Один стал кормильцем семьи в 19, а второй не потерял любовь к футболу в армии.
Вратарь «Рубина» Юрий Дюпин и защитник Илья Самошников впервые получили вызов в сборную России. Футболисты попали в расширенный список на игры с Мальтой, Словенией и Словакией, которые пройдут в конце марта.
В «Рубине» назвали это приглашение долгожданным. Но чтобы понять насколько оно было вымучено обоими футболистами, стоит рассказать историю их пути с самого начала. Получились две очень извилистые и тернистые дороги.
В ГОЛОВЕ У МЕНЯ ЩЁЛКНУЛО: «ВАЛЯТЬ ДУРАКА НЕ ПОЛУЧИТСЯ»
Илья Самошников в нынешнем сезоне прогрессирует взрывными темпами. На своём фланге он не только качественно отрабатывает в обороне, но и нередко создаёт остроту у чужих ворот. Он уже успел отличиться двумя голами, один из которых в минувшем туре добил «Уфу». Тренер по физподготовке казанского клуба Хавьер Нойя Сальсес называет его самым быстрым игроком «Рубина». Но на нынешний уровень Илья вышел только в этом сезоне.
Начало карьеры у Самошникова было в любительском клубе «Приалит» из Реутова, где жила семья Ильи. Он прошёл через школу этой команды и на старте играл в любительской лиге Москвы. Но в момент, когда 19-летний футболист ещё не успел заиграть в профессиональном футболе, произошло тяжёлое событие. Илья потерял отца, который всё время поддерживал футбольную карьеру сына и помогал ему развиваться.
«Дойти от любителей до РПЛ удалось из-за отца. Был переломный момент, когда я поставил цель, что ради него должен играть на высоком уровне. Папа этого хотел, и я должен был сделать это. Должен был доказать, что могу помогать семье, могу стать мужчиной в доме, кормильцем.
Я старший сын и сразу понял, что теперь семья на мне. Маме тяжело тянуть двух сыновей, тем более после такой потери. В голове у меня щелкнуло: «Валять дурака больше не получится». Мне было 19 лет. Тогда я понял, что надо развиваться и двигаться вперед.», – рассказывал Самошников в интервью «Спорт-экспрессу».
В 19 летнем возрасте он, старший из сыновей, взял на себя бремя обеспечивать семью. И такая мотивация сработала лучшим образом: он попал в дубль московского «Велеса». Но выйти с клубом на профессиональный уровень не удалось. В момент, когда команда заявлялась в ПФЛ, за Самошникова должны были заплатить компенсацию его школе. Играть пришлось без профессионального контракта – большой риск остаться без выплаты зарплаты. В итоге Илья оказался в «Арарате». С этой командой он выиграл самый большой в своей жизни трофей – чемпионство в зоне «центр» в ПФЛ.
ПОЛГОДА ИЛЬЯ БЫЛ БЕЗ КЛУБА
Затем был переход в лигу рангом выше, куда Самошникова позвал «Шинник». Из ярославского клуба мог последовать очередной шаг наверх, теперь уже в премьер-лигу, но тут Илью застал ещё один негативный эпизод.
Он перешёл в «Оренбург» и, как рассказывал сам, даже жил какое-то время вместе с Джордже Деспотовичем. Но затем появился агент Марко Трабукки, из-за которого у Самошникова начались проблемы.
«Трансфер был практически оформлен и все документы были на руках. В день отъезда со сборов появился Марко Трабукки. Даже не знаю, как эту ситуацию сейчас назвать... Он говорил, что будет представлять мои интересы, поменяет условия контракта. Трабукки сказал: «Если ты хочешь играть в «Оренбурге», я должен быть твоим агентом». На что я сказал, что так не получится», – поделился Илья.
В итоге Самошников остался без клуба. «Оренбург» не стал заявлять футболиста, а заплатил причитающиеся только после разбирательства в РФС. На протяжении полугода Самошников был вынужден тренироваться самостоятельно.
Затем был успешный сезон в «Торпедо» у Сергея Игнашевича, после которого состоялся переход в «Рубин». В трансфере футболиста в Казань был заинтересован лично Леонид Слуцкий, который созванивался с Самошниковым перед переходом.
«Я тогда отдыхал. Мне позвонил агент и сказал, что есть интерес «Рубина». На следующий день проснулся и увидел сообщение от Слуцкого: «Это Леонид Викторович, перезвони мне, когда будет время».
Было ощущение, что это сон. Очень неожиданно. Я, наверное, не осознавал, что это происходит по-настоящему: «Мне пишет Слуцкий, просит позвонить. Да не может быть такого! Может, обманывают?»
Моментально его набрал. Леонид Викторович сказал, что у него есть интерес и он хочет видеть меня в команде. Тренер спросил, есть ли у меня желание перейти в «Рубин». А я незамедлительно сказал, что да, конечно, хочу перейти», – вспоминал Самошников.
Теперь Илье поступило не менее головокружительное сообщение – вызов в сборную России. Глядя на игру футболиста уже не скажешь, что таким образом ему выписан аванс. Пройдя через такой тернистый путь, в твёрдости и решительности этого парня сомнений быть не может. А значит этот вызов первый, но вряд ли единственный.
БЫЛ ДУБЛЁРОМ И УШЁЛ В ЛЮБИТЕЛИ
Карьера Юрия Дюпина гораздо длиннее, чем у 23-летнего Самошникова. Но не смотря на возраст (Юрию 32 года), опыта игры в РПЛ у него ненамного больше.
В детстве Дюпин не всегда был увлечён футболом. Начав заниматься в 6 лет, с 12 до 15 лет он не занимался этим видом спорта, а вместо этого переключился на волейбол. Однако, потом он вернулся в ДЮСШ Барнаула, по окончании которой попал в молодёжную команду местного «Динамо».
Тогда даже в дубле клуба второй лиги Юрию не удалось закрепиться. Он плотно сидел на банке, при чём место первого номера занимал его близкий друг.
«Тогда место основного занимал мой нынешний лучший друг, с которым мы тогда особо не общались. Уже когда перешел в «Динамо» через несколько лет, мы стали общаться и с тех пор не разлей вода. И уже он подо мной сидел конкретно!», – рассказывал Юрий в интервью «БИЗНЕС Online».
Вместо позиции запасного Дюпин выбрал любительский уровень. Он заявился за команду, выступающую на первенстве города и стал получать по 15 тысяч рублей. Как считает сам Юрий, для него в 22 года хватало, чтобы «сходить с девочкой в кино».
После окончания школы Дюпин не стремился стать профессиональным футболистом. Вместо этого он пытался найти себе применение в жизни и пробовал устроиться на разные места.
«Я работал при предприятии на спортивных объектах. Поливал поле, стриг траву, осенью «КАМАЗы» листвой забивали, зимой каток заливал, снег кидал. Это была первая работа, трудился месяцев восемь. Потом на стройку пришел, вел отделочные работы. Параллельно с учебой в институте работал в агентстве ипотечного кредитования. До людей меня не допускали: перебирал бумаги, вносил в компьютер документы. Так себе работа.
Еще в 18 лет таксовал. У меня была белая «копейка» на желтом литье. У меня была точка возле клуба. Бывало, люди выходили оттуда в разном состоянии. Видели мою машину и рядом иномарку, но по приколу выбирали «копейку». Она была в хорошем состоянии, хоть и 73-го года… Перед армией еще поработал экспедитором. С водителем на «газельке» ездили на склад за пивом и развозили по магазинам. Таким грузчиком пива был, но всего несколько дней — до первой боли в спине. Напоследок урвал несколько бутылочек и завязал с этим.», – делился вратарь.
АРМИЯ – НЕ ПОМЕХА ФУТБОЛУ
А затем в его жизни появилась армия. Как признавался сам Юрий, в тот момент она была нужна ему чтобы понять, куда он хочет двигаться дальше. Но этот год в военно-воздушных силах не прошёл для вратаря без футбола. Спортсмена, видимо, не спрятать в сапоги.
«Мне лично просто поиграть в футбол уже было приятно, можно было отвлечься от службы. Я был на позиции центрального полузащитника, за 18 игр забил примерно 30 голов. Команда впервые в истории в призы попала – третьими стали. Офицеры довольные ходили. Со мной там полковники, подполковники, майоры играли. Я был единственным срочником.
Мы как-то сидим в конце сезона, отмечаем третье место – контрактники стол накрыли. Я тогда сказал, что так-то в воротах играю. Все «выпали», – рассказал Юрий.
Но сразу после армии вернуться в футбол не удалось. Для этого вратарю пришлось получить ещё один жизненный урок, который ему преподала работа на стройке. После чего Юрий по-настоящему начал развиваться.
«Денег не было, пошел работать на стройку. У нас сеть продуктовых магазинов выкупила помещение, нужно было подготовить его под магазин. Целый месяц как проклятый – с 8 утра до 9 вечера. Получил свои копейки и сказал себе, что больше не буду заниматься подобным. Через пару месяцев смог попасть в любительский клуб «Динамо» из соседнего Бийска. Год в любителях поиграл, и меня барнаульское «Динамо» заметило», – говорил про тот период жизни Дюпин.
Уже затем в его карьере были выступления за клубы ФНЛ: «СКА-Хабаровск» и «Кубань». Зайти в премьер-лигу Юрию удалось благодаря терпящему бедствие «Анжи». Махачкалинцы пригласили вратаря перед стартом сезона 2018/19, но даже понятия не имели, как много этот голкипер будет тащить.
С двумя предыдущими клубами Юрию не очень повезло: долги по зарплате были и в «Кубани», и в «Анжи». Команды с Дюпиным в составе доживали последние дни. Теперь в совокупности оба клуба остались должны вратарю зарплаты на целый календарный год. Чтобы понимать, насколько тяжело пришлось Юрию, во время игры в «Анжи» он продал свою квартиру в Барнауле и залез в кредиты.
За прошедшие два года финансовая ситуация в жизни Юрия выправилась, а игра вышла на высокий уровень. В минувшем сезоне голкипер был в топе по количеству сухих матчей, а теперь своими спасениями помогает вернуть «Рубину» еврокубки. Вызов в сборную – очередное доказательство того, что даже длинный и тяжёлый путь иногда может привести к успеху.