Валиева – лучшая, Трусова выросла, а Косторная не в форме. Главное с контрольных прокатов

Фигурное катание вернулось.

В Москве на стадионе «Мегаспорт» прошёл первый день контрольных прокатов сборной России – сильнейшие фигуристы страны продемонстрировали публике (разрешается 50% вместимости арены) новые короткие программы на сезон 2020/21.

Ряд фигуристов по разным причинам пропустил мероприятие. Из ключевых потерь: снятие Алины Загитовой (участие в ТВ-проекте «Ледниковый период), одиночник Дмитрий Алиев (травма), парники Евгения Тарасова и Владимир Морозов (сложности в логистике) и танцевальные дуэты Виктория Синицина с Никитой Кацалаповым и Александра Степанова с Иваном Букиным.

Такое большое количество пропускающих контрольные прокаты фигуристов удивляет, особенно если учесть, что ни у одного (по крайней мере официально) не обнаружен коронавирус – главная причина пропуска соревнований в 2020-м. Тем не менее, в «Мегаспорте» было на что посмотреть и официальный старт нового сезона в фигурном катании определённо запомнится зрителям.

Камила Валиева / фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


ВАЛИЕВА ПОДРАЖАЕТ КОСТНЕР И НЕ ОЩУЩАЕТ СОПЕРНИЧЕСТВА

Ярче всех себя показала юная Камила Валиева. Она попала на контрольные прокаты отдельным решением федерации фигурного катания и тренерского штаба, так как на них приглашают обычно членов взрослой сборной. По факту, 14-летняя Камила остаётся среди юниоров, но из-за отмены юниорской серии Гран-при она осталась без конкуренции. Поэтому Этери Тутберидзе решила форсировать переход Валиевой во взрослые.

К факту участия Валиевой в прокатах вместе со взрослыми относились скептически. Многие не понимали как необходимость торопить развитие юниорки, так и её исключительный статус. Юниорскую серию Гран-при отменили для всех, но во взрослую сборную определили только Валиеву.

Тем не менее, стоило Камиле выйти на лёд, как все скептики забыли свои аргументы. Определённо лучший прокат вечера: практически идеальное исполнение технически сложной программы, интересный новый образ и намёки на мощную произвольную. В короткой композиция не самая известная, зато цепляющая своей новизной – «Шторм» от Эрика Редфорда


А вот в произвольной спортсменка представит классику фигурного катания – «Болеро» Мориса Равеля. Интересно, что она будет уже второй казанской фигуристкой в этом сезоне, кто будет катать под эту музыку – удачную программу с этой композицией оставила с прошлого сезона Евгения Тарасова, выступающая с Владимиром Морозовым. Но Камила, как рассказала она сама, в качестве ориентира выбрала для себя исполнение от Каролины Костнер.

Валиеву всерьёз готовили к взрослому дебюту, и уже сейчас очевидно, что тренерский штаб «Хрустального» делает основную ставку на неё. «Хотела показать максимум, чтобы соответствовать уровню взрослых, – сказала она после проката. – Сначала было сложно, но уже привыкла». По её словам, она ещё не ощутила атмосферы соперничества, потому что старалась не обращать внимания на прокаты других участниц.

Валиева призналась, что выросла за межсезонье на пять сантиметров, но это не ощущалось как по движениям, так и по манере катания и прыжковой технике. Значит, если пубертат и накроет Камилу, она уже знает, как справляться со своим телом.

Александра Трусова / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


КОМАНДА ПЛЮЩЕНКО НЕ СМОГЛА ПОДОБРАТЬ ОБРАЗ ДЛЯ ТРУСОВОЙ

На контрольных прокатах не ставят оценок. Точнее, судьи работают и оценивают прокаты, но только для внутреннего пользования – распечатки отдают лично в руки тренерам и фигуристам и нигде не публикуются. Поэтому о распределении мест можно говорить только исходя из собственных ощущений и мнения экспертов.

И если первое место после короткой скорее всего у Валиевой, то вот второе заслуживает Александра Трусова. Её переход от Тутберидзе к Евгению Плющенко вызвал небывалый резонанс, которого не было в фигурном катании уже года два, со времён Олимпиады в Пхенчхане.

Первый прокат под руководством нового тренера был крайне ответственным, но от того и волнительным – было видно ещё на разминке, как Саша переживает. Но двукратная чемпионка мира среди юниоров с честью справилась с короткой, даже пошутив после проката, что не видит в ней ничего трудного. Действительно, она прославилась своими четверными, а они в короткой у женщин запрещены. Можно делать тройной аксель, но этот элемент у Трусовой откровенно не выходит. По крайней мере, в начале сезона ждать триксель от неё не стоит.

Единственное, что откровенно не понравилось – это выбор музыки для короткой и хореография. Трусова – это энергичная и атлетичная фигуристка, которой нужны быстрые и насыщенные номера по типу «Игры престолов» или «Пятого элемента», которые она исполняла ранее. Трогательная и нежная Appassionata от Secret Garden это откровенное попадание мимо, правда укор скорее не в сторону Трусовой, а к Плющенко и его команде – Сергею Розанову и новому тренеру-хореографу Елене Ильиных.


КОСТОРНАЯ ПОКАЗАЛА ШИКАРНУЮ ПРОГРАММУ НО С ПЛОХИМ ИСПОЛНЕНИЕМ

Тройной аксель ожидался от другой перебежчицы из «Хрустального» в «Ангелы Плющенко» Алёны Косторной. К её переходу больше вопросов, чем ответов. Даже в федерации сочли действия Алёны нерациональными и нехотя решают связанные с переходом юридические сложности, ссылаясь на завершение трансферного окна.

Поэтому от Косторной требовался сильный прокат, чтобы снять все вопросы о её решении сменить каток и доказать правильность выбора команды. Но, как и сообщали инсайдеры, Алёна пока что не может адаптироваться в новой для себя обстановке и не готова к сезону как требуется. Вместо трикселя – двойной аксель с помаркой, ошибка на тройном лутце и спорный каскад флип-тулуп. Не этого мы ждали от лидера прошлого сезона и действующей чемпионки Европы.

Единственное, что осталось неизменным с прошлого года – это легкость движений Алёны, плавность линий и общая эстетика её катания. Программа под трек Билли Айлиш You Should See Me in a Crown хороша, здесь команда академии Плющенко попала в точку. Название песни звучит как призыв к действию и если Косторная восстановит прежние кондиции, то она ещё будет с короной на голове, на первом месте.

Ведь главное – она сама довольна собой и своей новой командой. «Чувствую себя счастливой, довольной, готова тренироваться. У Евгения Викторовича другой, более спокойный тренерский стиль. Это чувствуется. Мы делали все то же самое, где-то даже сильнее ОФП. Но даже после неудачного проката никто не гнал, не ругался», – цитирует Алёну Sport24.

Также Косторная не оставила без внимания своего прошлого тренера. Она осталась недовольной постом в инстаграме Тутберидзе: та сообщила, что перед уходом фигуристка выставила целый список тех, с кем не хочет выходить на лёд. «Выкладывания в инстаграм – это обидно. Если ты хочешь что-то сказать, то выскажи в глаза», – смело заявила Алёна.


ЩЕРБАКОВА В ТЕНИ ВАЛИЕВОЙ, А ТУКТАМЫШЕВА ВНОВЬ В ПОИСКЕ СВОЕГО СТИЛЯ

Из остальных девушек впечатлила Евгения Медведева. Сейчас двукратную чемпионку мира обсуждают в прессе и среди болельщиков гораздо меньше, чем два года назад, и видно, что Медведевой выступать без давления и пристального внимания гораздо проще. Она не без ошибок откатала программу с базовым контентом, зато показала, что с лёгкостью может брать даже самые сложные образы. Вальс Арама Хачатуряна «Маскарад» – это вызов в фигурном катании, и Евгения с честью с ним справилась.

Сразу после проката она бежит к телефону, чтобы пообщаться с тренером Брайаном Орсером. Специфика пандемии – так как её тренер живёт в Канаде, работать с ним она может только дистанционно. Сегодня он смотрел прокат через интернет, а сразу после выступления пообщался со своей подопечной. Впрочем, с Медведевой был и другой специалист, помогающий ей временно на территории России – тренер ЦСКА Елена Буянова.

Главный вопрос по Медведевой – это техника, и сегодня не всё было идеально. Степ-аут на лутце, помарка на двойном акселе. Без ошибок разве что каскад риттбергер-тулуп, но здесь уже вопросы к выбору элемента. Для борьбы за высокие места Евгении нужно набирать форму, возвращать стабильность и усложняться. Речь даже не про четверные, а про работу над зубцовыми прыжками и дорогими каскадами тройных.


Анна Щербакова технических огрехов не допустила, но её программа под французскую мелодию O doux printemps d’autrefois не цепляет так, как в прошлом году цеплял «Парфюмер». Есть ощущение, что к работе с Анной Тутберидзе и Даниил Глейхенгауз относятся сейчас не так трепетно, как к Валиевой, а напрасно. У Щербаковой хорошая физическая форма, она поработала над эмоциями, скольжением и вращениями, поэтому потенциал у фигуристки крайне высокий.

Спортсменки из группы Алексея Мишина выступили неудачно. Большое количество грубых технических ошибок – и Елизавета Туктамышева, и Софья Самодурова остались без каскада, неудачно приземлив первый прыжок в комбинации. Туктамышева к прочему ещё и сделала «бабочку» на акселе, хотя на разминке у неё был хороший триксель.

Много вопросов вновь к хореографии, выбору музыки, образам и платью. Казалось бы, в прошлом сезоне работа с Ше-Линн Бурн дала свои плоды, и Елизавета прибавила в части презентации. Но в условиях пандемии, когда единственные возможные постановщики – это друзья-коллеги Мишина на многое рассчитывать не приходится. Крайне спорная вариация балета «Спартак», которую, скорее всего, сменят во второй половине сезона?


МИШИН ВЕРНУЛ КОЛЯДУ В СТРОЙ, А В ПАРАХ И ТАНЦАХ БЕЗ ИЗЮМИНКИ

Одной строкой – про другие виды. В танцах на льду без сюрпризов – Синицина с Кацалаповым и Степанова с Букиным заслуженно считаются лидерами сборной. За их спиной есть несколько интересных дуэтов, но реальную борьбу на международном уровне могут составить разве что Софья Шевченко с Игорем Ерёменко, и то через пару-тройку лет.

Пары расстроили – много ошибок от лидеров, нет цепляющих и интересных постановок. Порадовали разве что своим прогрессом Анастасия Мишина с Александром Галлямовым – работа с Тамарой Москвиной им пошла на пользу и ребята больше не выглядят как юниоры с взрослым техническим контентом.

Приятно удивили одиночники. В отсутствие Дмитрия Алиева и Артура Даниеляна, ставших нашими лидерами в прошлом году, мы увидели борьбу сразу нескольких крутых ребят. Потихоньку приходит в себя Александр Самарин – всё лучше и лучше в плане презентации и работа над стабильностью в технике. Он попробовал четверной риттбергер и хоть с помаркой, но сделал новый для себя прыжок.


Риттбергер освоил за лето и Макар Игнатов. «Второй номер» команды Евгения Рукавицына вполне может подвинуть в этом сезоне Алиева – Дмитрию нужно держать руку на пульсе. Хорошо показали себя и недавно перешедшие во взрослые спортсмены – Андрей Мозалёв, Пётр Гуменник и Андрей Мозалёв. Но по-настоящему зажёг зал Михаил Коляда. Практически идеальный прокат и звенящая форма. Неужели для успеха Коляде нужно было всего лишь сменить тренера?

Впрочем, глобальных выводов после короткой программы делать не стоит. Основное блюдо – произвольные программы – только завтра.

Рустам Имамов