Почему фигурное катание везде (кроме Москвы) проходит на небольших аренах? Разбираем на примере Казани

Чтобы решить проблему, нужно подстроиться под КХЛ.

Сегодня стартует казанский этап Кубка России по фигурному катанию - предпоследний в этом сезоне. С короткой программой среди прочих выступят Алёна Косторная и Александра Трусова. Первая – действующая чемпионка Европы и победительница финала Гран-при, вторая – двукратная чемпионка мира среди юниоров, известная своими четверными прыжками.

Обе уже приезжали в Казань на «Идель» (так называется этап) два года назад, но в статусе юниорок. В качестве принимающей арены органично смотрелся дворец спорта – самый старый ледовый объект Казани. Его ввели в эксплуатацию в 1966 году, реконструировали в 1998-м и усилили вторым катком в 2000-м. С тех пор дворец качественно не обновлялся.

Александра Трусова в Казани в 2018 году / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Долгое время дворец был главной арене в городе – здесь, к примеру, «Ак Барс» выиграл первый чемпионат России в клубной истории. Дважды здесь проходил и чемпионат России по фигурному катанию (в 2003-м и 2009-м годах), поэтому для фигуристов здешний лёд знакомый, а некоторые даже считают его приносящим удачу.

К самому дворцу как таковому претензий никаких нет. Год назад он даже принимал матчи чемпионата КХЛ, когда «Ак Барс» остался без дома из-за Цирка дю Солей. Но сейчас он уступает более современным и крупным площадкам – в первую очередь «Татнефть Арене», где выступает хоккейный клуб. Если во дворце можно разместить 3,5 тыс зрителей, то в «Татнефть Арене» – 8,4 тыс. С учётом разрешённой в Татарстане пропускной способности в 70% и требования по социальной дистанции на первую площадку продают 1300 билетов на каждый день соревнований, а на второй могли бы 4200. Учитывая, что этапы Кубка сделали основными стартами в сезоне и свезли туда всех звёзд, уместнее бы смотрелась вторая арена.

В такой ситуации оказалась не только Казань. Первый этап Кубка России в Сызрани прошёл в «Роснефть Арене», рассчитанной на 800 человек, а третий этап в Сочи – на тренировочном катке с трибунами на 200 мест, ни одно из которых заполнено не было по решению властей. Хотя этапы заменили собой международную серию Гран-при, став обязательными для сборной России, на уровне арен они конкуренцию Гран-при составить не готовы. Современной инфраструктурой обеспечили только московские старты, которые отдали «Мегаспорту» на 14 тыс зрителей.

Пример Казани может показать, почему в регионах не выбирают арены уровня «Мегаспорта».

ФЕДЕРАЦИЯ ПОЗДНО РАССТАВИЛА ПРИОРИТЕТЫ

В таких вопросах фигурному катанию нужно соседствовать с хоккеем, который занимает большинство ледовых арен или универсальных комплексов, где можно установить каток. Проще говоря, подстраиваться под календарь КХЛ. Лига не взаимодействует напрямую с аренами, но всегда учитывает их пожелания через клубы. Те каждый год направляют в офис лиги план мероприятий, под которые нужно подстроить календарь. Поэтому та же «Татнефть Арена» регулярно проводила шоу Ильи Авербуха или Татьяны Навки. Их команды готовы за полгода сообщить все необходимые детали, чтобы не конфликтовать с хоккеистами.

Болельщики «Ак Барса» у «Татнефть Арены» / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


В обычных условиях КХЛ ждёт списки с датами ещё в мае, а в июле лига публикует календарь. В этом году из-за пандемии сроки сдвинулись. Списки, куда бы потенциально могли войти этапы Кубка России по фигурному катанию, можно было отправить даже в середине июля. Календарь матчей КХЛ опубликовала только 7 августа.

Однако ни в середине июля, ни в начале августа не было известно, что Кубок России будет таким, каким он оказался. Федерация объявила, что для отбора на чемпионат страны нужно выступить минимум на двух этапах Кубка лишь 18-го августа, а назвала составы на каждый из этапов 21-го числа. К этому времени уже поздно было задумываться о вопросе арен.

Международный союз конькобежцев (ИСУ) ещё во второй половине июля дал прямой намёк, что никакой серии Гран-при в нормальном виде не будет. Организация полностью отменив юниорские старты и не предоставила чёткого плана, как проводить взрослые. Поэтому решение по Кубку России можно было принять быстрее. Учитывая российское представительство в ИСУ, сложно представить, что кто-то внутри страны питал ложные надежды на международные старты.

НИКТО НЕ МОЖЕТ ДАТЬ ГАРАНТИИ, ПРИЕДЕТ ЗВЕЗДА ИЛИ НЕТ

Как мы уже отметили, на каждый из соревновательных дней в казанском дворце спорта продаётся 1300 билетов. Стоимость на них колеблется от 50-ти до 500 рублей. «Татнефть Арена» в это же время примет сразу три концерта. 7 ноября здесь выступит Полина Гагарина, 8-го – Jony, Elman, Ando, 11-го – «Би-2». Минимальная стоимость билета на каждое из выступлений – 2 тыс рублей. Даже если арена заполнится только наполовину, то общая выручка не сравнится с этапом Кубка России.

Полина Гагарина на концерте в Казани / фото: Ирина Ерохина, БИЗНЕС Onilne


Если бы «Татнефть Арена» действительно рассматривала вариант с Кубком, ей пришлось бы выбирать между фигуристками и топ-артистами. В случае концертов организаторы в курсе, кто к ним приедет, когда и в какие сроки. В случае с фигурным катанием – нет. Большая арена требовала бы не менее большой рекламной кампании в городе. Если оставить за скобками вопрос, кто бы её оплачивал, то возникает другой – вокруг кого её выстраивать. Кого ставить на афиши? Косторную? Трусову? Евгению Тарасову и Владимира Морозова? По кому-либо из них можно было бы заранее дать гарантии, что они приедут в Казань, а не возьмут отсрочку из-за болезни, плохой формы, травмы?

Судя по всему, нет. Хотя составы на каждый из этапов были утверждены федерацией, время показало, что спортсмены халатно отнеслись к ним. Именно из-за этого, кстати, в Казань приехало больше звёзд, чем это планировалось заранее. Многие фигуристы отказались от прежних этапов и заявились на предпоследний, опасаясь вообще остаться без соревнований. Поэтому во дворце спорта, например, выступит практически вся сборная России по парному катанию.

Также остаётся вопрос, готова ли Казань – как и любой другой нестоличный город – к билетам на фигурное катание по две-три-четыре тысячи рублей? На такие цены большие арены могут рассчитывать, организовывая концерты. В Москве на этот вопрос уже нашли ответ: в «Мегаспорте» на этап Гран-при 20 - 22 ноября выставили цены и по 3 тыс, и по 5 тыс, и по 6,5 тыс. Но в регионах о таких ценах остаётся только мечтать, и в этом плане Косторная вместе с Трусовой проигрывает Гагариной.

Контрольные прокаты в «Мегаспорте» / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


ВЕДОМСТВЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Этап Кубка России в Казани проводит министерство спорта РТ и легко понять, почему в качестве площадки из года в год выбирают дворец спорта. Это единственный крупный ледовый комплекс на балансе ведомства, все механизмы отложены, нет никаких накладок. Для переноса на «Татнефть Арену» требуется, помимо согласований, более крупный бюджет. Аренда здесь стоит как минимум в два раза дороже, чем во дворце спорта. Откуда местным организаторам взять дополнительные средства? Готова ли им помочь Москва? И, более того, нужно ли это самой Москве?

Неудивительно, что, по нашей информации, вопрос переноса казанского этапа из дворца спорта в «Татнефть Арену» не поднимался. В идеале такие обсуждения должна была спровоцировать в первую очередь федерация фигурного катания России, где владели информацией и по важности Кубка в этом сезоне, и по примерному его составу. Соревнований такого уровня внутри страны слишком мало, поэтому каждый этап достоин того, чтобы биться за него.

Конечно, в этом вопросе можно привести аргумент коронавируса. Никто не может загадывать на завтра, и в таких условиях нет смысла договариваться о более крупных аренах. Но этот же фактор не помешал организовать в московском «Мегаспорте» сразу четыре крупных старта – прошедшие контрольные прокаты, второй этап Кубка России, предстоящие этап Гран-при и последний этап Кубка – хотя ранее для них выбирали менее вместительные арены.

***

Объекты – лишь один из многих пунктов, которые нужно учесть в будущем, чтобы сделать из Кубка России востребованный турнир после пандемии. Остальные мы описывали в этом тексте.

Артур Валеев