И ЖЁСТКИМИ»
– В вашей группе сейчас большое количество пар. Как организуете работу?
Свинин: на самом деле в этом ничего кардинально сложного, нужно просто грамотно всё спланировать. Вид спорта у нас индивидуальный и на каждую пару надо выделить своё время. Есть три основные категории, с которыми мы работаем: малыши, юниоры и старшая группа, мастера спорта. Основную работу, конечно, выполняем мы с Ириной, но также у нас есть целая команда помощников.
Когда мы уезжаем, они работают с оставшимися в Москве парами. Кроме того, мир движется вперёд и наших знаний уже не всегда хватает. Поэтому приглашаем специалистов из смежных видов, чтобы наши ребята развивались. Есть человек, который занимается отдельно поддержками из спортивного рок-н-ролла, люди, которые занимаются спортивными бальными танцами. Чтобы поставить некоторые поддержки, например, мы звали специальных акробатов. Есть, как уже говорила Ирина, отдельный тренер по ОФП, психолог, который помогает и нам, и спортсменам. Большая команда, нацеленная на общий результат.
Жук: планируем также кто и с кем ездит на соревнования. Это большая работа. Во многом помогает нам наш хореограф Алёна Самарская: она уже как тренер стала для нас, и на тренировках с нами работает, и на соревнованиях. Пригласили молодого тренера Григория Якушева, бывшего нашего спортсмена. Он работает с юными парами. Взрослые пары отнимают много времени, поэтому на юниоров не всегда хватает внимания. Но мы следим за всеми.
– Вы упомянули психолога. Чем он конкретно занимается?
Свинин: её зовут Жанна Симак. Однозначно её работу не опишешь. Жанна проводит уроки со спортсменами, и отдельные, и групповые. Учит стрессоустойчивости, концентрации. У неё свои методики, тесты, упражнения.
Жук: Жанна очень позитивный человек и этот позитив она передаёт всей нашей группе, помогает правильно настраиваться на соревнования. Ребята её очень любят, доверяют ей всё самое главное. И мы сами к ней очень хорошо относимся, она вместе с нами уже много лет. Психологическая подготовка – важнейшая часть фигурного катания.
– Вы стараетесь разделять работу в тренерском штабе по разным специалистам, чтобы никого не обделить вниманием?
Жук: верно. Каждый в нашей команде профессионал и каждый занимается своим делом. Но мы работаем как одна команда, никто не перетягивает одеяло на себя. Это очень важный момент. Только когда все детали встают на свои места пазл складывается.
Свинин: очень хорошо, что у нас много пар и они тренируются вместе. Глядя друг на друга, идёт серьёзный соревновательный момент, они развиваются, хотят стать лучше.
Жук: лидеры, конечно же, Саша Степанова и Иван Букин, спору нет. Но здорово видеть, как молодые пары подтягиваются к ним.
– Как вы организуете работу, когда выезжаете на соревнования?
Свинин: с молодыми остаётся наш хореограф Самарская и тренер Якушев, наш психолог, тренер по ОФП. Занятия не прекращаются, у нас есть план, мы спокойны в этом плане.
– В целом вы стараетесь, по возможности, ездить со всеми парами в равной степени или Степанова с Букиным в приоритете?
Жук: однозначно Саша с Ваней у нас в приоритете. На крупные соревнования мы всегда ездим вдвоём, на мелких - разделяемся, просим сопроводить спортсменов второго тренера.
– Про вашу группу говорят, что в ней очень теплая и дружеская атмосфера. Насколько это возможном в условиях конкуренции фигурного катания? Особенно в танцах на льду, где всегда больше всего кулуарных интриг.
Жук: когда мы только начали работать с Сашей, а тренируем мы уже почти 20 лет, сразу же выбрали политику разделения спорта и обычной жизни. Поэтому в нашей группе конкурируют только на льду. Вне катка большинство наших пар поддерживают очень тесные и тёплые взаимоотношения, стоят друг за друга.
Насчёт интриг и подковерных игр – мы противники таких подходов. Они неприемлемы как с нашей стороны, так и со стороны спортсменов. Мы не включаемся в судейские разборки и сделки. Задача – выйти и показать свой максимум. Даже если что-то не получилось на соревнованиях, мы всегда их настраиваем на поиск собственных недостатков. Не бывает такого, что тебе не дали победить. Значит, в данный момент ты сделал что-то не так. Нужно идти вперёд и не думать об оценках, откатать для себя, чтобы самому не было за себя стыдно. А уж как оценят судьи – это не нам и не им решать.
Свинин: нам хватает стресса и на соревнованиях, поэтому стараемся организовать тренировочный процесс в позитивном ключе. Потому что если и во время тренировок будут ссоры, то вообще порядка не будет.
Жук: бывает, конечно, мы и ругаем своих спортсменов, разные моменты случаются. Мы не белые и пушистые тренеры, как многие думают. Можем и жёсткими быть вполне. Но ребята никогда на нас не обижаются. Потому что если и повысим голос, то всегда по делу.
– Александра Степанова в интервью нашему изданию сказала, что тёплые отношения с другими парами в группе связана отчасти с разными целями и задачами. Но так обстоят дела на данном этапе, а что будет в дальнейшем, когда между ними будет прямая конкуренция?
Жук: всё будет то же, на мой взгляд. Они воспитывались в такой среде с самого детства, поэтому не думаю, что в какой-то момент возникнет личная неприязнь. Возможно, будут меньше друг с другом разговаривать, общаться. Такое возможно.
Свинин: всё зависит индивидуально от человека, разные люди по-разному концентрируются перед стартом. Здесь важен конкретный подход, для этого в группе и работает психолог, который знает всех ребят досконально.
– На ваш взгляд, удобнее и понятнее работать, когда есть в группе конкретный лидер, на которого равняются другие пары, или когда есть прямая конкуренция между равными по уровню спортсменами?
Жук: Я за конкуренцию. Помимо Степановой с Букиным у нас есть Софья Шевченко с Игорем Ерёменко, и, думаю, они счастливы выступать вместе с топовыми спортсменами. Могут учиться у них, перенимать опыт.
Свинин: На взрослом уровне у нас есть чёткие лидеры – Степанова с Букиным. Но вот среди юниоров сразу несколько хороших пар, которые конкурируют между собой. Наверное, стоит выделить Елизавету Шанаеву с Давидом Нарижным. В прошлом году они показали очень хороший прогресс и выиграли «бронзу» на чемпионате мира среди юниоров. Но впереди ещё предстоит много работы и как раз глядя на Сашу с Ваней у ребят будет мотивация двигаться вперёд.
«ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ В ГРАЦЕ ПОКАЗАЛ, ЧТО МЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫ»
– Момент перехода из юниорского спорта во взрослый для танцев на льду стоит чуть ли не острее всего. Множество случаев, когда побеждающая на юниорском уровне пара после перехода во взрослые не может реализовать себя. Как правильно подойти к этому моменту?
Свинин: переход действительно сложный, потому что психологически успехи на юниорском уровне меняют человека. Они уже начинают чувствовать себя звёздами и это большая ошибка. Многие перестают работать на должном уровне. Потом переходят во взрослые и оказываются не на самых высоких местах. Вдруг выясняется, что есть много пар, которые катаются гораздо лучше. Некоторые в этой ситуации действительно теряются, пропадает мотивация. Но в этом и состоит работа тренера, правильно объяснить спортсмену ситуацию.
Мы стараемся показывать нашим юниорам катание лучших пар мира, у них на тренировках есть возможность вживую наблюдать за одной из таких пар. Поэтому отрыва от реальности у ребят нет, они смотрят на разные пары, анализируют, делают выводы. Самое главное – не допустить звёздной болезни, тогда и шока от поражений в первый год после юниоров не будет.
Жук: мы их психологически готовим к тому, что сразу после перехода во взрослые высоких результатов не будет и это нормально. В мире уже есть признанные мастеровитые пары, и вам надо будет ещё доказать, что вы лучше их. Нужно работать, совершенствоваться и судьи рано или поздно это заметят.
Свинин: это заметная проблема танцев – большой отрыв юниорского спорта от взрослого в отличие, например, от женского одиночного. Необходимо набраться авторитета и опыт,а прежде чем тебя будут воспринимать всерьёз. У нас нет прыжков и сверхсложных элементов, которые могли бы компенсировать разницу в уровне между молодой и взрослой парой. Наоборот, нужно постоянно накатывать программы, партнёрам лучше понимать друг друга – всё это приходит со временем, с матёростью.
Жук: мы с детства учим наших ребят в программах показывать общение друг с другом. Всё-таки у нас парный вид, где главная тема – это взаимоотношения между мужчиной и женщиной. В этом плане также логично, что по-настоящему раскрыть эту тему могут только взрослые люди, уже с глубоким личным опытом. В танцах нужно не просто бегать от прыжка к прыжку, выполняя ультра-си, а кататься по-взрослому, с пониманием своего образа.
Девушка и парень в моём понимании – это любовь. Никто не заставляет партнёров любить друг друга в реальной жизни, но на льду эта страсть обязана присутствовать. Здесь уже вопрос к развитию актёрского мастерства. Я это сравниваю с кино: при съёмке фильмов актёры так проникновенно показывают чувства, что хочется им верить. А в реальной жизни у них есть свои жёны, дети. Так и в фигурном катании: если нет любви, её нужно проникновенно сыграть. Так, чтобы поверили все – мы за бортиком, судьи, зрители.
– Пример удачного перехода из юниоров во взрослые – это французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Она начали показывать результат спустя сезон. За счёт чего, на ваш взгляд, они этого добились?
Свинин: я бы не сказал, что они резко перешли во взрослые и начали всех побеждать. Два года они всё-таки искали себя. Помню их первый чемпионат Европы, там их судьи не особо-то жаловали.
Жук: а я считаю, что действительно, французы долго на последних местах не задержались и очень быстро стали чемпионами мира. По сути, превзошли даже свой юниорский уровень. Но люди все разные, и есть те, кто быстро перестраивается.
Другим нужно больше времени. У меня на памяти ещё одна пара, которая достаточно быстро о себе заявила – это канадцы Виртью и Моир. В чём-то танцы на льду напоминают овощеводство. Мы выращиваем пары с небольшого саженца, потом появляются плоды. И важно дать им дозреть, прежде чем их срывать. Поэтому мы никого не торопим, даём развиваться ребятам постепенно.
У нас есть очень хорошая пара Шевченко/Ерёменко. Они уже в свой первый год показали достаточно неплохой результат, и я уверена, что на будущий сезон они будут только сильнее. Что важно – они слышат нас и слушают. С ними очень легко работать. В отношениях между тренером и спортсменом самое главное – взаимопонимание и доверие.
– Если вспоминать юниорскую карьеру Пападакис и Сизерона, то Степанова с Букиным были сильнее французов, регулярно их побеждали. Почему сейчас ситуация обстоит иначе?
Жук: действительно, по юниорам Саша с Ваней выглядели сильнее. Но они у нас немного дольше взрослели, чем Пападакис и Сизерон. Поэтому упустили где-то свой момент. Возможно, сказалось то, что французы на год раньше перешли во взрослые. Но всё впереди!
– То, что французы раньше решили перейти во взрослые, повлияло на восприятие пары судьями?
Жук: скорее, повлияло то, что они быстрее повзрослели. Но у всех этот процесс идёт по-разному. Мы Сашу с Ваней не гнали, в нашем понимании они должны были дойти до этого сами мозгами. И, слава Богу, дошли.
Если вспоминать два последних сезона, то Степанова с Букиным совершили гигантский скачок вперёд. Это отмечаем не только мы, но и другие специалисты. При этом рост продолжается, мы не останавливаем работу. Ждём, когда будет пик. Он уже не за горами.
Свинин: тот же чемпионат Европы в Граце показал, что мы абсолютно конкурентоспособны. Сразу несколько судей поставили Степанову с Букиным по произвольному танцу выше, чем Пападакис и Сизерона. Локальная, но победа.
– Степанова с Букиным очень холодно восприняли итоги сезона для себя. Александра говорит, что по мастерству они с Иваном продвинулись вперёд, но по результатам сделали шаг назад. Вы с этим согласны?
Свинин: такое бывает. Но важнее общий прогресс, а не место на конкретном старте. По баллам, например, пара прогрессирует.
Жук: хорошо, а разве французы не сделали шаг назад? Пять лет подряд у всех выигрывать, и тут взять, и проиграть. Так что всё бывает, сделаем выводы, постараемся улучшить спорные моменты в программах. Трагедии никакой точно не произошло. Во-первых, соревнования соревнованию рознь. Каждая судейская бригада оценивает спортсменом по-своему, в танцах очень сложно сравнивать итоги.
Важнее то, что арбитры признают развитие пары, её стиль. Появилась связь между партнёрами, матёрость, любовь публики. В нашем виде важны любые мелочи, вплоть до количества подписчиков в соцсетях. Ребята прогрессируют, и мы смотрим только вперёд.
– Для мирового фигурного катания первое поражение за несколько лет Пападакис и Сизерона – это плюс? Либо кардинально ситуация положение не поменяется?
Жук: сейчас сложно сказать что-то конкретное, особенно после отмены чемпионата мира. Впереди новый сезон и новые соревнования. Просто так никто ничего не отдаст. Мы всегда считали, что с ними можно и нужно бороться. Не всегда позволялось это делать в силу разных причин. Но наши российские пары, Саша с Ваней ничем кардинально Пападакис и Сизерону не уступают. Так что надо готовиться, анализировать свои результаты и ставить наивысшие цели.
– На ваш взгляд, французы не показывают резко отличающийся от всех остальных уровень катания, чтобы считать их априори фаворитами на любом старте?
Свинин: они показывают действительно выдающееся катание, не будем оспаривать их уровень. Но ведь и другие пары очень сильно подросли, поэтому разница между ними стала не столь очевидна. Все работают, никто на месте не стоит. Поэтому сейчас французы одни из фаворитов, но не единственные. Год назад отрыв был значительнее, конкуренты отставали от французов на 10 - 15 баллов. Сейчас же много пар очень высокого уровня, которые совсем близко подошли к Пападакис с Сизероном. Никита с Викторией даже смогли их обойти. Дальше – больше. Чем ближе Олимпийские игры, тем выше и напряженнее будет борьба.
Жук: у нас в группе постоянно идёт творческий процесс, когда мы думаем как и за счёт чего мы можем побеждать. Новые фишки, идеи приходят в голову, обсуждаем их с ребятами, пробуем что-то креативное. Это работа не на один день, на перспективу. В танцах нельзя вырасти по щелчку пальцев, но если есть стратегия работы, то результат будет.
«КРИТИКА ПОЛЕЗНЕЕ ПОХВАЛЫ. ОНА ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ СИЛЬНЕЕ»
– Многие считают, что танцы на льду стоят на месте. В связи с этим, стоит пробовать необычные образы, идеи для программ? Те же французы в прошлом году рискнули в ритм-танце с аэробикой и не прогадали.
Свинин: французы лидеры и могли себе такое позволить. Мы бы, наверное, не рискнули поставить своим ребятам такой необычный танец. Лидерам позволяется гораздо больше, чем всем остальным. И я не очень уверен, что если российская пара вышла бы под аэробику, то судьи положительно бы такой шаг оценили. Это огромный риск, и он неоправдан.
Жук: хотя они и ставили мировые рекорды, мнение среди специалистов о ритм-танце французов неоднозначное. Глобально не скажешь, что он всем нравится. Лично мне определённые наработки нравятся, но есть и моменты, которые я бы поставила иначе. Как программа от и до, на мой взгляд, это не лучшая постановка французов. В прошлые годы мне их короткая программа нравилась больше.
– У вас возникали мысли поставить что-то необычное?
Жук: возьмите хотя бы произвольный танец Степановой и Букина с прошлого сезона. Он весьма необычный, и до нас в таком стиле программы ещё не ставили. Музыку, которую мы выбрали, раньше тоже ни разу не использовали. Поэтому перед началом сезона мы не знали, как судьи воспримут нашу идею, определённый риск существовал. Людям очень понравилось. Осталось только, чтобы ещё и судьям понравилось…
Идей много. Мы хотели начать работу над новыми постановками ещё в апреле, но из-за пандемии эту работу придётся отложить. Очень хочется в новом сезоне по-настоящему удивить, представить запоминающиеся программы. Пожалуй, иногда это даже важнее, чем победы.
– Вокруг оценок Степановой и Букина очень часто возникает множество споров и обсуждений. Примерно равные прокаты, но совершенно разные баллы. С арбитрами говорите на эту тему?
Жук: во время соревнований мы не имеем права даже подходить к судьям, это чётко контролируется. После соревнований можем подойти и спросить, что было не так, над чем нужно ещё поработать. С арбитрами мы общаемся постоянно, слышим мнение от разных судей. С чем-то мы не согласны бываем, в других случаях советы от судей берём на заметку. Если честно, важнее даже, когда нас критикуют. Критика полезнее похвалы, она даёт возможность стать сильнее. И к конструктивной критике надо относиться с уважением.
– Получается, диалог с судьями есть? Когда арбитры ставили базовые уровни Александре и Ивану, казалось, что это какой-то заговор…
Жук: к сожалению, бывало и такое. Но мы не относились к ситуации как к заговору, не было обид на судей. Пытались разобраться, в чём причина, как исправить проблему. Как выполнить элементы так, чтобы больше никто не подкопался. Что поделаешь, если у нас вид спорта не очень объективный. Фактор субъективности в танцах неизбежен, он будет всегда. К этому надо относиться философски.
– И всё-таки понимание современных требований в танцах на льду к вам пришло?
Жук: за столько лет само-собой. Собаку уже съели на фигурном катании.
– Но ведь постоянно меняются правила и подходы к судейству...
Свинин: правила в танцах меняют каждый год, но общие тенденции меняются раз в четыре года, на олимпийский цикл. В этом олимпийском цикле важно подготовить такие программы, где постановка будет иметь целостный характер, полностью раскрывать образ.
Жук: поясню. Необходимо элементы тщательно вплести в программу, чтобы их не было видно по отдельности. Программа должна быть неразрывной, единой. Важнее всего думать о простых зрителях, которые пришли на фигурное катание. И постановки должны их цеплять, быть интересными. Они ничего не понимают в элементах, но легко смогут уловить эмоции и грацию, идею программы. Поэтому мы просим наших ребят не уходить в технику, а больше уделять внимания эмоциям. Играть лицом, ставить театр на льду.
– Если говорить о зрительском интересе, то в спорте самый главный интерес в интриге. Болельщики следят за соревнованиями в прямом эфире, потому что не знают кто займёт первое, а кто второе и третье места. Разве образы и эмоции не отходят на второй план?
Свинин: не соглашусь. На интерес влияют суммарно целый ряд факторов. Танцы на льду – это спорт, но это эстетический спорт, и он должен нравится людям. Если мы уйдём в технические дебри, которые не всегда презентабельны, то у нас не будет столько фанатов. И наш вид спорта уйдёт в забвение. Поэтому прежде всего нужно уметь заинтересовать зрителя.
Жук: всё-таки у нас не прыжки, чтобы только за счёт техники поддерживать зрительский интерес. Танцы на льду как раз и смотрят ради эмоций и ярких постановок, в этом наш вид положительно отличается от других видов фигурного катания.
На каждых крупных соревнованиях для тренеров проходят семинары, на которых судьи пытаются изменить подход к оценкам так, чтобы сделать наш вид спорта более презентабельным и интересным для зрителя. Судьи советуются с тренерами, вместе мы решаем какие элементы стоит добавить в программу, чтобы они смотрелись лучше, какие критерии в судействе нужно пересмотреть. Но глобально вся эта работа идёт на зрителя. Причём сейчас скорее даже на телетрансляции, чем на аудиторию в зале.
– В отличие от одиночного и парного катания в танцах распределение мест и подход к судейству для обывателя сложен в понимании. Неужели это не влияет на зрительский интерес?
Жук: всё-таки у нас тоже есть технические элементы и более-менее подкованный зритель может заметить ошибку. Это и поддержки, и вращения. Вращения можно недокрутить, в результате сразу падает уровень оценки, судьи смотрят на ребро при вращениях – внутреннее или наружное. Это небольшие детали, но из них складывается общая картина проката.
Специалисты ошибки видят сразу, поэтому когда с судьями общаемся, у нас обычно идёт предметный разговор. Сразу понимаем, где ошибки были подмечены верно, а где момент судейства был спорным. При желании в этих нюансах разобраться вполне реально и простому болельщику, хотя и сложнее, чем с прыжками и выбросами. В одиночном всё очевиднее, упал или выехал. Либо сделал с грубой помаркой.
При этом те же компоненты, которые не всегда очевидны даже тренерам, есть не только в танцах на льду, но и в парном с одиночном. И зрители точно также гадают, как и по каким критериям эти оценки ставятся. Это специфика вида спорта, кардинально её не изменить. И всё равно хороший танец от неудачного зритель всё равно отличит, на мой взгляд. Именно через эмоции, презентацию, энергию, которую фигуристы передают болельщикам через свой прокат.
Свинин: Для победы нужна совокупность правильного катания, чистых элементов и яркой презентации, искренних эмоций. И именно этого мы пытаемся достичь с ребятами в нашей группе. Получается не всегда, но в целом вектор развития выбран верный.
ДОСЬЕ «СПОРТ БО»
Ирина ЖУК
Дата рождения: 3 декабря 1966 года
Место рождения: Харьков (Украинская ССР)
Специализация: танцы на льду
Главные достижения: в паре с Олегом Петровым - победитель этапов Гран-при, обладатель Кубка СССР, мастер спорта СССР международного класса. Заслуженный тренер России.
Александр СВИНИН
Дата рождения: 7 июля 1958 года
Место рождения: Ленинград
Специализация: танцы на льду
Главные достижения: в паре с Ольгой Воложинской - серебряный призёр чемпионата Европы, победитель и призёр множества международных соревнований. Заслуженный тренер России.