«Салават» ещё должен КХЛ 89 млн и просит отсрочку. Возможно, всё из-за миллиардных убытков «Башнефти»

Клуб проиграл суд ещё в декабре.

В текущем сезоне в КХЛ впервые введён жёсткий потолок зарплат в 900 млн рублей. Однако некоторые клубы ещё должны лиге за прошлый сезон. Тогда потолок был в 800 млн рублей, но его можно было превышать, заплатив «налог на роскошь». 30% от суммы превышения. До сих пор не расплатились с лигой только тесно связанные между собой «Салават Юлаев» и ЦСКА. Клубы даже пошли в суд из-за нежелания выплачивать налог, но проиграли. В КХЛ напомнили об этом.

КХЛ: «САЛАВАТ» ДОЛЖЕН ДЕНЬГИ

«Уфимский клуб подавал в Третейский суд обжалование на решение дисциплинарного комитета. 24 декабря суд не удовлетворил обращение «Салавата», поэтому клуб должен выплатить взнос за превышение потолка зарплат. «Салават» присылал письмо с просьбой отсрочки погашения, но часть денег в лигу уже пришла. ЦСКА мы уведомили о том, что они должны погасить задолженность. На данный момент дедлайна нет, но мы с клубами на связи. Сейчас ждем разрешения этого вопрос», – сказал президент КХЛ Алексей Морозов интервью Sport24.

Алексей Морозов / фото: БИЗНЕС Online

В руководстве «Салавата» не стали комментировать поражение в суде и объяснять текущую позицию клуба. По информации «БИЗНЕС Online», общий долг уфимцев за «налог на роскошь» составляет 89 млн рублей. Таким образом, в прошлом сезоне уфимцы заплатили игрокам 1,1 млрд рублей (800 млн – потолок, 300 млн – превышение). Какую сумму «Салават» уже погасил и по какой причине попросил отсрочку в клубе также не сообщили.

О нежелании ЦСКА и «Салавата» выплачивать налог было известно ещё летом, перед началом сезона. При этом для допуска к новому сезону у клуба не должно быть долгов перед лигой. Но в КХЛ тогда избрали мягкую позицию. «Не хотелось бы оставлять такие клубы, как ЦСКА и «Салават», без КХЛ. Всё будет доведено до логического конца», – говорил тогда Морозов. В лиге решили разбираться с клубами в юридической плоскости. В «Салавате» тогда объясняли своё нежелание платить пандемией коронавируса, из-за которой сезон был досрочно прекращён.

«По вопросу превышения потолка в прошлом сезоне мы подали апелляцию в арбитражный суд при Торгово-промышленной палате.  Наша логика проста здесь. Сезон закончился досрочно, мы не дополучили прибыль. Если бы мы вылетели при таком превышении потолка, сразу выплатили бы штраф. Но мы должны были идти дальше, мы не получили доходы», – говорил «Р-Спорт» генеральный директор «Салавата» Александр Курносов.

Александр Курносов / фото: БИЗНЕС Online

Логика уфимцев здесь понятная не до конца. Клуб ещё до начала сезона понимал, что превысил потолок зарплат и должен будет заплатить налог. Также не совсем понятно, о какой недополученной прибыли идёт речь. Если о доходах за домашние матчи, то их не всегда хватает на оплату выездов команды. Возможно, пандемия и остановка чемпионата и вовсе спасли «Салават». Клуб не экономил в прошлом сезоне и был явно нацелен на попадание в финал Кубка Гагарина.

Однако в апреле прошлого года уфимское издание «ГорОбзор» сообщило о суммарных долгах «Салавата» на 650 млн. Игрокам не выплачивали зарплаты как минимум один месяц. В клубе также не отрицали наличие долгов. Одна из главных причин – отсутствие финансирования от «Башнефти». Официально компания не спонсирует клуб уже пять лет. Финансирование поступает через «Фонд социальных целевых программ Башкортостана», куда «Башнефть» и перечисляет выделенный бюджет. Если бы «Салават» вышел в финал Восточной конференции, то игрокам бы полагались премии. В сезоне 2018/19 они составили 150 млн.

Фото: БИЗНЕС Online

В то же время Александр Курносов заявил, что долги клуба перед игроками погашены, а у «Салавата» уже запланирован бюджет на следующий сезон. «Вообще нет таких долгов, которые могли бы быть темой для широкой дискуссии. Что касается следующего сезона, то бюджет есть, Фонд социальных целевых программ Башкортостана отправил соответствующие финансовые гарантии в лигу», – говорил генеральный директор «Салавата». Финансовая ситуация уфимцев действительно быстро выровнялась. Разговоры о возможном снятии «Салавата» с чемпионата оказались не более чем приступами паники. Однако нежелание клуба заплатить «налог на роскошь» сразу и просьба отсрочки может настораживать.

БЮДЖЕТ БАШКОРТОСТАНА НЕ ПОЛУЧИТ ОТ «БАШНЕФТИ» НИЧЕГО

Именно «Салават» и ЦСКА неслучайно отказались платить КХЛ налог. Клубы связаны. Как минимум потому, что у них один спонсор. У ЦСКА это «Роснефть», чья дочерняя компания с 2016 года – «Башнефть». Именно с того года компания прекратила официально спонсировать «Салават». Вероятно, чтобы у армейцев и уфимцев де-юре был не один и тот же спонсор.

Сразу вспоминаются не самые выгодные для «Салавата» обмены с ЦСКА. Чего стоит переход Кирилла Капризова за денежную компенсацию явно ниже рыночной стоимости. Из последних – это обмен на нападающего Никиты Сошникова на защитника Михаила Науменкова. Сошников был лучшим снайпером (27 шайб) и вторым лучшим бомбардиром (48 очков) уфимцев в прошлом сезоне. Науменков был в ЦСКА защитником третьего-четвёртого звена. Да, Никита сам просил обмена и был недоволен, как его использует новый главный тренер Томи Ламса. Лишь случайно сделка оказалась в пользу уфимцев. Сошников откровенно проваливается в ЦСКА, а Науменков наоборот – хорошо вписался в новую команду, но при обмене с другим клубом «Салават» всё равно получил бы больше.

Кирилл Капризов / фото: БИЗНЕС Online

Неудивительно, что именно ЦСКА и «Салават» в мае прошлого года сперва просто предлагали отменить налог за превышение потолка зарплат в прошлом сезоне. А когда получили отказ, то продолжали стоять на своём и пошли в суд. Клубы попытались схитрить и использовать лазейку, ведь в регламенте КХЛ ничего не было прописано об окончании чемпионата не по вине клуба. Однако после решения суда Морозов сказал, что об отсрочке попросил только «Салават».

Неслучайной выглядит новость об убытках «Башнефти». В отчёте компании говорится об убытках в 11,1 млрд рублей. Хотя годом ранее была прибыль в 76,59 млрд. При этом показатели «Роснефти» плохими не назовёшь. Накануне председатель правления компании Игорь Сечин отчитался перед президентом России Владимиром Путиным. Он заявил, что «Роснефть» по итогам года получила 147 млрд чистой прибыли, став единственной нефтяной компанией мире, вышедшей в плюс.

Фото: БИЗНЕС Online

В «Башнефти» связали убытки со снижением мировых цен на нефть и спроса на нее на фоне ухудшения экономической ситуации во всем мире из-за пандемии. Однако есть и другая причина. У «Роснефти» есть обязательства по ограничению добычи в рамках программы ОПЕК+. И они практически полностью переложены на «Башнефть», чья добыча в прошлом году сократилась на 24%. Никогда ранее компания не показывала такие убытки. Правительство Башкортостана владеет 25% акций компании. Но дивиденды платятся акционерам только в случае прибыли. В итоге бюджет Башкортостана в этом году не получит от компании, обеспечивающей до трети экономики республики, ничего. Региону, без того пострадавшему от коронавируса, придётся надеяться только на прямую федеральную помощь.

На этом фоне и будущие финансовые перспективы «Салавата» кажутся весьма туманными. Прошлогодние проблемы клуба могут вернуться. Не исключено, что невозможность сразу заплатить КХЛ за долг прошлого сезона – это только начало. Сейчас для «Салавата» благо, что хотя бы в этом вопросе лига идёт навстречу клубу и не ставит жёстких дедлайнов. 

Максим Иванов