У него мало побед, но он – суперзвезда.
На этой неделе в мире фигурного катания основную новостную повестку держал конфликт между российским олимпийским чемпионом Алексеем Ягудиным и американским фигуристом Адамом Риппоном. Ягудин грубо оценил в инстаграме деятельность Адама по поддержке темнокожих трансгендеров, за что попал под шквал критики как от самого Риппона, так и от общественности.
Адам – не самый успешный спортсмен, но его общественная деятельность и борьба за права ЛГБТ-сообщества сделала Риппона мировой знаменитостью. Он одним из первых в фигурном катании совершил каминг-аут, после чего вступал в открытую перепалку с президентом США Дональдом Трампом, критиковал Россию и написал автобиографию, ставшую американским бестселлером.
При этом и в спорте он успел запомниться – в его честь назвали популярный элемент «риппон», который он изобрёл. Подробнее об истории Риппона – в материале «БИЗНЕС Online».
РОДИЛСЯ ГЛУХИМ, А СПОРТ СТАЛ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИЕЙ
Адам родился в спортивной семье. У него пять братьев и сестёр и каждый член семьи Риппонов занимался спортом. Но Адам попал в фигурное катание не из-за семейных традиций. При рождении он получил серьёзную травму головного мозга, которая привела к практически полной потере слуха. Сначала врачи ставили крест на возможном выздоровлении ребёнка и даже предлагали родителям отказаться от сына.
Но они не сдались и искали врачей, которые возьмутся за сложную операцию. Специалисты нашлись в Йельском университете (где сейчас учится лидер сборной США Нэтан Чен). Адаму вернули слух, но общая физическая форма ребёнка была удручающей. Поэтому занятия спортом были настоятельно рекомендованы врачами как вариант восстановительной терапии для ребёнка после медицинского вмешательства.
Адама водили в разные секции: он пробовал и плавание, и лёгкую атлетику, но по решению мамы будущего призёра Олимпийских игр отдали в фигурное катание. Первым тренером Адама стала российская эмигрантка Елена Сергеева - призёр чемпионатов СССР. С ней он тренировался больше семи лет и достиг серьёзных успехов. Риппон начал серьёзно заниматься чудовищно поздно, аж в 10 лет, и был болезненным, слабым ребёнком. Изначально в серьёзное будущее и профессиональную карьеру не верили даже родители, но Сергеева увидела в Адаме потенциал, и уже через пару лет Риппон как один из самых перспективных фигуристов Америки получил стипендию Майкла Уейсса – фонда поддержки подающий надежду спортсменов.
Чтобы развить потенциал Адам, решил сменить тренера и начинал работать со знаменитым российским тренером и хореографом Николаем Морозовым. Под его руководством Риппон практически сразу достиг значительных успехов уже на международном уровне. В первый совместный сезон он побеждал практически на каждом старте, где участвовал, – в том числе финале юниорского Гран-при и юниорском чемпионате мира. На последнем турнире он установил мировой юниорский рекорд, первым преодолев планку в 200 баллов.
СЛУЧАЙНО ИЗОБРЁЛ НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ – ТЕПЕРЬ ЕГО ДЕЛАЮТ ПОЧТИ ВСЕ ФИГУРИСТЫ
Во второй международный сезон Адам сразу же попробовал себя на взрослом уровне, но столкнулся с проблемами из-за слабой техники. Риппон не исполнял четверные прыжки, необходимые для попадания в медали, а тренер Морозов был против форсированной подготовки элемента ультра-си.
В поисках вариантов по усилению сложности программы Риппон стал исполнять прыжки с одной рукой, поднятой наверх. Такое исполнение называют «тано», в честь кумира Адама – олимпийского чемпиона Брайана Бойтано. Только судьи ход не оценили, оценки за прыжки выше не стали, а ряд арбитров даже занижали баллы, не увидев в подобном исполнении необходимой эстетики.
На одной из тренировок Адам вместо одной руки поднял наверх при исполнении тройного лутца сразу две и скрестил их между собой. Он сделал это случайно – так машинально ему подсказало тело. Морозову ход понравился, и он предложил делать так и на соревнованиях.
Фишка зашла на ура – баллы за исполнение прыжков (GOE) резко возросли, а технику исполнения стали копировать другие фигуристы. В конце концов международный союз конькобежцев (ИСУ) официально прописал подобную технику в правилах, а неофициально её назвали риппоном в честь создателя. По мнению технического комитета союза, подобная техника делает исполнение прыжка более органичным и сложным, поэтому и заслуживает дополнительного поощрения от судей.
Из россиянок прыжки с риппоном ярче всех исполняет Евгения Медведева – пару лет назад именно такая техника приносила ей успех на международной арене. Любопытно, что теперь Медведева встала на сторону Адама в недавнем конфликте с Ягудиным.
Сам Адам полон гордости, что в честь него назвали элемент в спорте и считает такое внимание излишним. «Мне приятно, но в это сложно поверить. Думаю, раньше просто никто не думал над такой техникой. Лично мне с двумя руками делать прыжки даже проще», – сказал он в одном из интервью.
ТРЕНИРОВАЛСЯ У ОРСЕРА И АРУТЮНЯНА
Адам часто менял тренеров – в Америке к этому относятся гораздо проще, чем в России. Поэтому за свою карьеру Риппон успел поработать с десятком различных специалистов. Переходы не всегда были связаны с личным конфликтом. Как рассказывал Адам в автобиографии, ему хотелось расширить свой спортивный кругозор и получить опыт работы со всеми видными тренерами Америки.
Поэтому, несмотря на вторую подряд победу на ЮЧМ под руководством Морозова, Адам решил перейти к Брайану Орсеру. У Орсера тогда не было видных мужчин, зато в его группе тренировалась будущая олимпийская чемпионка Ким Ю На.
Работу у Орсера Риппон считает самым интересным опытом в своей жизни. «В его группе я чувствовал теплоту отношений, которой мне не хватало у других тренеров», – вспоминал о Брайане затем Адам.
Тем не менее, спустя полтора года совместной работы Адам уехал из Торонто, где он работал с Орсером, и стал тренироваться у Рафаэля Арутюняна.
Этот этап карьеры можно назвать ренессансом Риппона. Одарённый юниор поначалу так и не смог показать себя на взрослом уровне, но Арутюнян помог ему вернуть стабильность в прокаты и расширить технический арсенал прыжков. В результате Адам выиграл взрослый чемпионат США, попал в шестёрку лучших на чемпионате мира и финал серии Гран-при. Красивым эпилогом карьеры стала «бронза» на Олимпиаде в Пхёнчхане в командных соревнованиях.
Арутюнян смог привить своему ученику и стойкость характера, которой ранее Адаму, по мнению ряда специалистов, не хватало. При исполнении короткой программы на Гран-при США Риппон упал на четверном лутце и вывихнул плечо. Логично было бы завершить выступление, но Риппон встал, вправил себе сустав прямо во время проката и докатал оставшуюся часть программы без ошибок. Результат – серебряная медаль и путёвка в финал Гран-при.
ПОЛУЧАЛ УГРОЗЫ ОТ БОЛЕЛЬЩИКОВ И РИСКОВАЛ ВЫЛЕТЕТЬ ИЗ СБОРНОЙ
Мусор на льду перед прокатом и осуждение – привычная ситуация для Риппона. Он стал первым открытым американским геем-фигуристом, который рассказал о своей ориентации до завершения карьеры. До него спортсмены боялись: фигурное катание – это субъективный вид спорта, где большинство арбитров пожилые люди с устаревшими гендерными стереотипами. Каминг-аут мог стать причиной предвзятого отношения арбитров. Несмотря на известный стереотип о дружелюбной среде для геев и лесбиянок в фигурном катании, в реальности большинство людей в этом спорте к открытому контакту с ними не готовы. Что ещё раз доказал скандал с Ягудиным.
Адама побудили сделать заявление ситуация с осуждением позиции России по отношению к ЛГБТ-сообществу перед Олимпиадой в Сочи и предвыборная кампания Трампа. «Я больше не могу молчать. Сегодня 2015 год и спортсмен не должен стесняться своего выбора», – заявил в интервью Ice Network Риппон. Ещё больше Адам шокировал общество, заявив, что в олимпийской сборной США-2014 были представители ЛГБТ. Но они боялись заявить о своём статусе перед поездкой в Россию. «Никто не знал, что произойдет. Например, если ты открыто признался, что ты гей, не арестуют ли тебя, когда ты сойдешь с трапа самолета?» – указывал на несовершенство системы Риппон.
После каминг-аута жизнь Риппона ожидаемо изменилась. С одной стороны, десятки интервью, коллаборации и открытая поддержка мировых знаменитостей. С другой, угрозы от болельщиков и попытки убрать Адама из сборной США.
Особенно остро вопрос встал перед Олимпиадой в Пхёнчхане. На национальном чемпионате Адам занял четвёртое место и квалифицировался на Игры. Таким образом, он мог стать первым американцем на Олимпиаде с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Это вызвало беспокойство у вице-президента США Майкла Пенса.
Риппона не пригласили на традиционную встречу американской сборной с президентом перед поездкой в Пхёнчхан, а сам Пенс продолжал рассказывать об «дезинтеграции общества» из-за разрешения регистрировать однополые браки и необходимости лечить гомосексуальные наклонности.
I personally have nothing to say to Mike Pence. Given the chance to talk after the Olympics, I would want to bring with me people who’s lives have been hurt by legislation he has championed.
— Adam Rippon (@AdamRippon) January 20, 2018
Это привело к публичной перепалке Риппона с Пенсом, а затем и самим Трампом. Адам не стеснялся критиковать Белый дом и лично президента. Фотографию с медалью Игр Риппон подписал словами: «Кусай локти, Пенс!».
Самому Адаму пришлось нелегко, но своей активностью он сделал жизнь представителей ЛГБТ в спорте гораздо проще. После заявления Риппона каминг-ауты совершили ещё несколько фигуристов, а недавно о своей нетрадиционной ориентации заявил французский танцор на льду Гийом Сизерон. Беспрецедентный случай, когда на такое решается лидер мирового спорта.
Сам Риппон максимально удачно капитализировал свою известность. Год назад вышла его автобиография, несколько месяцев возглавлявшая чарты продаж в США, у него больше рекламных контрактов, чем у лидера сборной Чена, а Тейлор Свифт приглашает его сниматься в своих клипах. Его можно встретить на модных показах, политических митингах, а журнал Time и вовсе включил его в 2018-м в сотню ключевых людей года.
Вопрос: достиг ли бы Адам таких успехов, не сообщи он миру о своей ориентации?