Автором суперлиги называют не только Переса, но и Аньелли из «Ювентуса». Что движет им и почему его слушают?

Перевод колонки The Athletic.

Президент «Ювентус» Андреа Аньелли – один из ключевых людей суперлиги. Именно его председатель совета директоров нового турнира Флорентино Перес («Реал») назначил своим заместителем, и именно на него обрушился с критикой президент УЕФА Александер Чеферин, обвинив итальянца во лжи.

Ранее Аньелли был президентом Ассоциации европейских клубов и официально высказывался против идеи объединения топ-клубов в одну закрытую лигу. Как показало время, он вёл подковёрные игры, несколько лет планируя революцию с другими топ-клубами. Как только суперлига вышла из тени, Аньелли покинул ассоциацию. Ночью из суперлиги вышли английские клубы и тем самым новый турнир лишился половины из 12-ти известных участников. И хотя Перес не отказался от планов на суперлигу, он и Аньелли потерпели поражение. Реализовать идею в этом году будет уже невозможно.

Если Перес обладает огромным политическим весом и уже давно в элите европейского футбола, Аньелли стартовал сравнительно недавно (в 2010 году), а его клуб не добивался тех успехов, что «Реал». Но почему Андреа уважают и прислушиваются к нему? Почему именно он все эти годы убеждал УЕФА в необходимости реформ? Откуда у него взялась идея-фикс, что клубный футбол нужно подстроить под нужды молодёжи? Визионер ли он или же безумец, желающий больше власти и денег? Об этом в колонке для The Athletic рассуждает журналист Джеймс Хорнкасл.

Ниже – перевод текста.

«АНЬЕЛЛИ – НЕ ФУТБОЛЬНЫЙ НУВОРИШ, КАК НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ»

Великий Серджио Маркионне говорил: «У крупного бизнеса может быть один управленец». Президент «Ювентуса» Андреа Аньелли знает об этом не понаслышке. В 2003 году его отец Умберто назначил Маркионне генеральным директором «Фиата», чтобы кардинально поменять автомобильного гиганта. Тот не только улучшил положение дел в «Фиате», но и открыл для бизнеса совершенно новую эру. 

Андреа Аньелли / фото: Marco Alpozzi, Keystone Press Agency, globallookpress.com

Похоже, Аньелли хочет сделать то же самое с футбольной индустрией. Как казалось последние пять лет, он единственный настаивал на реформах в европейском футболе. Но молчание его коллег не означало, что он одинок. 

Как председатель Ассоциации европейской клубов (с этого поста он уже ушёл в отставку), Аньелли выступал в качестве громоотвода. Его единомышленники чувствовали себя комфортно, пока тот бросал вызов всей футбольной структуре. Они настаивали на реорганизации, но оставались в тени, поддерживая того лишь советами. Теперь всё это кажется революцией, смелой и провокационной. 

Аньелли – это не футбольный нувориш, как некоторые другие инвесторы, стоящие за клубами суперлиги. «Ювентус» управляется семьёй Аньелли почти 100 лет. Столетие её отношений со «старой синьорой» отпразднуют в 2023 году. Аньелли буквально вырос в клубе. Пересмотрите записи матчей «Ювентуса» из 90-х, и вы мельком увидите, как он в свои 20 с небольшим лет ходит рядом командой. Он вплетен в ткань клуба и знает футбол изнутри.

Некоторые считают, что он, будучи болельщиком, должен всё понимать ещё лучше. Ведь Аньелли – не заочный администратор и имеет прямое отношение к клубу, которым он управляет, и к спорту, в котором он работает. Он находится в офисе каждый день и пошёл по стопам отца, став президентом. Футбол – его призвание, хотя, возможно, так считает только он.

Как и отец Умберто, Андреа не просто так носит свою фамилию. Его дядя Джанни был самым известным из Аньелли. Его двоюродный брат Джон Элканн возглавляет Exor – семейный холдинг с активами в 172,6 миллиарда евро. «Ювентус» – далеко не самый крупный актив Exor в сравнению с Ferrari и с недавних пор Stellantis – транснациональным слиянием Fiat и французского производителя автомобилей, стоящего за Peugeot и Citreon, PSA Group. Например, Ferrari в 2019 году принесла доход в 3,7 млрд евро. «Ювентус» получил чуть более 600 млн. При этом клуб, один из крупнейших в наиболее популярном виде спорта, приносит огромный культурный капитал.

Джанни Аньелли (в центре) / фото: Maule, Fotogramma, Keystone Press Agency, globallookpress.com

Андреа – четвертый из Аньелли, ставший президентом «Ювентуса». И он соблюдает семейные традиции. Однако роль, которую он исполняет для Элкана и Exor, тем не менее, не слишком отличается от того, что Эд Вудворд делает для Глейзеров в «Манчестер Юнайтед» или Марина Грановская для Романа Абрамовича в «Челси». Но это долг, который он исполняет с большим успехом. 

Несмотря на всё злорадство к Аньелли после его слов об «Аталанте» (он заявил, что итальянскому клубу нечего делать в Лиге чемпионовред.), он проделал большую работу по возвращению родного клуба к статусу одного из сильнейших в мире. Даже с учетом недавних позорных вылетов из Лиги чемпионов от «Аякса» и «Порту».

Люди забывают, в каком состоянии находился «Ювентус» до того, как он стал президентом в 2010 году. Команда впервые в истории вылетела в низшую лигу из-за скандала с договорными матчами. Также «старая синьора» лишилась первого места в Deloitte Football Money League – рейтинге клубов по их доходу. С тех пор она его так и не вернула. В то время выручка «Ювентуса» сократилась с 251,2 млн евро до 145,2 млн. А телевизионные и и коммерческие контракты должны были быть пересмотрены после печально известного вылета. Ушли такие игроки, как Златан Ибрагимович, Лилиан Тюрам, обладатель «Золотого мяча» Фабио Каннаваро, Патрик Виейра и Джанлука Дзамбротта

Павел Недвед (слева) и Андреа Аньелли / фото: Keystone Press Agency, Massimo Paolone, Lapresse, globallookpress.com

«Ювентус» быстро вернулся обратно благодаря Джанлуиджи Буффону, Алессандро дель Пьеро, Джорджо Кьеллини и Павлу Недведу. Но бренд пострадал, а экономические потери были серьезными. Клуб не попал в Лигу чемпионов в четырёх сезонах из шести, а регулярное участие там становилось всё более прибыльным.

«НАША НОВАЯ ЦЕЛЬ – МИЛЛЕНИАЛЫ, ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ» 

Разрыв между «Ювентусом» и его европейскими сверстниками увеличивался. А сократить его смог Аньелли, став президентом в 2010 году. Что бы вы о нем не думали, успех последних девяти лет поразителен и не должен восприниматься, как должное. Аньелли унаследовал команду, которая финишировала седьмой. Быстро исправить положение не вышло. Год спустя они оказалась на том же месте. Его первое кадровое решение – назначение главным тренером Луиджи Дельнери – провалилось. И трансферы Милоша Красича и Хорхе Мартинеса (помните их?) также не оправдали себя. 

«Ювентус» не мог привлечь топ-игроков – им отказал Антонио ди Натале. В итоге Аньелли рискнул и назначил бывшего капитана команды Антонио Конте, который вывел «Сиену» в Серию А. Хотя до этого он был уволен из «Аталанты» всего после трёх месяцев работы. Бесплатное подписание Андреа Пирло из «Милана» и открытие нового стадиона неожиданно вернули «Ювентус» на вершину итальянского футбола. Иногда казалось, что успех дался им очень легко. Хотя это не так. 

«Ювентус» заслужил собственное доминирующее положение. Он извлёк выгоду из длительного упадка миланских клубов и начал прогрессировать в Лиге чемпионов, безошибочно выступая в Серии А. Сезон без поражений, кампания с 102 очками, первый Кубок Италии за два десятилетия, два финала Лиги чемпионов за четыре года, серия сложных перестроек и переход от временного места для Поля Погба к пункту назначения для Криштиану Роналду. При Аньелли «Ювентус» снова стал востребованным и авторитетным. Несмотря на всю значимость его фамилии, именно данный успех придал его мнению вес и обеспечил большее влияние в игре.

Криштиану Роналду / фото: Marco Alpozzi, Keystone Press Agency, globallookpress.com

Под его руководством выручка «Ювентуса» выросла почти на 200%, но по-прежнему составляла примерно половину от того, что заработала «Барселона» в сезоне 2018/19. Финалы Лиги чемпионов в Берлине в 2015 году и в Кардиффе в 2017 году, где их победили Лионель Месси, Неймар и Луис Суарес, а затем Роналду, Гарет Бейл и Карим Бензема, были большими достижениями. «Ювентусу» пришлось бороться изо всех сил, чтобы остаться в десятке денежного рейтинга Deloite. 

Раньше Аньелли говорил, что «Ювентус» болтался между вагонами первого и второго класса сверхскоростного поезда европейского футбола. У клуба нет телевизионных контрактов АПЛ или государственной поддержки. Аньелли пришлось рисковать и вводить новшества. Смена логотипа, ставка на лайф-стайл бренд, подписание контракта с одним из самых известных людей в мире, который выигрывал «Золотой мяч» пять раз, были следующим этапом для «Ювентуса». «Мы должны становится всё популярнее и популярнее», – говорил Аньелли во время презентации нового лого.

«Наша новая целевая аудитория – это не фанаты классического футбола, а миллениалы, женщины и дети. Мы должны спросить себя, о чём думает маленькая девочка из Шанхая и миллениалы из Мехико», – этим и руководствовался его подход к реформе европейского футбола. Девиз «Ювентуса» – «Живи будущим» – показывает одержимость Аньелли тем, что интересует поколение Z. Как можно привлечь их внимание? Можно ли это сделать футболом в том виде, в каком мы его знаем? Видимо, он так не думает. Это одни и те же команды, до тошноты играющие снова и снова, без риска вылететь?

Андреа Пирло / фото: imago sportfotodienst, globallookpress.com

«Каким будет футбол в 2040 году?» – спросил Аньелли в статье, опубликованной в начале года. Бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч, любил говорить: «Изменитесь прежде, чем это потребуется». Этой линии особенно любит придерживаться Аньелли, и он руководствуется ей в футболе. Он выступал за реформирование спорта ещё до того, как разразился коронавирус. Но пандемия ускорила процесс. Время перемен, похоже, настало для ведущих клубов. Они не могут больше ждать. 

Несмотря на все разговоры о жадности и обогащении богатых, 12 участников суперлиги в прошлом сезоне потеряли 1,2 млрд фунтов стерлингов. В новом турнире  учредители получат призовые, столь необходимые во время кризиса, и больше контроля над своей судьбой. Посмотрим, что они с этим сделают, потому что теперь они сами по себе. Название статьи, которую написал Аньелли («Как создать лучшее шоу на земле»), – ключ к пониманию событий последних дней. Это подчёркивает, насколько важны для футбольной элиты качество управления и сильные решения. 

«Организаторы / регулирующие органы – не главные действующие лица (ими должны считаться игроки) и не инвесторы (владельцы)», – написал Аньелли для итальянской онлайн-газеты Linkiesta. – Но они управляют игрой, обналичивают деньги и принимают решения. Когда есть постоянный рост, структурные проблемы скрыты. Но когда случаются сбои, изменения неизбежны». Эти изменения произошли сейчас. Но действительно ли фанаты хотят перемен? Судя по враждебной реакции, ответ – категорическое «нет». 

Дядя Аньелли - Джанни - говорил: «Я люблю будущее и люблю молодых людей. Моя жизнь всегда была рассчитана на будущее». Его племянник и другие клубы, участвующие в Суперлиге, делают огромную ставку. Ещё неизвестно, окупится ли она.

Максим Иванов