Япония не справляется с коронавирусом.
Уже полгода представители 33-х видов спорта, представленных на летних Олимпийских играх, наблюдают за ситуацией вокруг турнира в Токио. Его перенесли с 2020 года на 2021-й. Соревнования назначены на срок с 24-го июля по 8-е августа.
Обстановка в мире ещё не располагает к мероприятиям с участниками из 200 с лишним стран, так что каждый месяц идут спекуляции на тему полной отмены игр. Уже сейчас наметился тренд: среди японского населения противников Олимпиады становится всё больше, а среди высшего руководства как страны, так и Международного олимпийского комитета (МОК) – всё больше сторонников. Отмена Игр грозит им потерей своих постов.
В БРИТАНИИ ПИШУТ, ЧТО ЯПОНЦЫ УЖЕ СМИРИЛИСЬ С ОТМЕНОЙ
Недавно английская The Times со ссылкой на источник в правительстве Японии сообщила, что внутри страны уже определились с судьбой Олимпиады-2020. Из-за коронавируса турнир, в котором примут участие 11 тыс спортсменов (к ним можно прибавить 4 тыс паралимпийцев), провести невозможно, сочли в высших кругах. Сейчас же, по словам источника, японцы просто ждут подходящего момента, чтобы объявить об этом, сохранив лицо.
В качестве возможной даты источник The Times назвал 2032 год. Это первая свободная дата после Парижа-2024 и Лос-Анджелеса-2028. На информацию почти сразу же отреагировали власти Токио, Японии, а также МОК и Паралимпийский комитет. В совместном заявлении они опровергли перенос и подчеркнули, что подготовка идёт в штатном режиме.
Однако в прошлом году организаторы также до последнего уверяли, что Олимпиада пройдёт в срок. О переносе объявили в марте, всего за два дня до начала эстафеты олимпийского огня. Если тогда у них был свободный 2021 год, то в 2022-м уже запланированы зимние Игры в Пекине. Чтобы ещё раз перенести турнир на год, придётся перекроить полностью весь олимпийский график, на что с учётом трат Пекина и его политического влияния рассчитывать не приходится. Так что идея по отмене Игр в 2022 году и проведения их с теми же данными, но под другой заявкой в 2032-м имеет смысл.
В ТОКИО ВВЕЛИ РЕЖИМ ЧП
В то же время политический ландшафт в Японии неоднороден и свои взгляды через Times могли донести оппозиционные силы. Правящая верхушка Олимпиаду, напротив, намерена сохранить.
За время «ожидания» Игр в Японии сменился премьер-министр. Синдзо Абэ покинул пост в сентябре 2020 года и выбрал в качестве преемника Ёсихидэ Суга. Несмотря на смену руководства, политический курс в стране не изменился, как и отношение к Олимпийским играм. По словам руководителя центра японских исследований института Дальнего Востока РАН Валерия Кистанова, Суга держится за идею проведения Игр, хотя обстановка к этому не располагает.
«Он поддерживает курс прежнего правительства, так как был выбран в качестве преемника самим Абэ, – подчеркнул специалист в интервью нашему изданию. – Но в текущей ситуации он не может сконцентрироваться на амбициозных задачах, которые были поставлены при предшественнике. Ему важно, во-первых, одержать победу над коронавирусом, во-вторых, сохранить экономику. С тех пор, как Суга занял пост, его рейтинг упал вдвое. Возможен сценарий, что он не продержится до осени, когда пройдут выборы нового председателя правящей в Японии Либерально-демократической партии».
Помешать политической карьере премьер-министра может в первую очередь ситуация с коронавирусом. В этом месяце в Токио ввели режим чрезвычайного положения. Если в декабре максимальным показателем по количеству заболевших за день было 940, то в январе – уже 2400. Вместе с этим меняется отношение населения к Олимпиаде. Издание Kyodo и телесеть Tokyo Broadcasting System регулярно проводит опрос по теме Игр, и если в декабре 2020-го 63% японцев ответили «нет» на вопрос, нужно ли проводить в Токио Олимпиаду, то в январе – уже 81%.
«Люди боятся, что с таким количеством гостей в Японии начнётся третья и четвёртая волна. Медицинская система не выдерживает уже текущей ситуации, так что население против. Этим также пользуются оппозиционные группы. Ситуация с коронавирусом объективно плохая, поэтому организаторы рассматривают варианты проведения соревнований без иностранных зрителей или же без зрителей вовсе», – уточнил Кистанов.
Массовая вакцинация в Японии при этом запланирована только на февраль.
ЯПОНИИ ВАЖНО ОБОСНОВАТЬ ТРАТЫ, МОК – ЗАРАБОТАТЬ
Несмотря на отсутствие поддержки среди населения, у Олимпиады всё равно ещё есть мощные союзники. «Совместными усилиями японского правительства, МОК и международного сообщества решение по Олимпиаде будет максимально оттягиваться, – считает эксперт. – Я допускаю, что финальное заявление будет только к лету».
Мотивы правительства ясны: ему нужно хоть как-то обосновать огромные траты на турнир. Расходы на Олимпиаду сейчас оцениваются в 25 млрд долларов, и из них только 6,7 млрд пришли от коммерческих спонсоров. Хотя в Пекине на зимние Игры 2022 года готовы потратить 3,9 млрд долларов, для Японии с другим политическим режимом и экономическими возможностями это солидные траты. Сам перенос оценивался в 16 млрд дополнительных расходов. Из-за того, что деньги уже реализованы, сейчас не идёт речи, чтобы провести Олимпиаду в экспериментальном формате, скажем, в двух или трёх странах.
Для МОК, в свою очередь, Олимпиада – единственный источник доходов, за счёт которых он живёт во время четырёхлетнего цикла. На прошлых летних Играх в Рио де Жанейро комитет заработал 5,7 млрд долларов, по итогам Токио ожидалась сумма крупнее. Около 70% доходов идут от телеправ. К примеру, контракт МОК с американским вещателем NBC, рассчитанный с 2014 года по 2032-й, включает в себя выплату 7,75 млрд долларов. Так что провести Игры без зрителей для комитета выгоднее, чем не проводить совсем.
Сейчас резервы комитета оцениваются в 989 млн долларов. 600 млн МОК должен распределить между 27-ю федерациями. Так что в интересах руководства сейчас приводить аргументы, что Играм ничего не угрожает. Так, президент Томас Бах в недавнем интервью Kyodo News вспомнил состояние медицины сейчас и год назад, когда Олимпиаду было решено перенести. «Нельзя сравнивать обстановку в марте 2021 года и марте 2020-го, потому что есть прогресс в науке, медицине, вакцинации и тестировании, – считает Бах. – Раньше никто не знал, как действовать во время пандемии, сейчас же мы знаем гораздо больше».
Бах неоднократно подчёркивал, что у МОК нет никакого плана Б по Токио, при этом не отрицал, что формат соревнований придётся точечно изменить с учётом коронавирусных ограничений. В этом году у президента комитета, к слову, заканчивается срок пребывания на посту и его переизбрание ожидается на собрании 7 - 12 марта. Успешно провести его без уверенности, что Игры-2020 состоятся, не получится.
Уже 26 марта должна стартовать эстафета олимпийского огня.