Как мелкие клубы выживают в кризис? Спасают оптимизация и путинские меры

Генеральный директор КАМАЗа рассказал, как живёт его клуб, который не играет уже с ноября.

Если бы не коронавирус, то новый сезон команда начала бы в первенстве ФНЛ, уверен генеральный директор КАМАЗа Айнур Миннеханов. Из-за пандемии челнинцы потеряли потенциальную прибыль в 20 млн рублей и не играют уже более восьми месяцев. Подробнее о том, как мелкие российские клубы выживают в эпоху коронавируса функционер рассказал «БИЗНЕС Online».

Фото: Олег Спиридонов, БИЗНЕС Online


С приходом Миннеханова на пост генерального директора, матчи челнинского КАМАЗа вновь начали вызывать интерес у местных жителей. У команды заработали социальные сети, открылся новый сайт, в клуб пришла новая команда маркетологов, появились новые партнёры и спонсоры. Всё это в сумме привело к тому, что коллектив из автограда начал регулярно мелькать в федеральных новостях и в итоге стал едва ли не самым популярным среди тех, кто выступает во второй российской лиге. Но пандемия серьёзно изменила жизнь клуба. 

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО КЛУБУ?

● Изначально команда долго сидела на карантине. Потом кризис ударил в том плане, что российские футбольные власти приостановили сезон. Мы до последнего рассчитывали, что доиграем его и займём первое место. Во время зимнего перерыва мы серьёзно усилили состав новичками, провели несколько сборов. Но в итоге наверху решили, что текущий сезон будет завершен досрочно. С этой стороны кризис, конечно, тяжело ударил.

● Помимо этого, у нас образовалась очень большая пауза. Мы и так не играли с ноября и должны были стартовать в апреле. Но из-за пандемии мы пропускаем теперь апрель, май, июнь, июль… Всё это время футболисты сидели на самоизоляции. Да, они выполняли какие-то упражнения и тренировки на дому. Но мы же понимаем, что это всё равно не то. Плюс клуб в любом случае со своей стороны выполнял все финансовые обязательства перед сотрудниками и спортсменами.

Айнур Миннеханов / фото: Олег Спиридонов, БИЗНЕС Online


● Если говорить об убытках из-за пандемии, то мы бы в любом случае платили зарплату футболистам. Зарплаты у нас небольшие, поэтому в отличие от зарубежных топ-клубов, мы их не сокращали. Было решено, что КАМАЗ на такой шаг не пойдёт, потому что клуб понимает, что ребята точно ни в чем не виноваты. И, откровенно говоря, урезать особо не из чего – у нас обычные средние зарплаты, миллионы никто не получает. Более того, футболисты и сотрудники клуба скидывались и собирали пакеты с продуктовыми наборами для поддержки многодетных семей.

● Все расходы, которые у нас были, остались. Помимо тех, которые включали в себя проведение матчей, поездки на выездные игры. В этом плане мы не тратились. Что касается продажи билетов и мерча, то тут надо понимать реалии: у нас и цены на билеты, можно сказать, символические, плюс есть некоторые категории болельщиков, для которых проход на матчи был бесплатным. Поэтому мы много не зарабатываем от продажи билетов.

Фото: Олег Спиридонов, БИЗНЕС Online


● Еще один момент, на который повлияла пандемия, – уход одного из лидеров команды Давида Караева в клуб премьер-лиги «Урал». Мы планировали, что он сыграет в весеннем отрезке, а потом мы его продадим за хорошие деньги. Но в итоге спортсмен ушёл бесплатно.

● Падение курса рубля тоже не прошло мимо нас. В основном это касается заграничных сборов команды. Прошедшие зимние сборы в Турции мы оплатили заранее, поэтому особых проблем не было. На будущее мы посмотрим, как станет вести себя курс валют. Хотя я почти уверен, что один из зимних сборов клуб проведёт в России, другой – за рубежом. Думаю, что в марте мы поедем в Турцию, потому что это и натуральные поля, и хорошие спарринг-партнёры.

● Благодаря нашему президенту республики и президенту клуба вопрос о выживании футбольного клуба КАМАЗ сейчас не стоит. Тьфу-тьфу, у нас в настоящее время всё нормально.

● Однозначно можно сказать, что этот кризис – один из самых тяжелых за последние десятилетия.

ЧТО СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

● Мы оптимизировали и оптимизируем некоторые издержки. Не хотелось бы вдаваться в подробности и выносить всё это на общественное обозрение. Можно сказать, что оптимизировали хорошо.

● ФК КАМАЗ как организация никого не сократил. У нас была задача сохранить рабочие места. Мы это сделали. Да, футбольная команда – немного другое: спортсмены приходят и уходят. Что касается сотрудников, то мы, слава Богу, благодаря всесторонней поддержке всех сохранили.

ПОМОГАЮТ ЛИ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

● Есть пакеты мер, которые были приняты на уровне президента России. Мы этим пользуемся. В первую очередь речь о субсидиях. ФК КАМАЗ – частная организация, потому мы претендуем на определённые субсидии. Понятно, что это не какие-то гигантские суммы. Но мы пользуемся теми мерами поддержки, которые сейчас есть. Это и облегчение налогового бремени – налогообложение сократилось, есть отсрочки по некоторым выплатам. Некоторые виды налогов во втором квартале обнуляются. Плюс есть господдержка. Мы ею тоже пользуемся.

● Сейчас для клуба в принципе со стороны руководства республики и города в лице президента клуба Наиля Магдеева всё сделано. На большее мы не претендуем. Футбольный клуб не собирается ложиться бременем на плечи налогоплательщиков.

Фото: Олег Спиридонов, БИЗНЕС Online


ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ?

● Сегодня мы видим, что, несмотря на кризис, появляются новые команды, в том числе и в нашей зоне «Урал-Приволжье». Насколько мне известно, в эти дни проходит лицензирование новых клубов. Да, некоторые наши клубы снимутся с нашей зоны, но в то же время появляются и новые коллективы. С данного сезона зона «Восток» ПФЛ будет расформирована, потому что там осталось всего пять команд. К нам в зону оттуда попадет либо одна, либо две команды. Пока сказать не готов какие. С другой стороны, мы видим, что на уровне ФНЛ ряд команд приняли решение сняться с лиги на фоне трудностей. Все-таки участие в первенствах ФНЛ и ПФЛ предполагает разные финансовые возможности. Мы видим, что команды «Авангард», «Армавир», «Луч» отказались играть в новом сезоне ФНЛ. Насколько я знаю, есть вопросы и с «Мордовией».

● В ПФЛ у всех достаточно скромные бюджеты. Кто-то выживает за счет оптимизаций издержек, облегчения налогового бремени, каких-то мер поддержек. Мы в том числе. Я думаю, что большинство клубов продолжит существование и будет участвовать в новом сезоне. Тем более, как я уже сказал, появляются новые команды. Думаю, что ситуация во второй лиге более-менее.

● Если говорить о зарплатах в футболе в целом, то допускаю, что из-за коронакризиса они претерпят некоторые изменения. Наверное, это в первую очередь касается клубов ФНЛ и премьер-лиги. Думаю, что некоторая оптимизация пройдёт. А во второй лиге завышенных зарплат нет. В ПФЛ футболисты получают зарплату, схожую со средней по России, – около 45 тыс рублей. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Я бы сказал, что в большинстве своем зарплаты адекватные. Там, где они были больше, чем нужно, сейчас и оптимизируются.

СОВЕТ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ

● Футбол – это специфическое направление. У всех своя ситуация. Совет – жить по средствам.

Разим Сабиров