Его команда всегда играла в меньшинстве.
Уилт Чемберлен – звезда Национальной баскетбольной ассоциации 60-70-х годов. Многочисленные рекорды великого центрового не побиты до сих пор и переходят в разряд вечных. Но мало кто знает, что Чемберлен оказал ещё и огромное влияние на американский волейбол.
Он целыми днями играл в пляжку, а также стал одним из основателей первой в Штатах профессиональной лиги. Благодаря Чемберлену о волейболе начал писать даже New York Times, а матчи показывали по национальному телевидению.
УИЛТ ПЕРЕНЁС В НБА МОДУ ИЗ ПЛЯЖНОГО ВОЛЕЙБОЛА
В начале сезона НБА 1969/70 Чемберлен получил тяжёлую травму колена, из-за которой пропустил почти весь регулярный чемпионат. Он сообщил руководству клуба, что часть его реабилитационной программы пройдёт на песке, ведь ещё летом 1969-го он познакомился с лучшим американским пляжным волейболистом Юджином Селзником.
«Уилт подошёл ко мне и спросил, могу ли я научить его играть в волейбол. Я отвёл его на пляж и познакомил с новым образом жизни. У него была страсть к волейболу, и он неплохо справлялся для 34-летнего новичка», – рассказывал Селзник в интервью журналу Volleyball. Поскольку и Чемберлен, и Селзник были холостяками, мало спали, любили танцы и вечеринки, они стали близкими друзьями и общались 30 лет – вплоть до смерти Уилта.
Селзник рассказывал, что даже когда Чемберлен ещё носил гипс на ноге, он заставлял его выполнять волейбольное упражнение – пасовать, садиться, вставать и снова пасовать, повторяя это много раз. А когда гипс сняли, Юджин гонял баскетболиста по песку с помощью волейбольного мяча. В итоге Чемберлен хорошенько укрепил мышцы ног и вернулся к плей-офф, в котором «Лос-Анджелес Лейкерс» дошёл до финала, уступив в нём «Нью-Йорк Никс» (3 - 4).
Именно в том сезоне Чемберлен начал носить на голове повязку в золотых цветах «Лейкерс», которая вместе с напульсниками на обеих руках стала его визитной карточкой. Позднее эти аксессуары стали очень модными в НБА. По словам Уилта, идея пришла ему в голову при просмотре пляжного волейбола, когда игроки обматывали лоб футболкой или другими тряпками, чтобы пот не попадал в глаза.
В межсезонье-1970 Чемберлен прокачивал свои волейбольные навыки на пляжах. Понятно, что в приёме и защите Уилт был плох, но на блоке его 216 см и длиннющие руки позволяли быть проблемой для соперников. Но страшнее всего были атаки Чемберлена. Член волейбольного Зала славы Ларри Рандл рассказывал, что в его ударах было больше силы, чем у профессиональных волейболистов. Разумеется, любое появление на пляже звезды НБА собирало толпу зрителей. Селзник понял, что это шанс.
«ОН СДЕЛАЛ ДЛЯ АМЕРИКАНСКОГО ВОЛЕЙБОЛА БОЛЬШЕ, ЧЕМ КТО-ЛИБО»
Он организовал национальный тур лучших американских волейболистов. В команду входили олимпийцы Селзник, Рандл, Бутч Мэй, Руди Сувара, а также Чемберлен. В честь своего самого известного игрока команда получила название Wilt’s Big Dipper. Чемберлен ненавидел клички Голиаф или Ходули, которые ему дали из-за роста, но был не против прозвища Big Dipper (большой ковш/созвездие Большая Медведица – с англ.).
С начала июня до середины июля команда ездила по США, играя в больших и малых городах против местных клубов. Чтобы максимально использовать возможности Чемберлена в атаке, Селзник убедил соперников, что их команда будет играть без переходов, но при этом вчетвером против шести соперников. Все соглашались на эти условия, потому что очень хотели сыграть против легенды. Причем матчи местных команд против звёздных гостей собирали по 3 - 4 тыс зрителей.
Приезд Чемберлена и компании оплачивала принимающая сторона. Уилт зарабатывал 1000 долларов за матч, остальные четыре игрока (один был запасным) получали по 100 долларов – отличные деньги для волейболистов в те времена. Для Чемберлена это, конечно, были деньги на карманные расходы – в «Лейкерс» он получал 250 тыс долларов за сезон.
«Внезапно всё внимание оказалась сосредоточено на нашей волейбольной команде, потому что Уилт был одним из самых узнаваемых спортсменов в мире. О нас писали все газеты и журналы. Он сделал для американского волейбола больше, чем кто-либо другой, – сказал Селзник в 2003 году. – Когда ему хотелось, он устраивал шоу для фанатов. После игр сотни людей выстраивались в очередь за автографами, которые он с радостью раздавал».
«Большинство людей шли посмотреть на Уилта. Нам тоже нравилось находится рядом с ним – это было весело. Играя против лучших команд страны, мы выиграли 87 из 88 игр. Единственное поражение потерпели на Гавайях», – цитирует Рандла Роберт Черри в книге Wilt: Larger Than Life.
ЧЕМБЕРЛЕН ЛЮБИЛ ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ ЗА АТМОСФЕРУ И ДЕВУШЕК
Волейбол никогда не был особо популярным за пределами Калифорнии и Гавайев, но когда в него пришёл Чемберлен, люди обратили на него внимание. Болельщики по всей стране начали рассматривать этот спорт как нечто большее, чем легкомысленную игру, в которой участвуют на семейных праздниках. А затем начались трансляции турниров по пляжному волейболу с участием спортивных и привлекательных девушек в бикини, что также увеличило популярность игры.
Чемберлен любил волейбол, но также любил и атмосферу вокруг него. Он был очарован калифорнийским образом жизни: красивые пейзажи на пляже, карточные игры, волейбол, вечеринки и много девушек. Он всегда был одиночкой и бунтарём, а Америка начала семидесятых переживала своего рода культурную и сексуальную революцию, особенно Западное побережье. Уилт был счастлив оказаться в первых рядах той сексуальной революции. В своей автобиографии спортсмен хвастался, что у него было 20 тыс женщин.
В конце концов Чемберлен построил дом с видом на океан в Санта-Монике. Его главной фишкой стала раздвижная крыша над главной спальней, из которой Чемберлен любил смотреть на созвездие Большая Медведица. Кстати, Уилт спонсировал женскую команду Little Dippers (Малая Медведица – с англ.) и в 1977 году даже выступал её тренером.
Одной из подопечных Уилта была Кэти Грегори, с которой он играл в паре в пляжном волейболе. «Если Уилт садился в мою машину, мне нужно было пять недель, чтобы вытащить весь песок. Он уносил с собой полпляжа!», – цитирует её Черри в своей книге. Она рассказала о его невероятной выносливости: он появлялся на пляже в 11 утра и мог играть до 18 часов. В конце концов, подошвы его ног стали настолько твёрдыми из-за контакта с песком, что ему не составляло труда ходить босиком по бетону или щебню. «Побеждали мы или проигрывали, он всегда меня подбадривал. Думаю, люди не знают, что он был действительно чутким, заботливым и щедрым человеком», – сказал Кэти.
АМЕРИКАНЦЫ ЗВАЛИ ДЛЯ РАСКРУТКИ ЛИГИ СБОРНУЮ СССР
Несмотря на увлечение волейболом, Уилт не забывал о своей работе, хотя его отношение к баскетболу у руководителей «Лейкерс» вызывало вопросы. Иногда он появлялся за несколько минут до матча, причём босиком. Он съедал ведро курицы и запивал его литром 7 Up или апельсинового сока, после чего шёл на площадку. Но в «Лейкерс» терпели его выходки и были за это вознаграждены. В 1972 году команда стала чемпионом НБА, а Чемберлен получил приз MVP. Он закончил карьеру в НБА в 1973-м и наслаждался волейболом.
«Я решил, что сделал всё возможное в баскетболе – устанавливал рекорды и был лидером команд в их лучших сезонах в истории. Этого должно быть достаточно. Но всё время переживал из-за моих критиков. Волейбол дал мне чувство безопасности, комфорта и внутреннего покоя, которого я никогда не знал», – написал Уилт в своей первой книге.
Летом 1974 года Чемберлен стал одним из основателей первой в США профессиональной лиги, которая получила название International Volleyball Association (IVA, международная волейбольная ассоциация). Среди отцов новой лиги также был оскароносный кинопродюсер Дэвид Вулпер, генеральный директор Paramount Барри Диллер и основатель Motown Records Берри Горди, а также спортивный функционер Майкл О'Хара. Планы у них были грандиозные, в том числе привлечение волейболистов из СССР и Чехословакии.
«Раскручивая новую лигу, они хотели привлечь ненадолго непобедимую советскую сборную для пущей рекламы. Готовы были создать все условия, заплатить приличные деньги, – пишет в своей книге знаменитый советский связующий Вячеслав Зайцев. – Было любопытно попробовать, да и в собственном превосходстве мы не сомневались. Но ЦК КПСС подумала и ответила: «Нет!».
Стоит отметить, что правила в американской лиге были своеобразные. На задней линии играли две девушки и связующий, а на передней лиги было три нападающих. Играли без переходов. «Классно развернуться после забитого мяча, чтобы дать пять и обнять какую-нибудь цыпочку, чем какого-нибудь потного парня», – рассказывал игрок «Сан-Диего» Том Мэдисон в 1975 году в интервью Sports Illustrated. При этом в показательных матчах девушек не особо-то и ценили. За попадание девушке в голову соперник получал шесть банок пива.
ЛИГА БЕЗ ТВ-КОНТРАКТА ПРОДЕРЖАЛАСЬ ВСЕГО ПЯТЬ СЕЗОНОВ
В первом сезоне в лиге было пять команд, потом доходило до семи. Мощный Чемберлен (216 см, 125 кг) в дебютном сезоне был игроком и владельцем команды «Калифорния Бангерс», а затем играл за «Лос-Анджелес Старз». «Его атаки было невероятно сложно остановить. Такой силы удара раньше никто не видел. Он был грозным оружием», – сказал в интервью InsideHook его бывший одноклубник Крейг Томпсон.
Уилт был главным хедлайнером лиги. Например, в 1977 году CBS Sports в прямом эфире показал Матч звёзд IVA. Разумеется, только из-за Чемберлена, который стал самым ценным игроком матча.
«В американском волейболе не было спортсмена с мировым именем. И вот появился Уилт Чемберлен. И оказал огромное влияние на восприятие игры. Это была золотая эра волейбола в Америке. Он получил огромную популярность. Каждый раз, когда Уилт играл, зал был полон. New York Times и New York Magazine никогда столько не писали о волейболе. Он не изменил волейбол, но поменял отношение к нему», – сказал Томпсон.
Дальше Чемберлен стал комиссаром лиги, которая вскоре начала испытывать проблемы. Главной из них было отсутствие телевизионного контракта – ни один телеканал не рискнул покупать лишь развивающийся продукт. Без него лига была обречена, потому что 5 тыс зрителей на трибунах не в состоянии покрывать все расходы. Кроме того, владельцы клуба «Денвер Кометс» Роберт и Дэвид Кейси были арестованы прямо в перерыве матча за незаконный оборот наркотиков. С этого момента всё покатилось в пропасть и после сезона-1979 лига закрылась.
У Чемберлена и его соратников не получилось создать в США профессиональную лигу по аналогу с хоккеем, баскетболом или бейсболом. Как не получилось несколько лет назад и у олимпийского чемпиона Ллоя Болла. Тем не менее, на макроуровне влияние Уилта на американский волейбол получилось огромным. Сборная США выиграла Олимпийские игры в 1984 и 1988 годах и многие убеждены, что это стало отголоском того волейбольного бума, который сделал Чемберлен.