Решение за международной федерацией волейбола.
Один из самых титулованных тренеров современности Зе Роберто, который трижды приводил сборные Бразилии к победам на Олимпиадах (в 1992-м – мужскую, в 2008-м и 2012-м – женскую), всполошил волейбольную общественность. Он заявил, что хочет вызвать в национальную команду 35-летнюю Тифанни Абреу – первую в истории бразильской суперлиги транссексуальную волейболистку. С её выступлением за клуб «Сеси Бауру» все уже свыклись, а вот возможное приглашение спортсменки в сборную вызвало новую волну дискуссий.
Международный олимпийский комитет ещё в 2016 году разрешил спортсменам-трансгендерам участвовать в Играх даже без операции по смене пола, но далеко не все федерации хотят создавать прецеденты.
«Это сложный вопрос, который требует глубокой проработки. Международная федерация волейбола (FIVB) взяла паузу и ожидает дальнейших исследований, чтобы сказать – могут транс-спортсмены играть за сборные или нет. Это занимает слишком много времени. Это плохо для Тифанни. Без сомнения, её уровень игры достоин вызова в сборную», – заявил Зе Роберто, которому на Олимпиаде в Токио не помешала бы еще одна сильная нападающая, которая ярко играет в бразильской лиге.
«Я СДЕЛАЛА ОПЕРАЦИЮ И ПРИНЯЛА НОВОЕ ТЕЛО»
Сначала разберёмся с терминологией. Транссексуалы – это люди, которые делают операцию: мужские половые признаки меняют на женские или женские – на мужские. Трансгендеры – это все, кто имеет другой взгляд на свой пол и гендер, чем общество и природа: мужчина может считать себя женщиной (а женщина – мужчиной). Транссексуал – это трансгендер, но не любой трансгендер – транссексуал.
Как призналась Тифанни в откровенном интервью Globo Esporte, она с детства чувствовала, что находится не в своём теле и не любила своё имя. Родриго Перейра де Абреу родился в бедной семье младшим из семи братьев.
«Для мальчика я была слишком женственной, постоянно терпела издевательства. В школе, на улице – я много страдала. Когда я начала играть в волейбол, многие команды не хотели меня брать, потому что я женственна», – рассказывает Тифанни, которой приходилось совмещать тренировки с работой в пекарне, чтобы помочь семье.
В 24-летнем возрасте Родриго уехал за границу – играл за скромные команды в Португалии, Испании, Индонезии, Франции и Бельгии. В 2012 году спортсмен угодил в тяжелейшую депрессию.
«Я много плакала и покинула команду. У меня не было жизни, не было отношений. Женщины не понимали, почему я не могу их любить. Тогда я окончательно решила, что сделаю трансгендерный переход».
Родриго начал гормональную терапию в Нидерландах, а затем провёл операцию по коррекции пола в Испании.
«Я не считала себя полноценной женщиной, пока мне не сделали операцию. Именно тогда почувствовала себя комфортно. Многие хотят только женскую внешность, но оставляют половые органы. Я сделала полное изменение и приняла новое тело», – сказала Тифанни, заявив что потратила на все процедуры 30 тыс бразильских реалов (около 400 тыс рублей по нынешнему курсу).
В начале 2017 года международная федерация волейбола дала Тифанни разрешение на выступление в женских лигах и волейболистка начала новую карьеру в итальянском клубе серии А2 «Пальми». В декабре она получила добро и от медицинской комиссии бразильской суперлиги. Вернувшись на родину, Тифанни сразу стала звездой, которая сейчас рекламирует adidas, биодобавки и шоколад.
В дебютном сезоне она вместе с Тандарой стала лидером турнира по очкам в среднем за сет (5,4). В последних сезонах этот показатель у нападающей, которая может играть и в диагонали, и в доигровке упал (3,45 и 3,29), но она по-прежнему в топ-10 по реализации атак (46%) и остаётся лидером команды «Сеси Бауру», которая борется за медали.
ОППОНЕНТ ТИФАННИ: «ЕЁ ТЕЛО БЫЛО ПОСТРОЕНО ТЕСТОСТЕРОНОМ»
Тифанни столкнулась и с настороженностью одноклубниц, и с враждебностью соперниц, и с оскорблениями болельщиков. Летом 2019-го «Сеси Бауру» даже запустил специальную кампанию против предубеждений, призывая уважать человеческое достоинство и не допускать никаких форм дискриминации.
«Сначала моя мама была в ужасе. Она боялась за меня. Она знала, что в Бразилии широко распространена дискриминация в отношении трансгендерных людей, и что меня могут убить из-за этого», – сказала волейболистка в одном из интервью.
Однажды в одном из тайм-аутов после удачной атаки Тифанни знаменитый тренер Бернардо Резенде в разговоре со своими волейболистками назвал её «мужиком». Затем он извинился, но фраза из уст такого авторитетного специалиста спровоцировала новую волну обсуждения, которая перешла в политическую плоскость.
Депутат Альтаир Мораес представил проект, устанавливающий биологический пол в качестве единственного критерия для определения пола среди спортсменов в официальных соревнованиях в штате Сан-Паулу. Он до сих по в разработке. Ярым сторонником проекта стала бронзовый призёр Олимпиады-1996 Ана Паула Хенкель, ставшая после карьеры блогером и колумнистом. Тифанни даже обвинила Ану Паулу в травле и преследовании.
«В спорте биологическая идентичность по-прежнему главная. Я понимаю сентиментальную сторону, но можно ли обратить вспять то, что генетически сконструировано за десятилетия? Тифанни находится в рамках директив МОК. Но её тело было построено тестостероном. Сердце, лёгкие, мускулатура – всё это было построено до перехода», – вполне резонно утверждает Хенкель.
Исследованиями доказано, что изначальное физическое превосходство мужчины над женщиной формируется в подростковом возрасте, когда вырабатывается максимальное количество тестостерона, и у мальчиков формируется более мощная верхняя часть туловища, больший объем лёгких и сердца. Если впоследствии тестостерон ограничить, то уже достигнутые физические качества никуда не уходят.
Тифанни с этим не согласна. «Говоря о транс-спортсменах, люди путают их с мужчинами. Нравится вам это или нет, но в начале перехода у нас очень сильное лицо, большие мускулы. Но они не имеют такой же силы, как раньше. Операция сделала меня более уязвимой на площадке. Я устаю, набираю вес, стала намного медленнее, чем раньше, – признаётся волейболистка. – Если вы хотите стать транс-женщиной, чтобы стать выдающейся волейболисткой или баскетболисткой, то можете стать женщиной, но не стать спортсменом. Гормоны меняют и голову человека. Вы можете толстеть, вы можете впасть в депрессию».
Тем не менее, совершенно очевидно, что мужское тело позволяет ей показывать отличные результаты. Если Родриго играл в заурядных командах и был ноунеймом, то Тифанни после 30-ти лет стала звездой бразильского волейбола.
ТРАНСГЕНДЕРЫ РВУТСЯ НА ОЛИМПИАДУ
Напомним, что в 2003 году МОК разрешил трансгендерам участвовать в женских спортивных соревнованиях. При этом выдвигалось условие: проведение операции по смене пола плюс двухлетний курс гормональной терапии по снижению тестостерона – мужского гормона.
В 2016 году МОК пересмотрел правила, разрешив трансгендерам участвовать в любых соревнованиях, включая олимпийские, уже без операции по смене пола. Но было установлено правило: в течение года перед соревнованиями спортсмену нужно сдавать тест на уровень тестостерона. Показатель не должен превышать 10 нмоль/л. В большинстве лабораторий норма тестостерона для женщин 0,24 - 3,8 нмоль/л, для мужчин – 11 - 33 нмоль/л. То есть, если трансгендер уложится в 10 нмоль/л, это всё равно будет намного больше, чем у женщин.
В октябре 2019 года британский журнал спортивной медицины опубликовал результаты исследования, которые доказали, что повышение уровня мужского гормона тестостерона значительно повышает выносливость физически активных женщин. При этом в ходе 10-дневного эксперимента, в котором приняли участие 50 женщин, их уровень повысился со среднего значения 0,9 нмоль/л лишь до 4.3 нмоль/л.
Больше всего скандалов с тестостероном бывает в лёгкой атлетике. Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) в 2018 году уменьшила разрешенное значение до 5 нмоль/л. Для спортсменок с гиперандрогенизмом (высокой активностью мужских половых гормонов) это стало большой проблемой. Поэтому на ЧМ-2019 не было африканки Кастер Семени, которую считают гермафродитом. У спортсменок три способа вписаться в лимит – таблетки, ежемесячные инъекции или операция.
У волейболистки Тифанни проблем с тестостероном нет, поскольку она сделала операцию по удалению яичек, в которых и вырабатывается основной мужской гормон.
«Я сама контролирую свой тестостерон. Я должна знать его, чтобы не наступила менопауза. При этом тестостерон у меня никогда не будет превышать 2 нмоль/л, поскольку мужчины во мне больше не существует», – сказала волейболистка.
Тифанни считает себя игроком высокого уровня, но отмечает, что в сборной Бразилии есть молодые волейболистки, которые играют лучше неё и бьют гораздо сильнее. Но при этом она обязательно прибудет в расположение сборной, если придёт вызов. В случае положительного решения ФИВБ, Тифанни даже может попасть на Олимпиаду.
Но самые большие шансы войти в историю не у неё, а у штангистки из Новой Зеландии Лорел Хаббард, которая ранее выступала на мужских соревнованиях как Гэвин Хаббард. Гэвин особых успехов не добился и в 35 лет завершил карьеру, но затем появилась Лорел, которая в 39 лет ворвалась в мировую элиту и завоевала «серебро» чемпионата мира-2017, а сейчас занимает седьмое место в мировом рейтинге.
Есть еще американец Крис Мосье (ранее был женщиной), который участвовал в квалификационном отборе на Олимпиаду-2020 в спортивной ходьбе на 50 км, но сошёл с дистанции из-за травмы. Участие трансгендеров на Играх в Токио, похоже, уже неизбежно, и это будет потрясением устоявшихся основ.