Команда не отказывается от хоккея, но и не замыкается на нём.
Накануне «Ак Барс» принял в «Татнефть Арене» «Авангард». Соперничество носит принципиальный характер не только на льду, но и в медиаполе. Перед началом сезона «ястребы» открыли схожую по содержанию с «Ак Барсом» программу, которая стала вещать во время матчей.
Вместе с тем в самой Казани поменяли формат передачи: в условиях коронавируса, когда доступ к команде ограничен, в «Ак Барсе» сделали ставку на необычных гостей, временами максимально далёких от хоккея, и вирусные ролики.
«БИЗНЕС Online» поговорил с участниками проекта, чтобы узнать логику последних изменений.
«ЗНАКОМЫЕ СПРАШИВАЮТ: «ЧТО У ВАС ПРОИСХОДИТ?»
Конец сентября. «Ак Барс» готовится к матчу с «Торпедо» в Нижнем Новгороде, а команда «Ак Барс Шоу» – к прямому включению из Казани. Гости очередного выпуска программы – волейболистки «Динамо-Казань» Ирина Королёва и Ольга Бирюкова. Прибыв в студию ТНВ, они поинтересовались, что их ожидает во время эфира.
«Это будет ***», – ответил продюсер шоу Роман Титов. Раскрыть детали он отказался. В ожидании сюрприза Королёва и Бирюкова вошли в кадр вместе с ведущими Камилей Харисовой и Махмудом Аракаевым. Под конец эфира в студии появилась большая чёрная сумка.
Из неё вылез заслуженный артист РТ Шамиль Галеев ростом 132 см. Несмотря на широкий послужной список (он выступал в Цирке дю Солей и снимался в Голливуде), не чуждый самоиронии по поводу своего роста. На фоне почти двухметровых спортсменок он мгновенно стал главным героем эфира. Сначала он подтянулся на руках у Королёвой и Бирюковой, а затем обнялся с ними – после того, конечно, как поднялся на лестнице, внезапно оказавшейся в студии.
Этот выпуск – один из многих у «Ак Барс Шоу», который «завирусился» и поставил в замешательство хоккейных болельщиков, привыкший к более классическому контенту. В этом сезоне приставка «ТВ» в названии программы сменилась на «Шоу», контента, который мог бы распространиться по лентам соцсетей стало в разы больше, серьёзности - в разы меньше. О такой направленности команда шоу объявила уже перед стартом регулярного чемпионата, когда выпустила трейлер. В нём обыграли комментарии, которые шоу успело получить во время предсезонного Кубка ТАНЕКО.
Комментарии участники проекта получают не только в соцсетях. «Иногда друзья показывают сообщения в ватсапе от родных, которые смотрят наши эфиры. Прикрепляют короткое видео с нашей акцией и подписывают: «Смотри что творят!» – сказал нашему изданию продюсер шоу Титов. «Мои хоккейные знакомые часто спрашивают: «Что у вас там вообще происходит?» – признался ведущий Илья Тагиров.
Тем не менее, «Ак Барс Шоу» смотрят. В новогодние каникулы проект установил личный рекорд – выпуск матча с «Трактором» 8 января собрал 345 тыс просмотров, а в прямом эфире за ним наблюдало в пике 4,5 тыс. За последние 30 дней (и восемь включений) программа ещё ни разу не опускалась ниже планки в 300 тыс.
«Мы хотим сделать из нашего проекта главное шоу в республике, – сказал руководитель медиа-службы «Ак Барса» Михаил Степанов. – Естественно, я всегда вижу моменты, где мы можем стать лучше, но потенциал достичь такую цель определённо есть».
ПРОДУКТ КАК ДЛЯ ИНТЕРНЕТА, ТАК И ДЛЯ ТВ
Напомним, что из себя представляет формат «Ак Барс Шоу». За 15 минут до начала матча клуб начинает эфир «ВКонтакте». Соцсеть работает с хоккейным клубом по партнёрской программе и помогает с распространением контента. Во время первого блока ведущие представляют соперника, также показывают сюжет с утренней раскатки команды. Сам матч в интернете уже не показывают, так как права на трансляцию остаются у ТНВ. Пользователи соцсети видят плашку и слышат звуковую дорожку с голосом комментаторов.
Второй и третий блоки начинаются с включений игроков, у которых берут интервью по пути со льда в раздевалку. После них идёт интерактив с приглашёнными гостями. В четвёртом блоке ведущие слушают тренера с площадки и уже обсуждают итоги матча.
Выпусков у «Ак Барс Шоу» столько же, сколько матчей у команды. К примеру, в этом месяце их запланировано десять. В домашних встречах программа вещает из «Татнефть Арены», в выездных – из студии ТНВ. «Я не знаю аналогичных проектов у других клубов, которые вещают в таком количестве», – признал Степанов. «Работать в прямом эфире – двойная ответственность. Если ты вещаешь в записи, всегда можно что-то подснять и поправить. Здесь такой возможности нет», – отметил Титов.
Уникальным «Ак Барс Шоу» делает его вещание как в интернете, так и на телевидении. Это продукт для «ВКонтакте», который обрёл вторую жизнь в эфире регионального канала. В перерывах ТНВ, который транслирует все матчи «Ак Барса», включает «Шоу».
ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ХОККЕЯ
Обязательный пункт любого выпуска – гости. Иногда их количество может дойти до трёх. По меньшей мере за регулярный чемпионат «Ак Барс Шоу» посетят 80 приглашённых. В этом сезоне их состав максимально разнообразный – это как знакомые хоккейной публике эксперты (например, обладатели Кубка Стэнли Михаил Сергачёв и Николай Хабибулин и бывший игрок «Ак Барса» Дарюс Каспарайтис), так и представители, казалось бы, максимально далёких от хоккея областей – тикток-блогер с 4,7 млн подписчиков Дмитрий Талаланов, звезда татарско-башкирской эстрады Элвин Грей, футболист «Локомотива» Антон Миранчук, рэпер Нурминский, штурмующая чарты песней «Юность» группа Dabro, а также специалист по интимной гимнастике Катя Вагимагия.
Приглашение таких персон «Ак Барс» объясняет работой на расширение аудитории. «Мы рассматривает людей из максимально разных групп, – сказал Титов. – Мы ищем интересных гостей, к которым можем придумать интересные активности. Чтобы это завирусилось и вышло за пределы хоккейной общественности».
У такого подхода, безусловно, есть критики. Выпуск с участием Вагимагии, где гость рассказывал о женском здоровье с помощью мягкой игрушки в форме вагины, многие восприняли в штыки. «Я не знаю, о чём разговаривать с «Ак Барсом» после Кати Вагимагии,– сказал в одном из эфиров на своём ютуб-канале журналист Алексей Шевченко. – Вы здорово разбираете хоккей! Здорово привлекаете аудиторию из женских консультаций».
«Во-первых, я считаю, что мы не игнорируем хоккейную составляющую нашего шоу, – ответил Степанов. – Гостями часто становятся прославленные в хоккейном мире люди, которые помогают нам разобрать саму игру. Например, когда у «Ак Барса» отсутствовали по болезни Адам Рейдеборн и Тимур Билялов и должны были выйти молодые игроки, мы позвали в эфир именитого вратаря Николая Хабибулина. Во-вторых, приглашение Вагимагии было работой не столько на расширение аудитории, сколько на социальную составляющую. Она рассказывала о вполне серьёзных проблемах, которые могут коснуться каждую семью».
КЛАССИЧЕСКАЯ СТУДИЯ УЖЕ ЕСТЬ НА «МАТЧ ТВ»
К участившимся призывам сделать «Ак Барс Шоу» более классическим и хоккейным команда относится не без иронии. Осенью, перед матчем с «Трактором», в клубных соцсетях вышло шуточное видео. Там сыгравший тракториста актёр говорил на татарском про своё транспортное средство, а русские субтитры показывали, будто он анализирует будущего соперника.
Титов подчёркивает, что «Ак Барс Шоу» никогда не было исключительно про хоккей. «Когда мне говорят, что мы поменялись в этом году и стали скатываться в треш, я удивляюсь. У нас были необычные выпуски и в первом сезоне. Один раз, к примеру, мы позвали гадалку, чтобы она определила победителя Кубка Гагарина. Видимо, сейчас люди ощутили, что из-за коронавируса мы в редких случаях можем звать в эфир наших игроков. Ранее они были гостями 70 процентов выпусков».
По мнению Романа, проекту нужно сохранять самобытность, иначе он канет в небытие и перестанет привлекать внимание. «Если мы запустим классическую студию и будем обсуждать хоккей как хоккей, то сделаем вторичный продукт. «Матч ТВ» уже этим занимается – зачем нам это дублировать? Конечно, мы читаем комментарии, учитываем критику и проявляем уважение к зрителю. Но мы не можем всегда действовать только в хоккейном направлении».
«Аналитику вы можете увидеть на «КХЛ ТВ» и «Матч ТВ», но такого вы не увидите нигде, – поддерживает продюсера ведущий Тагиров. – Мы начинаем с хоккея, переходим на необычные темы, а затем возвращаемся к хоккею. Такой формат более интересный».
Аналогичного мнения и его коллега Махмуд Аракаев. «Хоккей на самом деле никто не понимает. Если ты не играл сам, то не разбираешься в происходящем на льду. Так что, само собой, наша задача – показать зрителям, как всё устроено, сделать так, чтобы народ больше разбирался в хоккее. Но иногда чтобы привлечь внимание к школе, её надо, образно выражаясь, «сжечь». Привлечь внимание родителей и чиновников. Вот и нам приходится периодически что-то «поджигать». Это даёт резонанс и привлекает людей, которым хоккей неинтересен».
НОВАЯ ВЕДУЩАЯ – «МИСС КАЗАНЬ»
В пользу нынешнего формата «Ак Барс Шоу» говорит то, что со временем его идеи стали перенимать другие клубы КХЛ. По крайней мере, такое настроение есть внутри команды шоу. «Иногда доходит до смешного, – признался Аракаев. – Мы уже можем предугадать, что будет у других в следующий раз. Я считаю, что это хорошо. Это говорит о том, чтобы мы двигаемся в нужном направлении. Тебе подражают, упоминают, смотрят. Вот когда перестанут – тогда будет плохо. Это будет означать, что у нас продукт, который никому не нужен».
В частности аналогичную студию запустил «Авангард», который «Ак Барсу» предстоит принять сегодня в «Татнефть Арене». В отличие от «Ак Барс Шоу» выпуска «Авангард TV» мы не увидим – программа вещает только с домашних матчей «ястребов». Возможно, по причине того, что «Авангард» тратит больше ресурсов на создание отдельного выпуска, чем «Ак Барс», приглашая гостей уровня Сергея Шнурова. Главное действующее лицо проекта в Балашихе – Зухра Уразбахтина, которая ранее работала в «Ак Барс Шоу» и с переездом в Балашиху не сильно изменила свой формат работы из-за похожего формата.
Уразбахтина должна была работать и в этом сезоне «Ак Барс Шоу», только из-за большой нагрузки к ней добавили в команду ещё одну ведущую – «Мисс Казань-2017» Камилю Харисову. Она готовилась к работе в тандеме с Зухрой, но незадолго до Кубка ТАНЕКО Уразбахтина объявила, что покидает проект. Изначально шла речь, что она перейдёт на «Матч ТВ», в итоге же ведущая оказалась на клубном телевидении «Авангарда».
Харисовой же пришлось экстренно осваивать новую для себя работу ведущей. «Я очень много думала о сфере телевидения, но был страх, – сказала она. – Благодаря «Ак Барсу» я открыла себя в новой роли. Я стараюсь быстро учиться и давать тот результат, который от меня требуется. Мне кажется, отсутствие нужного образования – это даже моё преимущество. Если бы у меня была какая-то база или школа, мне было бы тяжелее ломать свои внутренние установки. Для продюсеров я – чистый лист, где они пишут что хотят, и у них это получается».
В клубе старания Камили ценят. «Если сравнивать её первый эфир и последний, можно заметить большую разницу. Она постоянно ведёт работу над ошибками, предлагает свои идеи, полностью включена в процесс. Могу сказать, что она живёт этим проектом. Это новое лицо «Ак Барса», – отметил Титов.
ЗАМЕНУ КОСТЕНКО ВРЯД ЛИ НАЙДУТ
Уже по ходу сезона к проекту присоединилась Анастасия Костенко – супруга на тот момент футболиста «Рубина» Дмитрия Тарасова. Она, как и Харисова, никогда не работала ведущей, но так же пришла из модельного бизнеса. В 2014-м она становилась второй вице-мисс Россия, а также участвовала в конкурсе «Мисс мира». Покинула проект Костенко после того, как перестал выступать в «Рубине» её муж. Её участие добавляло «Шоу» как минимум узнаваемости – количество подписчиков в инстаграме перевалило за 1,2 млн.
С новой ведущей на замену Костенко «Ак Барс» к данному моменту не определился. Возможно, в нынешнем составе с Аракаевым, Тагировым и Харисовой клуб и завершит этот сезон, а все силы бросит на поиск нового сценариста, который освежил бы проект самым важным ресурсом, – идеями. «Наши возможности в Казани ограничены по сравнению с Москвой, – признаёт Титов. – Мы не можем пригласить сюда звезду уровня Бузовой, а даже если сможем, то практика показывает, что просто статусного гостя не всегда достаточно для успешного выпуска. К нему нужно придумать конкурс, какую-то активность, вписать его в наш контекст, а также заинтересовать его аудиторию «Ак Барсом». За всем этим стоит большая сценарная работа».
Из всех членов команды «Ак Барс Шоу» ни у кого нет серьёзного телевизионного опыта, кроме руководителя медиа-службы клуба Степанова. Он работал на ГТРК и ТНВ, сотрудничал со «Спортом» и «НТВ-Плюс». Аракаев – выходец из радио, Тагиров ранее был связан с телевидением только через комментаторство, Харисова никогда не была ведущей. Это открывает возможности для того, чтобы продолжать скатьновые форматы, которые будоражили хоккейных и не только зрителей.