Сразу шесть россиян играют в Катаре. Судя по рассказам, там волейбольный рай

Хорошие контракты, отличная погода, приличный уровень.

Некогда экзотический чемпионат Катара неожиданно стал популярным у российских волейболистов. Сейчас там выступают Роман Данилов, Алексей Спиридонов, Константин Бакун, Вячеслав Тарасов, Богдан Олефир и Евгений Тюрин. «БО Спорт» выяснил, что их притянуло на берега Персидского залива, что такое катарский волейбол и как живётся в одной из богатейших стран мира.

Роман Данилов / фото из личного архива, instagram.com/romandanilov007

КАТАР – ОСТРОВ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

«Пандемия обрушила волейбольный рынок в Европе, причём сильнее всего пострадал средний класс игроков – зарплаты сократились чуть ли не вдвое. На звёзд деньги ещё находят, а вот на других парнях экономят, – сказал в интервью «БО Спорт» доигровщик Богдан Олефир, который в прошлом сезоне выступал в Швейцарии. «Если отбросить топовые клубы Италии, Польши и России, то по платежеспособности дальше идут Ближний Восток и Азия. Японцы берут только суперзвёзд, а вот в Катар на хорошие контракты могут попасть и звёздные игроки, и середняки. Причем 99,9 процентов, что тебе заплатят всё, что должны. Этим Катар и привлекает», – добавил Олефир.

Суммы контрактов в волейболе предпочитают умалчивать, но по нашим данным в Катаре россияне за счёт разницы в курсе валют заработают примерно столько же, сколько могли бы в клубах-середняках российской суперлиги. Местные волейболисты в Катаре получают минимум 10 тыс риалов (200 тыс рублей) в месяц. При этом именно для легионеров в Катаре есть несколько приятных бонусов. Прежде всего, это круглогодичная тёплая погода. Сейчас в Дохе +25. Люди спасаются от жары в домах или в торговых центрах, где всегда прохладно – кондиционеры работают круглый год.

«Самым сильным впечатлением была, конечно, жара. Летом 40 градусов, на улице находиться просто невыносимо, особенно на солнце. Но вечером приятно, тёплый ветерок. Но самое главное – нет никаких перелётов, все играют в одном зале, постоянно на одном месте. Это намного легче, чем часами лететь из Белгорода в условный Красноярск», – рассказывал журналу «Спортивная смена» Данилов. Сейчас он лучший подающий катарской лиги – 22 эйса в 34 партиях.

Агент Виктор Иванов отметил, что в «Аль-Ахли» по итогам прошлого сезона остались очень впечатлены работой Данилова и решили, что вторым легионером тоже можно взять россиянина. Им стал Спиридонов, у которого перед этим сорвался переход в греческий «Олимпиакос». Возможно, в России Алексей всех немного утомил, а вот в Катаре им пока довольны. Он второй бомбардир команды, которая идёт в лидирующей группе – 6 побед в 9 матчах. 

Дежурную жёлтую карточку за излишнее проявление эмоций Спиридонов получил уже в дебютном матче, но пока вопросов по дисциплине к нему нет. По социальным сетям вообще может создаться впечатление, что Спиридонов только и делает, что лежит у бассейна с коктейлем. Но почти все россияне, за исключением Данилова и Тюрина, приехали в Катар без семей, поэтому могут себе позволить такой отдых.

«Здесь совершенно другое отношение к игрокам – все улыбаются, все на позитиве, солнышко светит. А у себя дома к своим же спортсменам относятся как ко второму сорту, думают, что мы будем терпеть», – возмущался Спиридонов в интервью агентству «Р-Спорт», рассказывая о долгах «Урала».

ТОП-КЛУБ ПОМЕНЯЛ РУЗЬЕ И ГАЕМИ НА БАКУНА И ТАРАСОВА

«Те, кто считает, что в Катаре низкий уровень волейбола, глубоко заблуждаются», – говорит Спиридонов. С ним согласны и остальные соотечественники. Данилов сравнивает катарскую лигу с чемпионатом Турции, а Олефир считает, что уровень сопоставим с чемпионатом Франции.

В катарских клубах разрешены два легионера, но почти в каждой команде есть ещё натурализованные граждане других стран, который повышают уровень турнира. Кстати, сборная Катара идёт этим же путём. На победном для команды Кубке Азии-2018 в её составе были уроженец Бразилии Ренан Рибейро, сербы Милош Стеванович и Никола Васич. Они приняли гражданство Катара и помогли сборной ворваться в число лидеров азиатского волейбола. На Азиатских играх-2018 катарцы стали четвёртыми. Во многом благодаря этим результатам сейчас Катар занимает высокое для себя 23-е место в мировом рейтинге.

Доигровщик сборной Катара Никола Васич на блоке / фото: © Ahmad Halabisaz, globallookpress.com

Из легионеров в катарской лиге можно выделить польского связующего Лукаша Жигадло («Аль-Вакра»), эстонца Оливера Венно («Полиция»), болгарского доигровщика Розалина Пенчева («Аль-Араби») и основного диагонального сборной Франции Стефана Буайе («Аль-Араби»), который по ходу сезона уехал из итальянской «Вероны» из-за конфликта с руководством клуба. Есть игроки и на излёте карьеры, и в самом расцвете.

За «Аль-Райян» выступали француз Антонин Рузье и иранец Фархад Гаеми, но в клубе после поражений от прямых конкурентов приняли радикальное решение – расстаться с обоими после первого круга. Вместо них клуб подписал двух россиян – диагонального Бакуна и доигровщика Тарасова. Они должны дебютировать за команду 23 декабря. По словам агента Евгения Нирки, Бакун уже склонялся к тому, чтобы пропустить этот сезон, но выгодное предложение из Катара вернуло к тренировкам участника Олимпиады-2016, который весной помог «Локомотиву» завоевать первый в истории чемпионский титул.

Константин Бакун / фото: Александр Лукин, lokovolley.com

Тарасов же начинал сезон в польском клубе второй лиги «Бельско-Бяла», где был одним из лучших. «Летом я подписался в Польше на достаточно скромных условиях и мы сразу договорились, что я уеду, если появится более выгодное в финансовом плане предложение. Когда на меня вышел «Аль-Райян», польский клуб отдал меня в аренду. Расстались по-хорошему и, думаю, ещё продолжим сотрудничество, – сказал Тарасов в интервью «БО Спорт». – Современные реалии таковы, что частные европейские клубы сейчас испытывают серьёзные проблемы, вынуждены урезать контракты. В Катаре большая часть финансирования клубов идёт из государственного бюджета и, как я понял, коронавирус, не сильно сказался на объемах финансирования волейбола. Помимо желания заработать, конечно, интересно получить новый опыт, увидеть другой волейбол. Возможно, удастся сыграть в том же клубном чемпионате Азии, где достаточно высокий уровень».

Бакун и Тарасов попали в очень амбициозный клуб, в котором с них будут спрашивать результат – легионеры традиционно получают львиную долю передач.  К слову, «Аль-Райян» почти ежегодно на краткосрочные, но престижные в Катаре турниры вроде Кубка эмира или Кубка наследного принца не жалеет денег на подписание суперзвёзд. За команду играли Вильфредо Леон, Робертланди Симон, Матей Казийски.

«Аль-Араби» подписывал Ивана Зайцева, Османи Хуанторену, Мариуша Влажлы и Уроша Ковачевича. Эти два клуба десятилетиями бьются друг с другом, но в последние сезоны в их борьбу вклинился клуб «Полиция». Именно он сейчас лидирует в турнире, выиграв все 9 матчей.

ШТРАФ ЗА ВЫХОД БЕЗ МАСКИ – ЭКВИВАЛЕНТ 4 МЛН РУБЛЕЙ

Чемпионат Катара проходит в столице страны Дохе в одном зале, принадлежащем федерации волейбола страны. Пока турнир идёт без сбоев – нет никаких переносов из-за коронавируса, поскольку государство успешно справляется с этой проблемой. Во многом благодаря жёстким мерам. Отсутствие маски обойдётся нарушителю в 200 тыс катарских риалов (4 млн рублей). Не удивляйтесь таким цифрам – Катар одна из богатейших стран мира, которая входит в тройку лидеров по ВВП на душу населения.

Максимальное наказание для злостных нарушителей антикоронавирусных мер – до трёх лет лишения свободы. Кроме того, передвижение разрешёно только при наличии в телефоне специального приложения с геолокацией. В случае болезни это позволяет выявить все контакты пациента и прервать цепочку заражений.

Фото: XinHua, globallookpress.com

«Я не особо впечатлительный, но размах этой страны удивил, начиная от архитектуры и заканчивая сервисом – тут всё на высшем уровне, – рассказал Данилов. – Катарцы тратят большие деньги, чтобы создать хоть какую-то природу в городе: чтобы тут зеленела трава, они строят специальные подземные оросительные системы. Любые газоны, парки с инженерной точки зрения очень продуманы».

Под впечатлением от Катара и Тюрин, самый малоизвестный из российских легионеров. На родине он играл в высшей лиге А за Ярославль и Челябинск, а в Катар попал после сезона в Болгарии. Уже второй сезон он – главный бомбардир клуба «Аль-Хлор».

«Клуб создаёт отличные условия, ты ни в чём не нуждаешься. На чём катаюсь? Предоставили «Шевроле Круз». Меня устраивает, тем более дороги у них тут отличные. Моя команда одна из немногих, которая базируется не в Дохе, но ехать буквально полчаса. Больше всего в Катаре, конечно, нравится погода. Нам здесь с маленькой дочкой комфортно. Пятница для местных главный выходной день. Они выбираются на пикники в зелёные зоны, всё побережье тоже усыпано отдыхающими. Есть и дикие пляжи, и официальные со специальным дресс-кодом – всё-таки мусульманская страна», – сказал Тюрин.

Фото: © Anke Waelischmiller/SVEN SIMON, globallookpress.com

Катарцы ходят в традиционной одежде: белая дишдаша у мужчин и черная абайя у женщин. Страна старается сохранить своё культурное наследие и очень многое в ней подчинено обычаям и традициям.

При этом новичок клуба «Аль-Садд» Олефир, пока сыгравший только два матча, отмечает, что не чувствует у местных игроков особой религиозности: «Я играл в Индонезии и в ОАЭ и там зачастую тренировки прерывались ради намаза – мусульмане строго следовали всем предписаниям своей веры. У меня даже был тренер, который отучал меня пить воду левой рукой. Говорил, что на ней сидит шайтан, поэтому обязательно нужно правой, сначала сказав «бисмилла». В Катаре я ничего подобного не вижу».

Алмаз Хаиров