Ламса нахваливал «Ак Барс», а к фанатам за него обратился Цулыгин. Так «Салават Юлаев» казанцы ещё не унижали

От вопроса об отставке уфимский главный тренер ускользнул даже после 0 - 4 в «зелёной серии».

«Ак Барс» обыграл «Салават Юлаев» в четвёртом матче серии (3:2) и вышел в финал Восточной конференции Кубка Гагарина. Ещё ни разу в своей истории уфимцы не проигрывали серию «всухую». В концовке казанцы дрогнули, но хозяева спохватились спасать серию слишком поздно. После матча игроки и тренеры «Салавата» вышли к фанатам, но получили лишь слова благодарности за сезон.

Главный тренер уфимцев Томи Ламса усмехнулся вопросу о его желании уйти в отставку. Фанатов «Ак Барса» всё-таки пустили на трибуну до исполнения гимна Башкортостана, несмотря на инцидент в третьем матче. Драки на льду болельщики так и не дождались, несмотря на призывы «убивать».

Кирилл Петров, Патрис Кормье и Харри Песоннен / фото: пресс-служба «Ак Барса»

«ХОККЕИСТЫ ПРИХОДЯТ И УХОДЯТ»

4 - 0 – как признались после четвёртой игры серии Дмитрий Квартальнов и Артём Лукоянов, никто в «Ак Барсе» не ожидал, что серия закончится такой убедительной победой казанцев. Команда первой среди всех вышла в финал конференции и сейчас ожидает победителя в другой паре «Авангард» – «Металлург» (2 - 1). Возможно, в тренерском штабе «Ак Барса» даже огорчены тем фактом, что серия с «Салаватом» не дала большого материала для анализа и разбора ошибок, который пригодился бы перед следующей серией. Казанцы не показали своих минусов, нейтрализовали все сильные стороны «Салавата» и уступили максимум пару периодов за всю серию. В Уфе, в свою очередь, теперь могут задуматься о масштабной перестройке всей команды.

После поражения хоккеисты и тренерский штаб «Салавата» вышли ещё раз на лёд поблагодарить и пообщаться с фанатами. К ним у команды вряд ли могут быть какие-то претензии. Они не устраивали скандалы и не подводили клуб, как это сделали те же казанские фанаты в третьем матче серии. Они сделали «Салават Юлаев» самой посещаемой командой сезона. Они до самого конца гнали игроков вперёд, когда не было уже и надежды. Благодаря им в концовке хозяева начали отыгрываться и вернули интригу – не серии, но хотя бы матчу. «В конце, конечно, шум трибун – попали под эту шугу-бугу. В общем-то, мы отскочили», – признался потом Дмитрий Квартальнов.

фото: пресс-служба ХК «Салават Юлаев»

Именно болельщики продолжают делать «Салават» главным спортивным брендом Башкортостана. Было бы странно, если бы к ним не вышли с объяснениями или хотя бы выражением признательности. Ещё ни разу в своей истории «Салават» не вылетал из плей-офф, проигрывая серию «всухую». Ещё более обидным провал делает вылет от самого принципиального соперника. Нельзя вот так вылетать от «Ак Барса». Просто нельзя.

«Не мы, не вы не хотели так быстро вылетать, но это жизнь – так случается, так бывает, – сказал один из лидеров фан-сектора команде. – Хочу сказать что хоккеисты приходят и уходят, а болельщики всю жизнь за «Салават». Прошу тоже поблагодарить их. Дома у нас реально, на мой взгляд, лучшая поддержка. И на выезде в каждом городе вас поддерживали. Любили. Мы в вас верили и верим. Мы всё равно с вами до конца. Кто останется, мы будем с вами будем еще больше, ещё сильнее. Мы верим, что в следующем сезоне мы завоюем Кубок. Цель у нас только одна – Кубок».


Фанаты попросили высказаться и представителей тренерского штаба, стоявших в сторонке от игроков. Разведя руки, слово взял Николай Цулыгин, пока Ламса молчал. Ничего особенного не сказал, просто выразил благодарность. Но показательно, что сделал это именно Цулыгин. Воспитанника уфимского хоккея любят больше любого другого представителя клуба. Даже больше Теему Хартикайнена. «Уфа-Арена» каждый раз взрывается, когда во время представления команд называют его имя. После рокировки на Ламсу его явно стали любить ещё больше. Ведь он переступил себя и согласился стать ассистентом у своего бывшего ассистента. Лишь бы остаться в родном клубе.

Виктор Козлов, Николай Цулыгин, Томи Ламса и Михаил Васильев (слева направо) / фото: пресс-служба ХК «Салават Юлаев»

Конечно, можно сказать, что Ламса не говорил из-за языкового барьера. Многие его бы просто не поняли. Но важен сам жест: Томи мог обратиться к фанатам лично, а не, как обычно, через прессу, и тот же Цулыгин мог всё перевести. Он мог сказать, что угодно, самую банальщину. Главное – сказать. Показать, что он ценит поддержку и, несмотря на провал, надеется на неё и дальше. Но он этого делать не стал и тем самым дал вспомнить, что во времена, когда главным тренером команды был Цулыгин, команда проходила и в финал конференции и никогда не проигрывала всухую.

ЛАМСА УХОДИТЬ НЕ НАМЕРЕН

Из-за подхода команды к болельщикам журналисты на послематчевой пресс-конференции ждали Ламсу гораздо дольше обычного. В это время сотрудники пресс-службы клуба не могли скрыть явную нервозность и досаду. Они пытались сохранять спокойствие, пока журналисты отпускали язвительные комментарии, в особенности в адрес Ламсы. Прессу попросили задавать вопросы только об игре. Но в регламенте КХЛ подобное не прописано. Все понимали, что главного вопроса не избежать. Он будет задан в любом случае. В той или иной форме его хотел задать каждый. Никто не собирался ждать пресс-конференции по итогам сезона.

Томи Ламса / фото: пресс-служба ХК «Салават Юлаев»

Когда тренер появился, ему сходу напомнили, что при нём «Салават» впервые проиграл в серии 0 – 4 и спросили, готов ли он «поступить по-мужски, признать собственный провал и уйти в отставку». У переводчика не сразу получилось донести суть вопроса. Когда Ламса, наконец, понял, то ухмыльнулся и попросил задать следующий вопрос. «По-мужски» ответить не вышло. Благодаря контракту на следующий сезон специалист может чувствовать себя спокойно, даже несмотря на провал.

Его главным аргументом было, что «Салават» при нём хотя бы немного, но прибавил и провёл один из лучших сезонов за последнее время. Словно между строк обращаясь к руководству он сказал, что положительные изменения может заметить тот, кто видит эти мелочи. Будто убеждал, что продление с ним контракта – правильное решение. Ламса признал ошибки в первых двух матчах серии. Однако последние два назвал одними из лучших в исполнении уфимцев в этом сезоне. Ламса сказал, что ему нужно время, чтобы обдумать ошибки и сделать изменения. Главное понять, как всё исправить. Словно он уверен в незыблемости своего положения.

Дмитрий Квартальнов / фото: пресс-служба «Ак Барса»

Финн только и делал, что нахваливал «Ак Барс», словно позиционируя «Салават» как команду на уровень ниже. «Мы не были готовы к уровню «Ак Барса». Они должны были пройти дальше. За последние три года мы впервые играли против такого мощного соперника. Это тот уровень хоккея, к которому мы должны стремиться. У «Ак Барса» все защитники сильные. Отмечу их прекрасную дисциплину. «Ак Барс» был самым мощным соперником из всех, которых мы могли бы встретить. Они оказались нам не по зубам», – краткая выжимка из ответов Ламсы. Подобное мог сказать тренер условного «Трактора», но не команды с сопоставимом «Ак Барсу» бюджетом.

Да, в целом вылет «Салавата» можно назвать и провалом менеджмента. Настолько состав казанцев выглядел ровнее. Но беззубая и даже безвольная игра, неспособность взять хотя бы один матч – это провал Ламсы. Ставка финна на своих звёзд не сработала. Оказалось, что при хорошей подготовке и разборе их можно закрывать и вдолгую, а не в одном конкретном матче, как это получилось у «Трактора».

Григорий Панин (слева) и Артём Лукоянов / пресс-служба «Ак Барса»

Ламса показал, что запасного плана у него не было. Никаких реальных изменений по ходу серии он внести не смог. Да, в последнем матче он немного удивил соперника. В изначальной заявке состав «Салавата» не отличался от того, что был в предыдущем. Но перед стартовым вбрасыванием стало понятно, что Ламса перетасовал тройки нападения, чуть равномернее распределив силы. Так во второе звено был переведён Хартикайнен. Квартальнов признал, что «Салават» доминировал в первом периоде. Но «Ак Барс» всё равно справлялся. Дожать и забить у уфимцев не вышло. Возможно бы получилось, наигрывай Ламса разные сочетания по ходу регулярного чемпионата.

Стоило казанцам чуть прибавить в скорости во втором периоде, как «Салават» посыпался. После третьего гола присутствовавшему на матче главе Башкортостана Радию Хабирову оставалось только разводить руками. Перед плей-офф Хабиров говорил, что даже «Ак Барс» для нынешнего «Салавата» – не предел. Он сильно ошибался.

Филип Ларсен, Джеф Плэтт, Теему Хартикайнен, Александр Кадейкин и Маркус Гранлунд / фото: пресс-служба ХК «Салават Юлаев»

Да, в концовке у уфимцев появилась небольшая надежда на спасение хотя бы одного матча. Ламсе ничего не оставалось, как снять вратаря, и казанцы слегка дрогнули. Финская тройка избавила себя от полнейшего позора и за счёт голевых передач каждый набрал хотя бы по одному очку в серии. Но и тут «Салават» всё равно не дожал. Да и победа уфимцев всё равно не вытекала бы из логики игры и всей серии. Поздно начинать играть, держась одной рукой за край пропасти.

КАЗАНЦЕВ ПУСТИЛИ НА ТРИБУНУ ДО ИСПОЛНЕНИЯ ГИМНА, НО УСИЛИЛИ ОХРАНУ

В подтрибунке «Уфа-Арены» до матча всё, казалось, было как обычно. Болельщики обсуждали игру, выстраиваясь в очереди за кофе, шаурмой и атрибутикой. Но так было не везде. Да и бросалось в глаза большее количество полицейских. Рядом с фанатским сектором «Ак Барса» царило напряжение. Всё из-за инцидента с сорванным казанцами гимном Башкортостана в третьем матче, превратившемся в политический скандал. В четвёртой игре руководство «Салавата» всё же разрешило фанатам «Ак Барса» заходить на трибуну до исполнения гимнов, хотя не хотела этого делать днём ранее, отправив запрос в КХЛ.

фото: пресс-служба «Ак Барса»

В «Салавате» решили не продолжать раздувать конфликт. Всё-таки «Ак Барс» извинился и привёл весомый аргумент, почему его болельщики так поступили. Уфимцы явно не захотели выглядеть совсем уж обиженными потерпевшими, учитывая, что Казань ещё и полностью доминировала по игре. Однако охрану на матче усилили, чтобы пресечь любые возможные потасовки. Нельзя было исключать появление особо ушлого уфимского фаната, желающего спросить с казанцев за поведение.

Зона рядом со входом на гостевой сектор была дополнительно огорожена. Помимо полицейских и стюардов там дежурили ещё и сотрудники ОМОНа, смотревшие на всех с опаской. «Вы кто? Пресса? Ну ладно, проходите», – сказал один из стюардов. Пропускали по билетам только фанатов «Ак Барсов». Всех остальных разворачивали и говорили идти к своему сектору в обход.

«Напоминаем, гимны поём громко», – говорил ведущий на матче. Однако реабилитироваться уфимским болельщикам за вялое исполнение гимна республики в прошлой игре, в том числе повлиявшего на поведение казанцев, так и не дали. Исполнения а капелла на этот раз не было, музыку не выключали до самого конца.

Александр Алексеев и Михаил Глухов / фото: пресс-служба «Ак Барса»

Но потасовки ожидались на льду. В последнем матче, когда терять уже нечего, казалось, что игроки «Салавата» наконец начнут отвечать на агрессию «Ак Барса» и кто-то полезет в драку. После стычки Григория Панина с Патрисом Кормье болельщики вопили: «Убивай!». Но краги за весь матч никто так и не скинул. Судьи мгновенно реагировали и разнимали игроков при любых стычках. Да и «Ак Барс» слегка убавил в агрессии, особенно после заброшенных шайб, уже добившись своего. У «Салавата» тоже никто так и не психанул.

«Завестись есть только один способ. Но это достаточно плохо. Заводиться и искать мотивацию надо с первых минут. Драка – это самый простой способ выплеснуть эмоции. Нужно поступать умнее», – сказал Александр Кадейкин. Жаль. Хорошая драка – единственное, что могло хоть как-то оживить серию. Игрой у «Салавата» так и не получилось.

Павел Коледов / фото: пресс-служба ХК «Салават Юлаев»

С другой стороны, уфимцев можно понять. Драка бы их тоже не особо красила, означая окончательную капитуляцию. Если не запомнились игрой, то выделимся хотя бы так и плевать на всё. Отвечать на агрессию и драться надо было раньше.

Кубок Гагарина. Восточная конференция. 1/2 финала. Четвёртый матч

Салават Юлаев (Уфа) – Ак Барс (Казань) – 2:3 (0:00:2, 2:1)
23 марта. «Уфа-Арена». 8070 зрителей 
0:1 Петров (Кормье, 36:49)
0:2 Воронков (Галиев, Бурмистров, 37:57)
0:3 Галиев (Лямкин, Воронков, 41:11)
1:3 Плэтт (Кадейкин, Хартикайнен, 55:31)
2:3 Кадейкин (Гранлунд, Маннинен, 56:17)
Вратари: Метсола (Тарасов, 41:11) – Рейдеборн
Счёт в серии: 0 - 4 (1:4, 1:2 ОТ, 1:2, 2:3)

Максим Иванов