Проводить Зарипова, усилить штаб Квартальнова, сохранить Яруллина.
На этой неделе «Ак Барс» проиграл «Авангарду» в 7-м матче финала Восточной конференции Кубка Гагарина и завершил сезон. Хотя межсезонье официально стартует только 30 апреля (в этот день заканчиваются контракты), сейчас самый повод задуматься о дальнейших действиях.
Радикальных решений после поражения в «Ак Барсе» не будет, но «БИЗНЕС Online» предлагает ряд точечных изменений. А наших читателей мы приглашаем в комментариях соглашаться или же спорить с нашими авторами, а также делиться своими рецептами возвращения «Кубка Татарина» на родину в следующем году.
1. ОСТАВИТЬ КВАРТАЛЬНОВА
C одним из пунктов в нашем списке руководство клуба уже определилось. После вылета от «Авангарда» «Ак Барс» находился в двоякой ситуации. С одной стороны, команда дошла до финала Восточной конференции Кубка Гагарина и уступила там сильному сопернику в овертайме седьмого матча. С другой стороны, команда уперлась в потолок: она ни разу в серии не выиграла дома, не получила помощи от звездных легионеров и не всегда проявляла тактическую гибкость. Учитывая, что казанский клуб каждый сезон ставит задачу выиграть Кубок Гагарина, он не может быть доволен просто выходом в финал конференции, значит, за поражением могли последовать серьезные выводы.
Но, выбирая между революцией и эволюцией в межсезонье, «Ак Барс» остановился на втором. По нашей информации, работу с командой продолжит Дмитрий Квартальнов, а это значит, что общая концепция работы не претерпит изменений. Команда продолжит играть в быстрый и силовой хоккей с постоянным давлением. Сохранится и костяк российских игроков. Но это не значит, что клуб сможет совсем обойтись без перемен летом.
2. ОБНОВИТЬ И ОПТИМИЗИРОВАТЬ ШТАБ
У «Ак Барс» большой тренерский штаб. Только на скамейке запасных у Квартальнова работают четыре помощника – Павел Зубов, Игорь Горбенко, Евгений Перов и Сергей Абрамов. При этом есть еще Айрат Кадейкин, который стоит неподалеку и отвечает за работу с молодыми игроками, а также тренер вратарей Яакко Валкамаа.
Но много – не значит хорошо. К некоторым специалистам в штабе Квартальнова есть вопросы. Например, к Абрамову, который числится тренером вратарей, но фактически работает техническим администратором. До матча Абрамов бросает шайбы на лед, а во время игры считает броски по воротам. Никакой глобальной работы специалист не выполняет, но при этом уже больше десяти лет занимает место на скамейке. Могут сказать, что Абрамов своего рода талисман команды, но в топ-клубах так работу строить нельзя.
В прошлом году тренером вратарей «Ак Барса» стал финн Валкамаа. Для чего клубу нужен еще и Абрамов – большой вопрос. В клубе рассказывают, что Валкамаа работает с Адамом Рейдеборном, а Абрамов, якобы, с Тимуром Биляловым. Только для чего такие разграничения – непонятно. Ни в одном другом клубе КХЛ нет двух тренеров вратарей. Сергей Михайлович – легенда клуба, но уже давно не приносит удачу. Ему нужно сказать спасибо и красиво попрощаться.
То же самое касается Кадейкина. Минувшим летом он вошел в штаб Квартальнова и, как объясняли в клубе, должен быть отвечать за работу с молодёжью, помогать талантам с переходом из молодежной команды в главную. Только вот в минувшем сезоне практически никто из «Барса» в «Ак Барс» не перешел. Были лишь некоторые замены на несколько игр, когда бушевала эпидемия коронавируса. Большую часть сезона Кадейкин на тренировках оставался с запасными игроками и что-то им объяснял, а во время матчей для чего-то стоял возле скамейки.
Большие вопросы по минувшему сезону к Горбенко, который отвечает за игру нападающих и большинство. По итогам регулярного чемпионата «Ак Барс» был только восьмой командой по реализации численного преимущества, а в полуфинале Кубка Гагарина – худшей из оставшихся. В плей-офф казанцы реализовали только 7 из 44 попыток – это меньше 16%. Например, в серии с «Авангардом» казанская команда ужасно смотрелась в большинстве, хотя именно этот компонент мог стать ключевым в серии.
Горбенко уже больше шести лет работает с Квартальновым – они вместе ещё со времен ЦСКА. Но сейчас нужно объективно смотреть на ситуацию: если кто-то из тренеров не справляется со своими обязанности или банально не способен выполнять свои прямые функции, то с ним нужно прощаться. «Ак Барс» – не тот клуб, где можно просто занимать место и ни за что не отвечать.
3. ПОМЕНЯТЬ ПОДХОД К СЕЛЕКЦИИ
Перед нынешним сезоном казалось, что состав «Ак Барса» – один из самых сбалансированных в лиге. Казанский клуб одним из первых вошел под жесткий потолок зарплат (900 млн рублей), подписав при этом на флажке Найджела Доуса за 60 млн рублей и Стефана да Косту за 55 млн – двух опытных и техничных форвардов, которые должны были помочь команде.
В регулярном чемпионате к обоим нападающим не было вопросов. Доус и да Коста вели команду за собой, забросили на двоих 50 шайб и стали самыми результативными игроками. Однако в плей-офф лидерские качества иностранцев сдулись – на двоих они забросили всего четыре шайбы, в финале с «Авангардом» набрали только одно очко и оказались в запасе. Доус подтвердил статус некубкового игрока, который хорош только в регулярных чемпионатах, где больше простора и меньше борьбы. Да Коста же, по сути, предал команду – по ходу плей-офф вел переговоры с «Автомобилистом» и перестал бороться за «Ак Барс».
Но не только эти легионеры подвели команду. Провалились в плей-офф защитники Тревор Мёрфи и Микаэль Викстранд, проиграл конкуренцию Тимуру Билялову вратарь Адам Рейдеборн, а Харри Песонен, которого взяли после ухода Джастина Азеведо, совершенно не оправдал надежд. В плей-офф финский нападающий забросил всего одну шайбу, а в серии с «Авангардом» оказался в запасе. По большому счету, из легионеров не разочаровал только Патрис Кормье, сыгравший здорово на точке вбрасывания (лучший показатель в команде) и выполнявший большой объем черновой работы.
В решающих матчах – пятом и шестом – Квартальнов доверился только Кормье, а остальных иностранцев оставил в запасе. Это катастрофа, учитывая, что легионеры вообще-то должны быть на голову выше остальных в команде, для этого их и берут. У того же «Авангарда» именно иностранцы – Оливер Каски и Вилли Покка – решили исход седьмого матча, забросив три шайбы из четырех.
Слабая игра легионеров – просчёт менеджеров казанского клуба. «Ак Барсу» стоит поменять стратегию поиска. Найти сытых Доуса и Да Косту, которые и так были на виду, взять Песонена, который полсезона провел в «Металлурге», – это легко. Намного сложнее открывать новых звезд.
На примере «Витязя» или «Авангарда» мы видим, что в КХЛ можно привозить перспективных легионеров за небольшие деньги. Вопрос лишь в знании иностранных рынков. Качественные приобретения делают разницу для команды – так было, когда в «Ак Барсе» играли Джастин Азеведо или Иржи Секач. Даже приезд Антона Ландера за большие деньги в свое время был успехом. Найти подобных игроков, возможно, не получилось из-за пандемии: она отменила чемпионат мира и плей-офф иностранных чемпионатов, где открываются яркие имена. Но в этом году этот фактор уже не играет большой роли, и все турниры проходят в штатном режиме.
4. СОХРАНИТЬ ЛИДЕРОВ
На следующий сезон только у 12-ти игроков «Ак Барса» есть действующие контракты. Среди них, что важно, есть вратарь Билялов, защитники Дмитрий Юдин и Даниил Журавлев, нападающие Кирилл Петров, Артем Лукоянов, Артем Галимов, Дмитрий Воронков, Михаил Фисенко и Михаил Глухов. Если говорить про атаку, то все форварды – ключевые игроки команды, которые составят костяк и в следующем сезоне. Но очевидно, что «Ак Барсу» при этом необходимо усиление легионерских позиций, о чем было сказано выше. Также важно договориться о новых контрактах с ключевыми игроками, у которых они заканчиваются.
После 30 апреля контракты истекают сразу у 16-ти игроков казанской команды. Со всеми договариваться о новых соглашениях не надо – многих нет никакого смысла сохранять в составе. В первую очередь речь идет о Доусе, да Косте, Викстранде, Романе Любимове, Викторе Тихонове и Песонене. Эти игроки точно не усилят команду в следующем сезоне. Менеджерам клуба нужно подумать и насчет вратаря Рейдеборна. Швед здорово смотрелся в регулярном чемпионате, но в плей-офф проиграл конкуренцию Билялову. Нужно ли его сохранять за 30 млн рублей – большой вопрос.
В первую очередь «Ак Барсу» предстоит всеми возможными способами сохранить Альберта Яруллина. 27-летний защитник – ключевой игрок обороны и многолетний лидер команды. Прошлым летом клуб отказался давать ему многолетний контракт и предложил скромную зарплату в 40 млн рублей. Этой весной Яруллин станет неограниченно свободным агентом – любой клуб лиги сможет забрать его без выплаты компенсации, поэтому «Ак Барсу» придется бороться за игрока с другими командами и предложить лучшие условия. Приоритетом для коренного казанца всегда будет родной клуб, но и «Ак Барс» должен сделать своему ведущему игроку достойное предложение.
Также новые контракты стоит предложить защитникам Никите Лямкину, Андрею Педану, Кристиану Хенкелю и нападающему Илье Сафонову. Ко всем четырем игрокам не было серьезных вопросов по нынешнему сезону: все трое защитников – основные в обороне казанской команды, а Сафонов – молодая звезда. Еще один неограниченно свободный агент в «Ак Барсе» – нападающий Александр Бурмистров. По ходу сезона он был игроком ротации, но в серии с «Авангардом» его игра преобразилась. Бурмистров бился за родную команду и был одним из лучших на точке вбрасывания. За него, с учетом статуса свободного агента, будет борьба на трансферном рынке, поэтому «Ак Барсу» нужно будет приложить усилия, чтобы сохранить своего воспитанника.
Намного тяжелее будет сохранить Станислава Галиева. 29-летний нападающий после 30 апреля впервые станет неограниченно свободным агентом. По итогам минувшего плей-офф Галиев стал третьим игроком команды по результативности после Воронкова и Петрова. По нашим данным, сохранить результативного форварда у «Ак Барса» шансов мало. На игрока серьезно претендует московское «Динамо», которое готово дать ему хорошую зарплату и место в первом звене с Вадимом Шипачевым. По информации «БИЗНЕС Online», Галиев, несмотря на четыре сезона в «Ак Барсе», выберет родную Москву и «Динамо», в котором начинал карьеру.
5. КРАСИВО ПОПРОЩАТЬСЯ С ЗАРИПОВЫМ
Среди тех, с кем команде, по всей видимости, придется расстаться, отдельный разговор – о Данисе Зарипове. К сожалению, для «Ак Барса» в этом сезоне фактор капитана не стал ключевым. Он вообще не сработал, как это было, например, во время чемпионства 2018 года. Большую часть нынешнего сезона Данис пропустил, а потом и получил травму перед самым стартом плей-офф. Во время кубковых матчей игрок лечился и вообще мог выбыть до конца сезона, но врачи в итоге разрешили ему вернуться в состав.
Нападающий мог сыграть еще по ходу серии с «Салаватом», но необходимости в этом не было – «Ак Барс» и без него легко разобрался с принципиальным соперником. Ожидалось, что возвращение легенды случится во время финала конференции с «Авангардом», если у команды будут проблемы. Эти самые проблемы возникли после двух проигранных стартовых матчей, Квартальнову пришлось вернуть в состав 40-летнего ветерана. Увы, Зарипова хватило только на две игры в Балашихе – в этих матчах нападающий выглядел неплохо, старался создавать моменты для партнеров и разнообразить игру. Результативными действиями он не отметился, а в следующих трех матчах выглядел только хуже.
Зарипов часто не успевал за скоростями финала и оказывался по ходу матчей на скамейке запасных – вместо него выходил 19-летний Сафонов. В седьмой игре, например, легендарный форвард сыграл 1 минуту и 48 секунд. Минувший розыгрыш плей-офф оказался антирекордным для Зарипова – он впервые в карьере не набрал ни одного очка в кубковых матчах. Понятно, что их было всего пять, а среднее игровое время не превышало 9 минут, но все же. Зарипов наверняка подбадривал команду вне льда и был вожаком в раздевалке, но достаточно ли этого для зарплаты в 60 млн рублей? Очевидно, что нет. Как очевидно и то, что Квартальнов больше не нуждается в хоккеисте Зарипове.
Казанскому клубу необходимо сказать спасибо капитану и красиво с ним попрощаться. Возможно, подписать контракт с ним на один день или на предсезонном турнире осуществить мечту Даниса – дать ему сыграть в одном звене с сыном Артуром. Совершенно точно – поднять его игровой свитер под своды «Татнефть Арены». Кто знает, может, «капитану Татарстан» найдется место в клубной системе.
6. НАЙТИ БОЛЬШУЮ ЗВЕЗДУ
У нынешнего состава «Ак Барса», если сохранить всех лидеров, есть потенциал на несколько лет вперед. Лукоянову всего 32 года, одному из лидеров нападения Петрову – 31, а главному защитнику Яруллину всего 27 лет. С этим составом можно добиваться успеха, если его грамотно усилить летом и найти качественных легионеров, которые не провалятся в плей-офф и не будут во время решающих игр договариваться с другими клубами.
Но даже этому составу нужна будет звезда после ухода Доуса, да Косты и, скорее всего, Зарипова. В решающей игре с «Авангардом» мы увидели, что в ключевой момент матча команду за собой повели молодые Воронков, Галимов и Сафонов. Это здорово, когда в команде есть талантливая молодёжь, которая не боится брать на себя ответственность. Но эта молодежь не всегда играет стабильно. В любом топ-клубе должна быть смесь из молодых и талантливых, а также звездных и опытных.
Если с Зариповым все-таки расстанутся, то «Ак Барсу» нужна будет новая глобальная звезда. Не только сильный игрок на площадке, но и хоккеист с именем. В «Авангарде» есть Илья Ковальчук, в СКА – Антон Бурдасов, в «Салавате» – Теему Хартикайнен, в московском «Динамо» – Шипачев. Найти игрока такого калибра будет сложно – звезд в КХЛ с каждым годом все меньше. Талантливые и сильные массово уезжают за океан, но менеджерам казанского клуба все-таки нужно напрячься. В казанском клубе всегда было на кого посмотреть – Андрей Марков, Азеведо, Секач или даже Доус с да Костой, которые хоть и провалились в плей-офф, но зрелищно играли в регулярном чемпионате.
Сейчас такой звезды и лидера нет. Есть свои ребята – Яруллин, Петров и Лукоянов, есть талантливая молодежь – Воронков и Галимов. Теперь нужен звездный лидер, который всех этих ребят объединит вокруг себя. И, что немаловажно, будет любим болельщиками.
С деньгами у «Ак Барса» этой весной проблем не будет – после ухода только Доуса, да Косты и Зарипова под потолком освободятся больше 170 млн рублей. В Швейцарии здорово смотрится бывшая звезда «Металлурга» Ян Коварж, там же зажигает легенда «Салавата» Линус Умарк. Почему бы и нет? В НХЛ как минимум есть Алекс Гальченюк, которого постоянно обменивают, но на уровне КХЛ он может быть звездой. Варианты есть – нужно искать и пробовать.
7. НАЙТИ ПЕРВОГО НОМЕРА ИЛИ ПОМЕНЯТЬ ПОДХОД К БИЛЯЛОВУ
В межсезонье клубу предстоит решить и вратарский вопрос. Скорее всего, клуб покинет Рейдеборн. Он не сильнее Билялова – это мы увидели в плей-офф, а держать вратаря-легионера на хорошей зарплате (30 млн рублей) нет никакого смысла. Это место может занять собственный талантливый воспитанник, но только при условии, что в команде будет сильный первый номер. В свое время такими были Андреас Нильссон, который тащил команду в сезоне 2014/15, когда «Ак Барс» проиграл в финале СКА, и Эмиль Гарипов – лучший вратарь КХЛ в чемпионском сезоне 2017/18.
К Билялову не может быть больших претензий. В плей-офф вратарь вообще вынужден был играть с травмой. Он здорово смотрелся в играх с «Авангардом». Да, ошибся в решающем матче, пропустив необязательную шайбу от Каски. Но одна ошибка – это не катастрофа, тем более, что «Ак Барс» после этого гола отыгрался и даже вышел вперед.
И все же «Ак Барсу» нужен сильнейший первый номер. Готов ли Билялов к этой роли? Минувший сезон не дал очевидного ответа. Казанский воспитанник, скорее всего, будет одним из главных кандидатов на роль вратаря сборной России на чемпионате мира. Но это не показатель, потому что сильных российских вратарей в КХЛ просто нет. Например, в полуфиналах Кубка Гагарина Билялов был единственным вратарём с российским паспортом.
«Ак Барсу» необходимо либо искать нового вратаря, либо поменять подход к работе Билялова. Говорят, он своеобразно подходит к тренировочному процессу – не всегда выкладывается на тренировках, потому что надеется на свой талант. Но даже талантливому вратарю необходимо развиваться и улучшать свои навыки. Пока Билялов ещё способен играть на высоком уровне с таким подходом в работе, но в будущем это непременно скажется на его игре.