Интервью с молодым лидером «Белогорья», которое сотворило главную сенсацию осени.
Волейболисты «Белогорья» на своей площадке со счётом 3:2 обыграли лидера чемпионата России «Зенит», прервав 10-матчевую победную серию казанской команды со старта турнира.
Одним из главных героев матча стал 20-летний доигровщик белгородцев Павел Тетюхин, который неплохо справлялся с зенитовскими подачами, а сам сделал на тай-брейке 3 эйса подряд.
В интервью «БО Спорт» Тетюхин рассказал о волейболистах, на которых ориентируется, перенесенном коронавирусе и сменах тренеров.
– Павел, благодаря чему вам удалось обыграть «Зенит-Казань»?
– Думаю, это стечение многих обстоятельств. Прежде всего, мы верили в себя даже после неудачного старта сезона. Работали на максимуме на тренировках и показали хорошую самоотдачу на площадке. Мы знали, что дадим бой Казани, но в итоге даже выиграли. Фактор плохого настроя соперника наверняка тоже сыграл свою роль. Мы же в какой-то момент начали получать удовольствие от игры, кайфовать от происходящего. На этом фоне стало получаться ещё больше.
– Связующий «Зенита» Александр Бутько отметил, что во втором из спаренных матчей команда физически подсела, поскольку в составе возрастные игроки. Это было заметно?
– Мы не смотрели на то, как устала Казань, потому что нам самим было тяжело играть восьмую-девятую партию за два дня. У нас тоже есть возрастные ребята. Усталость в конце второго матча чувствовалась у всех.
«ОПЫТНЫЕ ИГРОКИ НЕ ДАЛИ НАМ УПАСТЬ В ЯМУ»
– Три подряд эйса на тай-брейке – крутое достижение. Как вам это удалось?
– Я подавал на силу. На тай-брейке цена брейка возрастает и риск – обычное явление. Он вполне оправдан на короткой дистанции.
– Вы за пять партий ни разу не ошиблись на подаче. От чего, на ваш взгляд, зависит успех в этом компоненте игры?
– Подача – единственный элемент в волейболе, который зависит только от тебя. Конечно, важна техника, но многое зависит и от психологии. Надо быть уверенным в себе, не сомневаться. Я верил, что могу усложнить сопернику приём.
– Победа над Казанью явно добавит вашей команде уверенности, но и соперники теперь наверняка будут более бдительны...
– Не думаю, что все на нас смотрели как на аутсайдеров. Да, с «Самотлором» и «Нефтяником» у нас не получилось, они на тот момент были лучше готовы и оказались сильнее. Но наш потенциал выше. Мы понимали, что можем играть лучше.
– То есть удручающей атмосферы в раздевалке после тех поражений не было?
– У нас в команде есть опытные ребята, которые проходили через разные ситуации, в том числе через такие. Игорь Колодинский, Алексей Самойленко не дали команде упасть в психологическую яму, выпасть из работы. Для молодых игроков важно, что рядом есть такие «дяди». В целом в этом сезоне в составе много белгородских воспитанников, поэтому в раздевалке особенная атмосфера – семейная, добрая.
Плюс, как бы странно это ни звучало, нам пошёл на пользу карантин. Все вышли с него отдохнувшими, без ненужных негативных мыслей в голове. Начали всё с чистого листа и это принесло результат. Надеюсь, что это не разовое явление и дальше всё будет нормально.
– В «Факеле» Колодинский играл важную роль в развитии молодых игроков…
– В «Белогорье» он тоже помогает нам советами. Он лидер и в раздевалке, и на площадке. Игорь – очень сильный и опытный связующий, от которого исходит уверенность. При нём картина нашей игры, безусловно, изменилась. Как минимум в нагрузке по атакам, скорости передач. Думаю, процесс поиска оптимальной передачи для каждого нападающего ещё продолжается.
– С кем из партнёров по команде больше всего общаетесь?
– С Егором Сиденко. Мы с ним вместе уже пятый сезон. Сначала были два года в молодёжке, потом вместе перешли в суперлигу. И всегда на выездах в одной комнате. А так со всеми хорошо общаюсь. Я до этого сезона не был знаком с Димой Ильиных, Колодинским, Самойленко. Несмотря на титулы, это отличные простые ребята, с которыми легко общаться.
– Как отнеслись к уходу Антона Семышева?
– Было немного обидно, что ушёл и хороший игрок, и друг. Антоха – хороший парень, мы всегда хорошо общались. Но таков профессиональный спорт. Некоторые каждый год меняют команду. Никто не говорил, что он должен всю жизнь играть в «Белогорье». Вероятно, у него появились веские причины уйти. Искренне надеюсь, что этот переход станет для него шагом вперёд и поможет для развития карьеры.
«У МИРАНДЫ ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА ЗАЩИТУ»
– Что не получилось у Игоря Юричича? И как игроки «Белогорья» относятся к постоянным сменам тренеров?
– Это тяжело, ведь у каждого тренера своё видение, своя система работы, свои требования. Перестраиваться непросто. Про Юричича ничего плохого сказать не могу, все ребята при нём нормально работали. Не думаю что только он виноват в поражениях на старте сезона. Но мы не знаем всех нюансов. Руководство клуба решило с ним расстаться – это их компетенция.
– Бразильский тренер Маркос Миранда – загадочная фигура для российского волейбола. Какой он?
– Я пока и сам не до конца разобрался в нём. Но его философия точно отличается от нашей. Он часто говорит: «Ребята, надо расслабляться, получать удовольствие на площадке, это ведь игра». В плане волейбола у него особый взгляд на защиту, в этом плане он выстраивает свою систему.
– «Белогорье» побывало на карантине. Как вы перенесли коронавирус?
– Достаточно легко. У меня только обоняние пропадало на две недели, а в остальном чувствовал себя нормально. Как и остальные члены семьи – родители и младший брат. Так получилось, что о положительном результате теста я узнал уже когда два дня был дома. Поэтому мы всей семьей сели на двухнедельный карантин. Вообще никуда не выходили, продукты заказывали на дом.
– После карантина было тяжело тренироваться?
– Первая неделя была тяжёлая. Уже после разминки пульс у всех был повышенный. Нас потихоньку втягивали в работу, аккуратно давая нагрузки. Вроде бы потихоньку все набрали форму без последствий.
– Пламен Константинов недавно сказал, что «пока все не переболеют, логики в этом сезоне не найти».
– Все в равных условиях. Нужно продолжать играть, но подходить к проблеме с умом. Если есть угроза здоровью игроков, то, конечно, лучше не рисковать и уходить на карантин. Но, как мне кажется, пока есть все возможности, чтобы сыграть полноценный регулярный чемпионат. Где-то в этом как раз могут помочь спаренные матчи, как у нас с Казанью. Те, кто был на карантине, таким образом нагонят остальных.
«СЛЕЖУ ЗА ИГРОЙ НГАПЕТА И КОВАЧЕВИЧА»
– Игра кого из волейболистов вам импонирует? За кем следите?
– С моими физическими данными нужно стараться быть техничным и выполнять много работы в защите и подстраховке. Стараюсь следить за игроками с похожим стилем игры. Урош Ковачевич и Эрвин Нгапет в этом плане эталонные. Они звёзды мирового уровня и играют очень круто. У них многому можно поучится. В нашем чемпионате Антон Карпухов и Егор Богачёв тоже сильные ребята. Если вижу какие-то фишки в их игре, стараюсь заимствовать.
– С кем из игроков вам хотелось бы сыграть в одной команде?
– С кем-нибудь из мастеров защиты. Нгапет, Женя Гребенников, Кевин Тилли. Одни французы получились, потому что они в этом хороши. Было бы интересно поучиться у них. Что касается связующих, то де Чекко, Кристенсен.
– «Одни скидки, нападай немного» – «Скидок много, акция просто». Вы с юмором ответили одному из болельщиков в инстаграме. Как часто вступаете в диалог?
– Если вижу адекватные комментарии и есть что ответить – пишу. В основном, конечно, пишут гадости, особенно после поражений.
– У вас уже выработался иммунитет к этому?
– Стараюсь проще к этому относится и во всём находить плюсы. Если люди заходят и тратят время на то, чтобы написать злой комментарий, значит, переживают за меня. В этом нет ничего плохого, у людей есть право на мнение. В целом мне кажется в волейболе давление на игроков поменьше, чем в том же футболе. Там если «Спартак» или сборная проиграют, игрокам и их семья чуть ли ни смерти желают. Это, конечно, совершенно недопустимо. В волейболе всё-таки не такие агрессивные болельщики, но тоже могут даже прическу раскритиковать.
– Бывали матчи, после которых вам было стыдно за фамилию и 8-й номер на майке?
– Хм, вроде бы прямо стыдных матчей не было. Но часто бывает чувство недовольства своей игрой. Ещё бывает обидно, что разочаровал болельщиков – это сильно расстраивает, потому что много людей пишут, поддерживают, верят.
– Вы встречаетесь с либеро «Тулицы» Татьяной Симанихиной. Как познакомились?
– Чуть больше года назад – в интернете. Списались ни с того ни с сего, заинтересовали друг друга. Впервые встретились через полгода в Казани, куда мы приехали на тур. Там погуляли, пообщались наконец-то вживую.
– Если бы не Татьяна, смотрели бы женский волейбол?
– Вряд ли. Это кардинально другой вид спорта. Там всё иначе – тактика, схемы. Но смотреть можно (смеётся). В женском волейболе тоже есть интересные моменты.
– Уже познакомили подругу с родителями?
– Да, весной мы сначала были две недели в Казани, а затем приехали в Белгород.
– Для вас это серьёзный шаг?
– До этого никого не знакомил с родителями, да и не было таких серьёзных отношений. Конечно, на расстоянии непросто. Общение по телефону и видеозвонки живого общения не заменят, но в этом есть своя романтика. Что поделаешь, раз такие профессии, которые требуют нахождения в разных местах.
«МАСТЕРСТВО ЗАРИПОВА ОЧЕНЬ ПРИГОДИТСЯ В ПЛЕЙ-ОФФ»
– Вы – поклонник казанского «Ак Барса». Как вам игра команды при Дмитрии Квартальнове?
– Я болею за команду вне зависимости от того, кто её тренирует. При нём стиль игры поменялся, стал агрессивнее. Мне игра нравится. Да, команда не всегда стабильна, но в ней много крутых мастеров, которых тяжело будет остановить, когда они наберут форму.
– Ваш любимец Данис Зарипов, кажется, уже не вывозит...
– Нет, вам так кажется. Да, минуты на льду у него сократились, но его влияние на команду всё равно огромное. Судя по статьям и видео, его важнейшая функция – формирование атмосферы в раздевалке. И с ней он отлично справляется.
– В хоккее есть информация о контрактах. Когда фанаты сравнивают зарплату того или иногда хоккеиста с его результативностью, появляется недовольство.
– Если игроку дали такую зарплату – это не его вина. А болельщики имеют право критиковать кого угодно. Другой вопрос, насколько это оправдано. На мой взгляд, Зарипов – крутой дядька, который не только держит раздевалку, но и круто играет в хоккей. В том же плей-офф его мастерство очень пригодится. У нас в команде тоже есть такой человек – Игорь Колодинский.
– Ваш отец рассказывал, что увлёкся хоккеем. Как его успехи?
– Он продолжает кататься, они регулярно арендуют лёд и играют. Честно говоря, вживую его игру ещё не видел. По его словам, добавляет. Глядишь, выберут в первом раунде драфта НХЛ – Ночной хоккейной лиги (смеётся).
– Когда в последний раз вместе с отцом выходили на волейбольную площадку?
– Весной 2017-го, когда вместе сыграли против Казани.
– И больше ни разу?!
– Так сложилось. А пляжный волейбол считается? В отпуске в Испании собирается приличная компания – Павел Зайцев, Алексей Вербов. Вот там бывают зарубы и мы с отцом иногда оказываемся на одной площадке.
– Вы в одном из интервью сказали, что лучше отца играете разве что в «Доту».
– Да, мы с ребятами иногда берём ноутбуки на выезды и играем в свободное время. В нашей бригаде я, Егор Сиденко и Никита Ерёмин.
– Против волейболистов из других команд играете?
– Пока не доводилось. Но я знаю, что любители «Доты» есть и в Казани, и в Новосибирске. Чемпионат волейбольной суперлиги по «Доте»? Отличная идея.
– Возьмёт ли «Белогорье» в нём медаль?
– Ха! Ну, если в волейболе серьёзная конкуренция, то в «Доте» у нас соперников нет! (смеётся)
Досье «БО СПОРТ»
Павел ТЕТЮХИН
Амплуа: доигровщик
Рост: 196 см
Дата рождения: 22 октября 2000 года
Место рождения: Белгород
Карьера: «Белогорье-2» – 2016 - 2018; «Белогорье» – с сезона 2018/19.
Достижения в клубе: обладатель Кубка вызова (2019).
Достижения в сборных: серебряный призёр чемпионата мира U-19 (2017).
Индивидуальные достижения: лучший доигровщик чемпионата мира U-19 (2017).
В «Белогорье» снова играет Тетюхин. Он болеет за «Ак Барс» и изучает языки (21.12.2018)