Сошников ищет себя в ЦСКА, а Науменков стал лидером защиты «Салавата». Уфа выиграла от обмена?

Защитник уже опережает нападающего в списке бомбардиров.

В конце ноября «Салават Юлаев» обменял нападающего Никиту Сошникова в ЦСКА на защитника Михаила Науменкова. Сделка тогда не выглядела взаимовыгодной: защитник четвёртой пары армейцев вместе лучшего снайпера прошлого сезона. Казалось, что уфимцы продешевели.

Два месяца спустя уже не всё так однозначно. Новобранец армейцев опустился в третью тройку из первой, в то время как Науменков освоился и стал ведущим защитником башкортостанского клуба.

Никита Сошников / фото: Tomi Hänninen, Newspix24, globallookpress.com

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

Сошников попал в Уфу в межсезонье 2019 года, когда «Салават Юлаев» провернул сделку с питерским СКА. Армейцы хотели получить Владимира Ткачёва, который стал лидером команды наравне с легионерами, а уфимцы, в свою очередь, кого-то равнозначного. Им был необходим снайпер, умеющий заканчивать атаки в одиночку. В системе СКА менеджменту «СЮ» пригляделся Сошников.

Экс-игрок «Сент-Луиса» возвращался в Россию после трёх лет выступлений за океаном и считался перспективным игроком. В НХЛ у нападающего игра не пошла из-за частых сотрясений мозга, но Уфа могла стать для него шансом реабилитироваться. В клубе понимали, что рискуют с Никитой, но в то же время осознавали, что удержать Ткачёва в составе не получится, а обменять на кого-то – необходимо. 

Николай Цулыгин быстро нашёл применение Сошникову, предоставив игровое время и свободу действия на льду. Он проводил на площадке в среднем 19 минут за игру и, несмотря на отрицательный показатель полезности на льду -2, стал лучшим снайпером и вторым бомбардиром команды – 48 (27+21) очков. Больше было лишь у Линуса Умарка, который покинул команду в этом межсезонье, – 52 очка.

В этом году Никита не смог выйти на уровень прошлого сезона, а перестраивать себя под оборонительного силовика и играть с партнерами такого типа он не хотел. Ему также не понравилось уменьшение игрового времени, о чём он высказался в прессе: «Что не устраивало в последнее время в «Салавате»? Моя роль изменилась по сравнению с прошлым сезоном. Плюс игрового времени стало меньше».

Главный тренер уфимцев Томи Ламса отметил, что Сошников сам попросился в другую команду и в Уфе не стали удерживать игрока: «Сошников сам просил обмена, мы понимали ситуацию изнутри».

Томи Ламса / фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online

СОШНИКОВ СТРАДАЕТ СИНДРОМОМ ВТОРОГО СЕЗОНА

В ЦСКА Игорь Никитин предоставил новичку место в первой тройке и бригаде большинства. Это дало краткосрочный эффект – 4 очка в шести играх (3+1). Но в последних десяти матчах у нападающего ни одного результативного действия. Никитин, несмотря на проблемы, продолжает доверять игроку. Сошников по-прежнему проводит на льду 15 - 16 минут, но, порой, может покинуть лёд вообще без бросков по воротам, как это было в двух из четырех последних матчей. Тренер перевел безрезультативного хоккеиста из первого звена в третье.

Бывший генеральный менеджер «Салавата Юлаева» Леонид Вайсфельд в недоумении: почему у армейского новобранца не получается в этом сезоне: «С моей точки зрения Сошников – более элитный игрок, чем Науменков. Другой вопрос, если бы Сошников в этом сезоне показывал ту игру, какая была у него в прошлом году. А теперь, когда у него всё застопорилось – сложно сказать, кто здесь больше всего выиграл», – сказал он в интервью «БИЗНЕС Online».

По словам хоккейного функционера, найти на рынке забивного нападающего гораздо труднее, чем качественного защитника: «Мне всегда смешно, когда менеджеры говорят: «Мы ищем забивного нападающего». Где его найти? В лесу что ли? Это же штучный товар. И Сошников как раз относится к такой категории игроков. Вспомнить каким он был бомбардиром в прошлом сезоне и всё станет понятно. Другой вопрос, что сейчас у него почему-то не идёт игра».

После дебютного гола в первой игре Никитин заявил на пресс-конференции, что они понимали, кого приглашают в ЦСКА, также осознавая его уровень и способности. По словам главного тренера, Сошникову потребуется время на адаптацию для его хоккея. А хоккей Никитин пропагандирует простой – все в атаке и все в обороне. То, что требовал от нападающего Ламса, теперь необходимо проявлять и здесь. Поэтому вопрос об адаптации, который был актуален 1 декабря, интересен и сейчас.

Михаил Науменков / фото: пресс-служба «Салавата Юлаева»

НАУМЕНКОВ БЫСТРО ВЛИЛСЯ В НОВУЮ КОМАНДУ

Воспитанник армейской школы переезжал в Уфу в ранге надежного и цепкого защитника, который сможет прочно закрыть вторую пару. Науменков – игрок, способный подчистить на льду за партнером и самому подключиться в атаку. В Москве он уже долгое время не выходил из зоны комфорта, играя в третьей-четвертой паре. В «Салавате» Михаил получал более весомую роль в команде.

После последней игры с «Амуром» Науменков набрал девятое очко после перехода в «СЮ» и теперь опережает Сошникова в списке бомбардиров. Для нападающего, который в прошлом сезоне набрал почти 50 очков, это должно быть большим огорчением. Никитин рассчитывал, что получит в команду забивного снайпера, который усилит атакующую линию команды, а в итоге получил нестабильного хоккеиста. 

В этой ситуации Науменков в более выигрышной ситуации. Защитник, чей контракт заканчивается в конце этого сезона, получает небольшой приоритет в переговорах и полагаясь на статистику, сможет выбить для себя более комфортные условия. Вайсфельд отметил, что игрокам такого плана легче адаптироваться в новой обстановке. «Защитникам в таких ситуациях намного проще. Разрушать легче, чем создавать. Главное – не ошибаться, и всё», – сказал менеджер. 

Уход Сошникова не стал ощутимым, так как в «Салавате» по-прежнему феерят финские легионеры первой тройки, делающие результат. Во второй - чётко обосновались Джефф Плэтт, Александр Кадейкин и Владимир Жарков. До прихода белоруса на его месте играл Дмитрий Кугрышев, выигравший конкуренцию у как раз Сошникова. В третьем и четвёртом звеньях главный тренер использовал игроков оборонительного плана. Сошникову в этой ситуации было некуда деваться

Тем более «Салават Юлаев» получил защитника, в котором так остро нуждался финский специалист. У команды возрастная линия обороны: лишь четыре защитника моложе 30-ти лет. Александр Алексеев (21 год) и Шакир Мухамадуллин (19 лет) не имеют достаточного опыта в плей-офф, а Павел Коледов и Евгений Лисовец (по 26 лет) жутко нестабильны и зачастую допускают ошибки на льду. В такой ситуации нужен был ещё один защитник, причём с хорошим опытом игры в плей-офф. 27-летний обладатель Кубка Гагарина-2019 Науменков подошёл идеально.

Тимур Сахапов