Шансы возвращения на родину минимальны, но они есть.
Камила Валиева не выиграла чемпионат России, который завершился накануне в Челябинске, но получила достаточно высокие баллы, чтобы рассчитывать на лидерские позиции в сборной. Тот факт, что даже с юниорским статусом её считали фаворитом турнира, где выступали Анна Щербакова, Александра Трусова и Елизавета Туктамышева и другие топ-соперницы, уже говорит о многом.
Почти наверняка фигуристку ждёт большое будущее и в Казани наверняка ещё не раз зададутся вопросом, будет ли это будущее связано с Татарстаном.
ПЕРЕД ОЛИМПИАДОЙ ВАЛИЕВА МОЖЕТ СТАТЬ НЕПОБЕДИМОЙ
Валиева подошла к Челябинску на пике формы. На московском этапе Кубка России — заключительном старте перед чемпионатом — 14-летняя спортсменка показала лучший результат сезона среди всех фигуристок. Также она впервые продемонстрировала тройной аксель — прыжок в три с половиной оборота, который в отличие от четверных можно исполнять в короткой программе. Он пополнил и без того сильный арсенал Камилы.
В конечном счёте чемпионкой России стала другая ученица Этери Тутберидзе Анна Щербакова, но несколько сигналов в пользу Валиевой судейский корпус всё-таки направил. В короткой программе Камила упала с акселя, но всё равно получила баллы на уровне Щербаковой. Отставание от неё составило всего 32 сотых. Сократить его в произвольной Валиевой, несмотря на чистый прокат, не удалось. Уж слишком убедительно выступила Анна. Она могла сняться с турнира из-за осложнений после пневмонии, но вышла на лёд и выдала героический прокат. Даже обычно холодная Тутберидзе не смогла сдержать слёз после триумфа Щербаковой.
Тем не менее, оценки Валиевой (79,99 за короткую и 174,02 за произвольную) показывают, что федерация всё ещё видит в ней одного из лидеров сборной. Она — единственная фигуристка, на каждом старте которой в этом сезоне присутствовала сама Тутберидзе. Не без участия тренера Камила в числе первых попала на старты для взрослых спортсменов, хотя официально она всё ещё числится юниоркой.
Разговоры, что Валиева — заочный фаворит Олимпиады в Пекине, только усилились. По опыту прошлых Игр сложилось поверье, что «золото» берут те фигуристки, для кого олимпийский сезон — первый на взрослом уровне. В 15 лет они ещё не сталкиваются с проблемами переходного возраста и повышенного внимания — его забирают на себя более опытные спортсменки. При этом форма у них максимальная. Та же Валиева к следующему сезону может освоить ещё один четверной прыжок, усовершенствовать тройной аксель и тем самым стать практически непобедимой.
Так что совсем скоро Камила станет для Татарстана фигурой масштаба Алины Загитовой. Публика, которая уже познакомилась с фигурным катанием благодаря олимпийской чемпионке, с особым трепетом будет следить за чемпионкой будущей.
С ВАЛИЕВОЙ ВЕЛИСЬ ПЕРЕГОВОРЫ, НО БЕЗУСПЕШНЫЕ
Связь с Татарстаном у Камилы ещё более отчётливая, чем у Алины. Если Загитова родилась в Ижевске, а в республика провела пару лет, когда в Альметьевске играл её отец, то Валиева родом из Казани. Здесь она начала заниматься фигурным катанием и прожила до семи лет. Затем её мама перебралась в Москву и устроила дочку в школу «Москвич». Уже оттуда Камила попала в «Хрустальный».
Новогодние праздники Валиева, к слову, проведёт в Казани. Об этом она рассказывала в программе «Доброе утро» на Первом канале. «Мы в семье чтим татарские обычаи. Моя бабушка и мама хорошо знают национальные традиции и стараются обучить им меня. Например, мы очень любим татарскую кухню», — говорила Валиева в интервью нашему изданию в сентябре 2019-го.
Отношения с республикой, однако, не закреплены юридически. На соревнованиях Камила представляет Москву, как и любая другая фигуристка Тутберидзе на таком уровне. Так как группа базируется в столице и числится за бюджетным учреждением «Самбо-70», всех спортсменок логично закрепляют за московской федерацией. Единственное исключение — чемпионка Сочи Юлия Липницкая. Она выступала за Свердловскую область, а когда уже покинула «Хрустальный» и перешла к тренеру Алексею Урманову, поменяла прописку на Краснодарский край.
Таких случаев могло быть больше, по крайней мере, посчитали ранее в Татарстане. Республика находилась в переговорах с Загитовой после Олимпиады в Пхёнчхане, но всё остановилось на очень предварительной стадии. Аналогичная ситуация была и с Валиевой. По нашей информации, с фигуристкой контактировали в прошлом году, когда она зарекомендовала себя в качестве одной из самых перспективных в мире, но не ещё не успела выйти на большую арену. Разговоры также ни к чему не привели.
Однако на вопрос, может ли ещё фигуристка оформиться за Татарстан, сейчас не отвечают категорическим «нет». «Мы всегда открыты к переговорам по возвращению Камилы Валиевой. Вопрос в том, будет ли желание у Камилы. Если будет — пообщаемся», — сказал в ноябре на этапе Кубка России в Казани министр спорта РТ Владимир Леонов.
ИНИЦИАТИВА ДОЛЖНА ИДТИ ОТ САМОЙ ВАЛИЕВОЙ
В 2014-м году Татарстан стал единственным регионом в России, который добровольно отказался от параллельного зачёта. Это практика, когда спортсмен собирает несколько регионов у себя в портфолио и получает от каждого зарплату. Расстроившись, что она не принесла результата в Сочи, руководство республики решило устранить её. Если спортсмен представляет Татарстан, то не может заявляться попутно за другие регионы.
В качестве компенсации в Татарстане установили премии за победы на Олимпиадах наравне с Москвой. Обладатели золотых медалей стали получать от республики 4 млн рублей, серебряных — 2,5, бронзовых — 1,7. Но такое денежное вознаграждение не привело к тому, что московские спортсмены выстроились в очередь, ожидая предложений от республики. Выступать за Татарстан отказалась синхронистка и пятикратная олимпийская чемпионка Светлана Ромашина, хотя в городе каждый год проходит турнир её имени. Она публично призналась, что приняла бы предложение, если в республике действовал параллельный зачёт. Не задались у республики и переговоры с чемпионкой мира по плаванию Юлией Ефимовой из-за финансового вопроса.
Переходы можно посчитать по пальцам одной руки, и самый запоминающийся из них, конечно, Евгения Тарасова. В 2016-м казанскую фигуристку вернули из Москвы в Татарстан, но здесь сошлись вместе два фактора. Во-первых, Тарасова выступает в паре, а это значит, что спортивным ведомствам можно найти компромисс друг с другом. Если Евгения перешла в республику, то её партнёр Владимир Морозов продолжил представлять Москву. Во-вторых, Тарасова сама инициировала своё возвращение. И это самый важный момент.
По информации нашего издания, руководство Татарстана больше не занимает жёсткой позиции по переходам спортсменов из других регионов, проще говоря, никого не уговаривает. Республика готова включаться в активную борьбу и предлагать выгодные условия только если инициатива идёт от самого спортсмена. Источники, с которыми удалось связаться «БИЗНЕС Online», оценивают вероятность такого сценария в случае с Валиевой как крайне маловероятную. Фигуристка вряд ли будет нарушать негласную монополию Москвы в группе Тутберидзе, учитывая высокие ставки в группе. А найти подход к Москве без параллельного зачёта и с учётом того, что Валиева в отличие от Тарасовой выступает на соревнованиях в одиночку, будет невероятно сложно.
При этом если в Москве Валиева находится в статусе «одной из», то в Татарстане будет одной и единственной и сможет рассчитывать на поддержку даже после завершения карьеры. Конечно, на примере Загитовой, которая посещает Сабантуи и поздравляет у себя в инстаграме со 100-летием образования ТАССР, видно что фигуристка может участвовать в жизни республики и с московской пропиской. Но будь Валиева официально заявлена за Татарстан, она могла бы приезжать в Казань на мастер-классы, участвовать в жизни Центра фигурного катания, который собираются построить рядом с «Ак Барс Ареной», и быть на регулярной основе вовлечённой в спортивную жизнь республики.
Если Татарстан действительно заинтересован в возвращении Валиевой, процесс нужно запускать уже сейчас. До олимпийского сезона осталось меньше года, а накануне Пекина Москва точно не отдаст свою главную фигуристку.