«Салавату Юлаеву» нужно строить новую команду. Провал с «Ак Барсом» обнажил кризис идей

В определении будущего клуба сплошные противоречия.

Вылет «Салавата Юлаева» от «Ак Барса» «всхую» в полуфинальной серии Кубка Гагарина показал тупиковость нынешней стратегии развития клуба. Уфимцы больше не могут надеяться на одних легионеров, если хотят вновь быть полноценным топ-клубом. Философия главного тренера Томи Ламсы лишь усугубляет положение. При этом уже подписав с финном новый контракт в «Салавате» могут лишь надеяться, что он сможет измениться, пересмотрев свои принципы. Хотя глобально Ламса – это лишь следствие, а не причина.

СТАВКА НА ЛЕГИОНЕРОВ СЕБЯ ИЗЖИЛА

Сезон в целом и серия с «Ак Барсом» в частности показали, что ставка на первое звено больше не работает. В «Салавате» не первый год тратят крупные суммы на зарплаты звёздам, но раньше это имело смысл. Клуб мог тратиться и на легионеров, и на игроков остальных звеньев, вылезать за потолок зарплат и платить налог на роскошь. Проблемы вскрылись после введения жёсткого потолка зарплат в 900 млн рублей.

Графика: Альберт Мифтахутдинов, БИЗНЕС Online

Уфимцы в прошедшем для себя сезоне тратили на зарплаты легионеров 370 млн рублей, а это больше трети всей зарплатной ведомости. Три игрока «Салавата» входят топ-10 рейтинга зарплат КХЛ, по версии «Спорт-экспресса». Уникальны ли уфимцы в таком подходе? Нет. В топе также четыре игрока «Локомотива» и три – московского «Динамо». Нападающие Вадим Шипачёв и Дмитрий Яшкин вдвоём стоят всего на 5 млн дешевле, чем вся финская тройка «Салавата».

Однако, что регулярный чемпионат, что плей-офф показывают, что лучшего результата добиваются команды с более ровным составом. «Динамо» вообще выглядит, как идеологический брат «Салавата», пусть и лидеры команды – россияне. Москвичи уже очень близки к вылету в серии со СКА (1 - 3). Шипачёв, самый дорогой игрок лиги (120 млн) и лучший бомбардир регулярного чемпионата, уже не показывает свой лучший хоккей в решающих матчах.

Филип Ларсен, Джефф Плэтт, Теему Хартикайнен, Александр Кадейкин и Маркус Гранлунд / фото (здесь и далее): пресс-служба «Салавата»

У «Ак Барса», ЦСКА, «Авангарда» и «Металлурга» всего по одному игроку в топ-10 по зарплатам. У СКА и вовсе самый дорогой игрок Линден Вей получает только 60 млн. Казанцы закладывали зарплату Джастина Азеведо (85 млн) в бюджет перед сезоном, но уже давно расторгли с ним контракт. Но от расставания с многолетним лидером «Ак Барс» не стал глобально хуже. Возможно, его так и никем пока не восполненная потеря скажется на команде в будущих сериях. Но по «Салавату» казанцы спокойно проехались и так. С канадцем в составе провал уфимцев был бы ещё более явным. Если бы «Салават» неожиданно потерял Хартикайнена, то мгновенно бы стал середняком.

Конечно, это не значит, что платить явным лидерам существенно больше, чем остальным – это абсолютно неверная стратегия. Иногда это единственный из возможных вариантов сохранения команды в списке хотя бы номинальных претендентов. Это сейчас, задним числом, уже после провала, можно называть контракты Метсолы и Ларсена на 80 млн переоценёнными. Тимур Билялов и Адам Рейдеборн оба обходятся «Ак Барсу» меньше, чем «Салавату» один Юха. Метсолу подписывали как топ-вратаря после великого в его исполнении плей-офф 2019 года. Ларсена подписывали как защитника с уникальными атакующими навыками. Сложно найти ему подобного. Хартикайнен – полноценная суперзвезда лиги и уже практически живая легенда клуба. Его 90 млн оправданы, особенно на фоне того же практически не превосходящего статистически Шипачёва, получающего на 30 млн больше. По 60 млн на Маркуса Гранлунда и Саккари Маннинена – это вообще большая удача, учитывая их вклад в игру по ходу сезона.

Здесь уже нельзя избежать вопросов к генеральному и спортивному директорам уфимцев Александру Курносову и Виктору Чижову. Да, они выполнили главную задачу перед сезоном – восполнили, насколько это вообще было возможно, потерю Линуса Умарка в лице Гранлунда. Маркус, конечно, провалил серию с «Ак Барсом», как и все, но в остальном к нему не может быть претензий. Идеальный игрок за свои деньги. Но не покидает ощущение, что на одном Гранлунде менеджмент уфимцев и остановился. Да, они вложили в его подписание силы. Вовремя подкараулили Маркуса, так и не получившего весомую роль в НХЛ, договорились с ним на вменяемые деньги. Но на этом они словно посчитали, что их задачи выполнены. Ведь костяк лидеров, который должен приносить результат, сформирован. Доукомплектовывать состав можно уже будто по остаточному принципу.

Маркус Гранлунд

Команда просто не стала сильнее даже не бумаге. Михаил Науменков и Джефф Плэтт пришли уже по ходу сезона и не входили в изначальные планы. Первый больше запомнился глупыми удалениями в серии с «Трактором» и ошибками с «Ак Барсом». Второй неплохо начал, но как обычно ничего не показал в плей-офф. И этого стоило ожидать, если посмотреть на статистику Плэтта в Кубке Гагарина. Но ничего лучше на замену Никиты Сошникова, которого обменяли в ЦСКА на Науменкова, в Уфе найти не смогли.

Возвращение из «Филадельфии» Михаила Воробьёва было многообещающим. Помешала травма, но и до неё Михаил не начал оправдывать вложенные 40 млн. Евгений Бирюков должен был добавить опыта в защите. Но и сыграл он как ветеран на излёте карьеры – не лучше, но и не хуже. Изначально не виделось, что с ним «Салават» сильно прибавит в обороне. Как и с арендованным Александром Алексеевым. И уж тем более с Дмитрием Коробовым, не проходящим до этого в состав «Амура». Он сыграл за «Салават» всего в одном матче плей-офф, но получил 20 млн.

Уфимцам наконец стоит обратить внимание на путь «Ак Барса» в вопросе воспитанников. За счёт них в Казани и создаётся глубина состава. Можно дополнительно внести игрока в заявку. Можно внести его зарплату сверх потолка. Тот же Дмитрий Воронков – один из самых ярких игроков «зелёной серии» – не учитывается в потолке зарплат в этом и следующем сезонах. 11 очков «Ак Барса» в серии с «Салаватом» набрали игроки, прошедшие через систему клуба. В Казани не просто привлекают местных для галочки, но и доверяют им. Они понимают, что в них верят и продлевают с клубом контракты. Из Уфы воспитанники, скорее, бегут.

ФИЛОСОФИЯ ЛАМСЫ УСУГУБИЛА ПОЛОЖЕНИЕ

Но окончательно усугубило и обнажило проблемы «Салавата» даже не политика формирования состава, а замена главного тренера Николая Цулыгина на Ламсу. Уже нет смысла говорить, что рокировка выглядела максимально странно, ведь видимых причин для смещения Цулыгина не было. При нём «Салават» не проваливался. В первый сезон с ним уфимцы дошли до финала конференции. Во второй – взяли реванш у «Авангарда». Всё уже давно случилось. И новый контракт с Ламсой уже тоже подписан. Ведь дело в другом.

Томи Ламса

Да, при финне его соотечественники, за исключением Метсолы, продемонстрировали свои статистически лучшие сезоны. Конечно, в этом есть заслуга Ламсы. Ведь вся игра «Салавата» и строилась через легионеров. В больших матчах команда побеждала, только когда забивали они. Ламса предоставил им огромную свободу. Но остальные звенья играли совсем по-другому. Гораздо более зажато, схематично, по чёткому заданию.

Ведь Александр Кадейкин, Владимир Жарков, Дмитрий Кугрышев, Пётр Хохряков, Родион Амиров, Плэтт, Воробьёв – явно не игроки для команд из нижней части таблицы. Показателен случай с Сошниковым. Он ушёл не потому, что так захотел «злой» ЦСКА. Никита сам хотел уйти. Ему не нравился хоккей, насаждаемый Ламсой. Не нравилось, что ещё большая роль отводится легионерам. И он имел на это право. За сезон до этого он был лучшим снайпером «Салавата». И это при Умарке и Хартикайнене. Это после сезона с Ламсой Кугрышев с контрактом на 50 млн кажется переоценённым. Но он подписывал его при Цулыгине, когда показывал куда лучшую статистику. Вероятно и поэтому до травмы не так хорошо проявлял себя Воробьёв. Ладно ещё были возможности у Кадейкина, выходя в первой пятёрке во время большинства.

Александр Кадейкин

Цулыгин при практически идентичном по уровню составе не делал ставку на одних легионеров. Да и выходили они у него, порой, во втором звене. И не играли по 23 - 24 минуты, как это происходило при Ламсе. Томи весь сезон выжимал все соки из соотечественников. Они закономерно устали к серии с «Ак Барсом». Запасного плана у тренера так и не оказалось, альтернативные сочетания по ходу сезона он не наигрывал, что делал Цулыгин.

Обстоятельства сложились так, сделав Ламсу главным виновником. Хотя всё работает в связке. Вылет от «Ак Барса» – это в любом случае недоработка менеджмента. Но вылет без единой победы – это провал Ламсы. У «Салавата» был ресурс, чтобы зацепить минимум пару побед. Но зато «зелёная серия» показала тупиковость нынешнего пути развития клуба. В «Салавате» нужно строить новую команду. На уровне идеологии. Хотя с трудом верится, что тот же Ламса готов или сможет измениться. Люди вообще редко меняются.

Николай Цулыгин

У «Салавата» есть всё, чтобы вновь стать полноценным топ-клубом: арена, огромная лояльность болельщиков, сопоставимый с остальными бюджет. Пока нет понимания.

Максим Иванов