В суперлиге есть явный след США. Американский капитал захватывает европейский футбол

Дело не только в закрытом формате.

Сегодня в европейском футболе произошла революция. 12 топ-клубов («Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Челси», «Арсенал», «Ливерпуль», «Тоттенхэм», «Реал», «Барселона», «Атлетико», «Ювентус», «Милан» и «Интер») объявили о запуске суперлиги. Лиги чемпионов в привычном её понимании больше не будет.

Хотя суперлига планирует выбирать пять из 20-ти участников на основе результатов в национальных чемпионатах, по своей сути это закрытый турнир на манер НБА или НХЛ. Клубы-основатели входят в совет директоров, принимают все важные решения и распределяют прибыль между собой. И американское влияние в концепции нового турнира не случайно.

Винисиус Жуниор / фото: Ruben Albarran, PRESSINPHOTO, globallookpress.com

АМЕРИКАНСКИЙ БАНК

Уже известно и подтверждено, что генеральным спонсором нового турнира станет JP Morgan. Это американский финансовый холдинг, образовавшийся после слияния нескольких крупных банков. Сейчас он входит в четвёрку крупнейших банков США. Холдингу принадлежат акции на миллиарды долларов таких компаний, как Microsoft, Apple, Amazon, Pfizer, Netflix, Coca-Cola и многих других.

В спорте банк спонсирует команду НБА «Голден Стэйт». Новейшая арена в Сан-Франциско, построенная в 2019 году, носит имя банка. Со следующего сезона его также будет носить баскетбольная арена в «Филадельфии». Теперь банк вложится и в европейский футбол. JP Morgan намерен вложить в суперлигу около 5,3 млрд евро. Банк сразу же подогревает клубы деньгами. Около 3,5 млрд пойдут именно 15 клубам-основателям. Каждый из них получит гораздо больше, чем победитель Лиги чемпионов.

Средства банк рассчитывает вернуть за счёт будущих доходов от продажи прав на трансляции. Например, за последний допандемийный сезон 2018/19 УЕФА только на этом заработала 2,4 млрд евро, а ещё 400 млн на продаже коммерческих прав. Также сообщалось, что стриминговый сервис DAZN готов платить суперлиге за права 3,5 млрд евро. Однако вскоре бродкастер опроверг данную информацию. Но желающие заполучить права за самый яркий футбольный турнир наверняка найдутся. Это вполне может быть и один из американских бродкастеров.

У США нет возможности организовать у себя самую статусную футбольную лигу за которой следит весь мир, как это произошло в случае с хоккейной НХЛ и баскетбольной НБА, Местная футбольная МЛС так и останется нишевой лигой. Все звёзды исторически играют в Европы. Но и это не столь важно. Главное, что теперь американский капитал будет фигурировать и играть большую роль в европейском футболе.

ТРЕТЬ КЛУБОВ СУПЕРЛИГИ ПРИНАДЛЕЖАТ АМЕРИКАНЦАМ

И не столь удивительно, что сразу несколько клубов суперлиги принадлежат именно американским владельцам, а именно «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал».

«Ливерпуль» управляется инвестиционной компанией Fenway Sports Group, которой также принадлежит бейсбольный «Бостон Ред Сокс» и половина акций гоночной команды NASCAR Roush Fenway Racing. Владелец FSG – американский бизнесмен Джон Генри. Компания приобрела английский клуб в 2010 году на грани банкротства за 500 млн долларов. За 10 лет «Ливерпуль» полноценно вернулся в футбольную элиту, выиграл долгожданную АПЛ и ЛЧ, а также стал одним из самых прибыльных футбольных клубов Европы. Сейчас «Ливерпуль» стоит уже около 2,4 млрд долларов. Кстати, в 2011 году 2% акций команды купил баскетболист Леброн Джеймс. Он партнёр FSG.

Юрген Клопп слева) и Джон Генри / фото: imago sportfotodienst, globallookpress.com

«Манчестер Юнайтед» владеет семья Глейзеров, которым также принадлежит клуб НФЛ «Тампа-Бэй Баккэнирс». В 2003 году Малькольм Глейзер приобрел свои первые 3% акций клуба. К 2005 году он постепенно увеличивал свою долю, практически доведя её до 100%, получив полный контроль над клубом. Это позволило ему изменить статус «МЮ» с ОАО на частную компанию и снять акции клуба с торгов на бирже. Подобное поведение не сильно было по нраву многим болельщикам команды. Им не нравится, что для американцев «МЮ», по сути, просто бизнес. Вероятно, так и есть. Но, в любом случае, клуб, оцениваемый в 3,8 млрд долларов, до сих пор остаётся одним из самых дорогих в мире. Совладелец клуба Джоэл Глейзер, к слову, стал вице-президентом новой суперлиги наряду с Андреа Аньелли из «Ювентуса». 

С «Арсеналом» всё чуть сложнее. Владелец клуба – Стэн Кронке. Помимо «канониров», ему принадлежат команды НХЛ («Колорадо»), НБА («Денвер), НФЛ («Лос-Анджелес) и МЛС («Колорадо»). По сути, Кронке – владелец самой большой спортивной империи. Первые акции «Арсенала» он купил в 2007 году, также постепенно наращивая свою долю. Американец выиграл затяжную войну за владение клубом у российского олигарха Алишера Усманова. Сейчас Кронке принадлежит 97% клуба. Болельщики «Арсенала» вряд ли когда-либо будут признаваться ему в любви. При нём команда перестала быть полноценным претендентом на чемпионство в Англии и даже хотя бы на участие в Лиге чемпионов. В отличие от того же «МЮ». «Арсенал» приносит Кронке прибыль, которую он не особо охотно расходует на нужды и усиление команды. Ещё и на «Эмирейтс» – домашнем стадионе команды – самые дорогие билеты в АПЛ. И это несмотря на отсутствие результатов.

Пока вы спали, топ-клубы организовали бунт в европейском футболе. Какой будет первая суперлига в истории?

«ПСЖ» отказывается из-за денег, «Бавария» – из-за принципов. Кто из клубов против суперлиги?

Максим Иванов