Жёсткий потолок зарплат изменил лигу.
С сезона 2020/21 в КХЛ начинает действовать жёсткий потолок зарплат: клубы лиги не могут тратить на контракты игроков больше 900 млн рублей. Это кардинально изменило подход большинства клубов, в основном богатых – теперь они максимально ужимаются в расходах, договариваясь с игроками о перезаключении контрактов на пониженных условиях. В большинстве случаев хоккеисты соглашаются, ведь ни в одной европейской лиге они не получат таких денег, а в НХЛ попробовали свои силы практически все, к кому был интерес.
По информации «БИЗНЕС Online», сейчас самый высокооплачиваемый игрок КХЛ – центрфорвард московского «Динамо» Вадим Шипачёв, зарабатывающий 120 млн рублей за сезон. В топ-10 самых дорогих хоккеистов лиги с прошлого сезона остались лишь он и нападающий «Ак Барса» Джастин Азеведо. При этом последний даже поднялся выше в рейтинге (был девятым, сейчас делит седьмое место), хотя его контракт понизился на 20 млн.
ВЕТЕРАНЫ
– УЖЕ НЕ САМЫЕ ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫЕ
В октябре 2019-го рейтинг самых высокооплачиваемых игроков, опубликованный «Спорт-экспрессом», возглавляли три ветерана – 38-летний Сергей Мозякин («Металлург», 180 млн рублей в год), 34-летний Найджел Доус («Автомобилист», 150 млн) и 38-летний Данис Зарипов («Ак Барс», 130 млн). Сейчас ни одного из них нет даже в топ-20. Мозякин подписал с «Магниткой» новый контракт на 50 млн рублей в год, Зарипов в Казани получит на 10 млн больше него, а Доус до сих пор без контракта.
Самый возрастной в топ-20 богачей КХЛ – 33-летний Шипачёв, к которому не может быть никаких претензий по качеству игры. При этом следующие восемь позиций в рейтинге занимают иностранцы: российским хоккеистам в КХЛ сокращают зарплаты куда охотнее. При этом лишь контракт швейцарского нападающего «Авангарда» Свена Андригетто можно объяснить тем, что игрока пытались переманить из Северной Америки. Также этой весной был спрос в НХЛ на Яшкина. Остальные хоккеисты давно выступают в России и по праву считаются звёздами лиги. Но в других европейских лигах они могли бы рассчитывать лишь на половину от своих нынешних гонораров.
Пожалуй,
самый переоценённый игрок в топ-10 –
шведский центрфорвард «Локомотива»
Антон
Ландер.
Он выиграл Кубок Гагарина-2018 в составе
«Ак Барса», но через год запросил у
казанского клуба слишком много денег.
По
нашей информации, швед рассчитывал на
зарплату в 120 млн рублей, но в итоге на
эти деньги в «Ак Барсе» подписали двоих
легионеров – канадских форвардов Мэттью
Фрэттина
и Патриса
Кормье.
Ландер же договорился с
«Локомотивом», где получил двухлетний
контракт с зарплатой 85 млн рублей в год.
При этом значительную сумму швед мог
получить за счёт бонусов, но провёл
неудачный сезон и теперь вся надежда –
на следующий.
В «Локомотиве» вообще больше всего игроков в нашем топ-20 – сразу пятеро. При этом лишь один из них, нападающий Владимир Ткачёв, получил свой контракт в другом клубе: 75 млн рублей в год ему дал «Ак Барс». Такие же деньги отдал уже «Локомотив», чтобы заполучить зимой шведа Магнуса Пяярви, а весной – его соотечественника Андре Петерссона и защитника, олимпийского чемпиона-2018 Алексея Марченко. В ярославском клубе много собственных талантливых воспитанников, но приглашая игроков со стороны, там особо не экономят.
Наибольшее
представительство в десятке самых
дорогостоящих игроков КХЛ – у «Салавата
Юлаева». В
Уфе идут на всё, чтобы оставить у себя
легионеров, которые стабильно играют
на высоком уровне. Финский нападающий
Теему
Хартикайнен
получил новый двухлетний контракт с
зарплатой 90 млн рублей в год, а с бонусами
он может заработать около 115 млн.
У
вратаря Юхи
Метсолы
и защитника Филипа
Ларсена
(по 80 млн рублей) действуют контракты,
подписанные ещё в прошлом году. Во многом
из-за больших трат на эту троицу у
«Салавата» не получилось сохранить главную звезду Линуса
Умарка.
Швед был готов остаться при зарплате
120 млн рублей в год, но
это сильно осложнило бы уфимцам задачу
попасть под потолок зарплат.
ЗАПАД: СКА И ЦСКА УРАВНИВАЮТ ЗАРПЛАТЫ, В «ДИНАМО» – ГЛАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ
В ЦСКА и особенно в СКА до последнего хотели повышения потолка зарплат, но совет директоров КХЛ в мае снова проголосовал за сумму в 900 млн рублей. В итоге главным клубам-олигархам российского хоккея пришлось подстраиваться под совершенно новые для себя правила: если раньше они могли заманить игроков завышенными контрактами, то теперь это стало невозможно. Переплатишь одному-двум хоккеистам означает, что состав будет несбалансированным. В итоге оба армейских клуба приняли решение уравнивать игроков по зарплатам: в топ-10 самых дорогостоящих хоккеистов КХЛ нет ни одного их представителя.
СКА предложил всем игрокам, получавшим большие деньги при действующем контракте, пойти на понижение. Согласились не все: Наиля Якупова пришлось обменять в «Витязь», а Сергея Плотникова – в «Магнитку» (транзитом через «Амур»). Но в остальном хоккеисты пошли на уступки, при этом им обещаны солидные бонусы за выход в финал конференции и победу в Кубке Гагарина. В итоге сейчас самые высокооплачиваемые игроки СКА – нападающие Линден Вей и Владимир Ткачёв (по 60 млн рублей в год). У Дмитрия Кагарлицкого – на 10 млн в год больше, но он в ближайшее время должен быть обменян в московское «Динамо».
ЦСКА
подписывал контракты с главными звёздами
(Илья
Сорокин, Никита Нестеров, Михаил
Григоренко, Кирилл Капризов)
до окончания сезона 2019/20, уже рассчитывая
на введение жёсткого потолка. В итоге
клубу не пришлось массово снижать
контракты, но с несколькими ключевыми
игроками пришлось расстаться. Например
чешский форвард Иржи
Секач перешёл
в «Авангард», как и Сергей
Толчинский,
которого забрали после квалификационного
предложения.
Жёсткий потолок зарплат не выровнял все клубы КХЛ, но лишил СКА и ЦСКА того превосходства в подборе игроков, что был в последние годы. На Олимпиаде-2018, напомним, 90% состава сборной России было именно из армейских клубов. Сейчас только в Западной конференции есть три команды, которые мало чем уступают армейцам – «Динамо» (два самых дорогих игрока лиги – Шипачёв и Яшкин), «Спартак» (главный тренер – Олег Знарок, очень ровный и качественный состав) и «Локомотив».
ВОСТОК: «АК БАРС» СОХРАНИЛ СОСТАВ, «МАГНИТКА» РЕЖЕТ КОНТРАКТЫ
Лучшая команда Восточной конференции «Ак Барс» практически полностью сохранила свой состав при том, что в прошлом сезоне, по данным РБК, казанцы тратили на зарплаты 1,35 млрд рублей. «Ак Барс» потерял лишь второго снайпера команды Эмиля Галимова, который ушёл в СКА, зато вернул из «Салавата Юлаева» собственного воспитанника Александра Бурмистрова и подписал французского нападающего Стефана да Косту. Влезть под потолок зарплат удалось за счёт грамотных переподписаний контрактов: зарплата Зарипова снизилась на 70 млн рублей, Азеведо и Андрея Педана – на 20.
На
трансферном рынке активнее всех был
«Авангард», который забрал ограниченно
свободных агентов Толчинского и Дамира
Шарипзянова
(«Нефтехимик»), потратив суммарно около
150 млн рублей. Но главная задача омского
клуба пока не решена: Андригетто и Тэйлор
Бек
суммарно получают 160 млн рублей, и
«Авангарду» нужно избавиться от них,
чтобы дальше вести селекцию. Но пока
игроки не готовы расторгать контракты
без компенсации, как предлагает клуб.
Сильнее всех жёсткий потолок зарплат изменил политику «Металлурга». Из-за удалённости и плохой экологической обстановки в магнитогорском клубе всегда переплачивали игрокам. По ходу прошлого сезона Геннадия Величкина на посту вице-президента «Магнитки» сменил Сергей Ласьков. Задачу по экономии денег он начал решать очень жёстко: расторг Виктора Антипина, почти в два раза понизил зарплаты Егора Яковлева и Николая Кулёмина (с 95 до 55 млн рублей в год). А недавно подписал на 50 млн в год Мозякина. Страшно представить, сколько ещё лет игрокам платили бы сумасшедшие деньги, если бы не жёсткий потолок.
ЗАЩИТНИКИ СТАЛИ ПОЛУЧАТЬ МЕНЬШЕ
Из представителей разных амплуа жёсткий потолок зарплат больнее всего ударил по защитникам. Если в прошлом сезоне в топ-20 было сразу пять игроков обороны, то сейчас – всего двое (Марченко и Ларсен). Сильнее всех в деньгах потерял Виктор Антипин: «Магнитка» расторгла с ним контракт на 125 млн в год (оставался ещё один сезон), а СКА подписал новый – с зарплатой на 80 млн меньше. Да, Антипин получил от «Металлурга» солидную компенсацию (25% от контракта), но всё равно потерял много.
Защитник ЦСКА Богдан Киселевич в прошлом сезоне зарабатывал 100 млн рублей, в нынешнем его зарплата стала меньше на 40 млн. Алексей Емелин в «Авангарде» получал 90 млн рублей в год, но в течение сезона переписал контракт до 30 апреля 2022 года, по которому его зарплата становилась в полтора раза меньше. При этом разница в деньгах игроку была компенсирована при расторжении предыдущего соглашения.
В условиях, когда контракты одних хоккеистов забирают свободные деньги, которые могли быть потрачены на других игроков, менеджеры предпочитают тратиться на нападающих.