Евролига – то, о чём футболистам остаётся только мечтать.
Суперлига только запустилась, а уже потеряла половину участников. Шесть английских клубов объявили о выходе из турнира, и теперь впору говорить, что амбициозный проект, который рассчитывали запустить уже 20 августа, так и останется проектом.
На ситуацию в футболе с ощущением дежавю посмотрели в баскетболе. В начале нулевых богатые европейские клубы также взбунтовались против международной федерации и отобрали у неё право проводить турниры.
КАК НАЧИНАЛСЯ КОНФЛИКТ ФИБА И ЕВРОЛИГИ
Сейчас в европейском баскетболе есть две силы – Евролига и ФИБА. Первая – относительно успешный коммерческий проект. Он пользуется поддержкой крупных спонсоров и телевещателей. Там играют лучшие клубы континента. Вторая организовывает турниры сборных и пытается всячески сместить Евролигу в клубном баскетболе.
В
прошлом веке ФИБА, а вернее её европейское
подразделение, владела монопольным
правом на организацию еврокубков. Отбирались
туда команды по спортивному принципу, через победы в национальных чемпионатах. При
этом за участие клубы сами платили взносы федерации баскетбола. Саму ФИБА, конечно, такое положение дел устраивало. Организация
особо не заботилась о маркетинговой
составляющей и коммерциализации
турниров. Но грандам это надоело.
В 2000 году ведущие клубы взбунтовались и под эгидой УЛЕБ создали свою Евролигу. До этого главный клубный турнир Старого света назывался Кубком европейских чемпионов. Там уже внедрили чёткую систему призовых для клубов. ФИБА попытались подавить восстание, организовав свою Супролигу, заручившись поддержкой некоторых российских, турецкий, греческих и израильских клубов. Так, например, в первом розыгрыше Евролиги не участвовали ЦСКА, «Панатинаикос», «Маккаби», и «Эфес», без которых сложно представить нынешний турнир.
Но двоевластие продлилось всего год. Евролига сразу же начала восприниматься, как более статусный турнир. Первую битву ФИБА проиграла. Постепенно Евролига взяла под свой контроль и второй по силе клубный турнир, который ныне известен как Кубок Европы. Со временем Евролига становилась всё более закрытым турниром. Изначально в нём участвовало 32 команды. Затем количество участников сокращалось до 24, а затем и 18-ти.
Раньше прямые путёвки в Евролигу получали национальные чемпионаты – Единая лига ВТБ, Адриатическая лига и чемпионат Германии. С текущего сезона эта практика отменена. Право на участие в Евролиге стабильно получают 11 клубов, обладающих лицензиями постоянных участников, два обладателя двухлетнего wild-card, победитель Кубка Европы (а при некотором сценарии и второй финалист), а также три обладателя wild-card, рассчитанного на один сезон. Схожую систему хотела и футбольная суперлига. Стабильными участниками там станут 15 клубов-основателей (известно только о 12-ти), а остальные пять будут приглашаться.
После долгого перерыва в 2016 году ФИБА попыталась исправить положение и вернуть себе контроль над клубным баскетболом. В 2015-м федерация предложила всем клубам Евролиги с лицензий А перейти в свой новый турнир - Лигу чемпионов ФИБА. Но никто не согласился. Тогда ФИБА переключилась на команды из Кубка Европы. Организация учла прошлые ошибки и и предложила командам большие призовые, чем у второго по силе турнира конкурента. Так ФИБА удалось переманить турецкие «Галатасарай» и «Дарушафаку», ещё недавно выступавших в Евролиге за счёт побед в Кубке Европы.
ФИБА ТОЖЕ ГРОЗИЛА ИГРОКАМ ОТСТРАНЕНИЯМИ
Одним из рычагов давления УЕФА и ФИФА могло стать отстранение игроков суперлиги от матчей сборных. ФИБА пыталась заниматься подобным, но получилось не очень. Когда организация пыталась насаждать свою Лигу чемпионов, то предупредила национальные федерации о возможной дисквалификации сборных со всех турнирах, если клубы из их стран продолжат выступление в турнирах Евролиги. Большинство федераций требования проигнорировали. Дисквалифицировали ли кого-то на Евробаскете-2017? Нет. Кому нужен турнир без Испании, Франции, Греции, России? Максимум, что сделала ФИБА, это не пригласила обслуживать матчи арбитров, сотрудничавших с Евролигой.
Но слегка насолить конкуренту у ФИБА всё же вышло. В 2017 году организация внедрила «окна» для квалификационных матчей чемпионата мира. Матчи сборных пересекались с уже запланированным и утверждённым календарём турнира. Номинальной причиной называлась возможность для болельщиков наблюдать за играми национальных команд чаще и по ходу всего сезона, а не только в один месяц лета. Хотя больше это виделась именно как попытка доставить проблем конкуренту. Евролига предлагала новый календарь, но получила отказ.
Евролига публично не запрещала игрокам участие в матчах сборных. Но многие сильные игроки в расположение своих национальных команд так и не приехали. В итоге проиграл болельщик. Когда вы в последний раз видели, например, Алексея Шведа в отборочных матчах? Команды НБА своих игроков по ходу сезона не отпускают, почему должны в Евролиге? Ведь причина обоснованная. Только в регулярном чемпионате команды там играют по 30 матчей. Добавим ещё 24 игры в Единой лиге ВТБ или, например, 36 – в чемпионате Испании. Клубный календарь очень плотный. В футболе же перерывы на матчи сборных объяснимы. Команды там играют гораздо реже.
Но в футбольном конфликте сейчас всё гораздо сложнее. В баскетболе ведущие лиги и клубы поддерживают именно Евролигу. Футбольную суперлигу пока поддерживают только её богачи-основатели. При этом резко против перемен высказались все ведущие национальные чемпионаты. Из-за этого суперлига пока совсем не выглядит, как вершина пирамиды клубного футбола. Многими топ-клубы воспринимаются сытыми котами, которым всё мало. Но и вряд ли кто-то хочет терять великие команды, за которые болеют миллиарды. Лигам ещё предстоит выработать новую систему сдержек и противовесов. В отличие от Евролиги основатели суперлиги пока не выглядят теми, кто может диктовать свои условия с позиции силы.