Генеральный менеджер объяснил, почему в команде нет Гранкина и Пашицкого.
Легендарный Сергей Тетюхин в июле поедет на свою седьмую Олимпиаду – теперь как генеральный менеджер сборной России. Этот пост он занял в марте 2019 года. Сейчас национальная команда в Новогорске готовится к старту в Лиге наций (28 мая), по ходу которой будет определяться состав команды на Игры в Токио.
В интервью «БО Спорт» Тетюхин рассказал о главной сложности будущего «пузыря» в Римини, полезном универсализме Дмитрия Мусэрского и Максима Михайлова, а также об открытии новой арены в Белгороде.
– Сергей Юрьевич, у Италии к Олимпиаде готовятся 30 игроков, у Польши и многих других сборных в заявке на Лигу наций по 18 волейболистов. Почему у России изначально было только 16 игроков?
– Это оптимально для тренировочного процесса. Кроме того, лично я не вижу сильных кандидатов, которых ещё нужно дополнительно смотреть и проверять. Везти больше игроков только для количества мы не увидели смысла. Эти 16 человек – это те ребята, из которых потом будут выбраны 12 игроков на Олимпиаду.
У всех будет шанс зарекомендовать себя в Лиге наций. Именно в Италии будут сделаны предварительные выводы по составу на Олимпиаду, если, конечно, не будет никаких форс-мажоров. Они случаются. Например, на днях на тренировке голеностоп подвернул блокирующий Иван Яковлев. Мы потеряли его на несколько недель, он пропустит Лигу наций, но остаётся в обойме.
«ПАШИЦКИЙ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВЫЗОВА В СБОРНУЮ»
– Сейчас у сборной - два связующих, два либеро. Есть игроки, которые в случае чего смогут экстренно приехать в сборную?
– Да, конечно, запасные варианты есть. Это опытные ребята, которые уже показали себя и возможности которых хорошо известны тренеру. Например, если говорить о связующих, то это Александр Бутько. Но опять-таки ехать на Лигу наций с тремя связующими не было смысла. Одному во время тренировочного процесса приходилось бы стоять в сторонке.
– После публикации расширенного состава вопросы у болельщиков вызвало разве что отсутствие связующего Сергея Гранкина.
– В первом расширенном составе он был, но в данном случае важное значение играет определённая тактика и видение главного тренера. У него есть уверенность в Игоре Кобзаре, место в сборной своей яркой игрой в клубе заслужил Павел Панков. Гранкин в картину главного тренера пока не вписывается. Но опять-таки, до начала Олимпиады у всех есть шансы, все на карандаше. Перед Олимпиадой в Лондоне Гранкин тоже не был на сборах, но потом заскочил в последний вагон.
– Много говорилось о перспективах в сборной России игроков, которые недавно получили российское гражданство, – Ореола Камехо и Дмитрия Пашицкого. Почему их нет в составе?
– У Камехо так и не разрешились проблемы с документами. Что касается Пашицкого, то он был среди кандидатов в сборную, но после приглашения подумал и ответил, что не вытянет сезон в сборной. Если у человека нет большого рвения и желания, то смысла затягивать в команду его нет.
Пашицкий объяснил, почему отказался от приглашения в сборную России
– Дмитрий Мусэрский тренируется как диагональный?
– Да, но разумеется тренеры держат в уме его возможности как блокирующего. Этот универсализм важен, особенно с учётом того, что на Олимпиаду можно взять всего 12 игроков. Поэтому все возможности надо использовать. Для команды огромнейший плюс, когда волейболист может сыграть на нескольких позициях. Тот же Макс Михайлов – универсальный солдат. Может сыграть и в диагонали, и в доигровке, причём на одинаково высоком уровне. Это классно.
– Почему на всех волейбольных турнирах в заявку давно можно включать 14 игроков и только на Олимпиаде – 12?
– Мне самому интересно, тоже не понимаю этого. Много кому задавал этот вопрос, но никто не дал чёткого ответа. Одно понятно – этот вопрос в юрисдикции Международного олимпийского комитета, а не международной федерации волейбола, которая уже давно перешла на заявку в 14 игроков. Пока же тренерам перед Олимпиадами приходиться кроить составы, ломать голову, кого отцепить. В каких-то линиях нужно жертвовать игроками. В этом плане универсализм игроков вдвойне ценен.
«В КЛУБНОМ СЕЗОНЕ ПРИЯТНО УДИВИЛИ ПАНКОВ И ВЛАСОВ»
– Кто вас больше всего впечатлил и приятно удивил по итогам минувшего клубного сезона?
– Безусловно, Паша Панков. Он сильно прибавил и теперь мы возлагаем на него большие надежды в сборной. Также отмечу прогресс Ильи Власова. До этого у него было два непростых сезона. Он играл не на том уровне, который мы хотели видеть от него в сборной. Минувший сезон всё перевернул и исправил. Думаю, это совокупность большой работы и самого Власова и тренерского штаба «Динамо».
Сложно ещё кого-то выделить. Остальные ребята показали примерно тот уровень, который от них ожидали. К сожалению, некоторым сильно мешали травмы. Виктор Полетаев практически полсезона не играл, потерял много времени и игровой практики. Егор Клюка испытывал проблемы с плечом. Сейчас с этим всё нормально.
– Перед этим сезоном новым помощником Туомаса Саммелвуо стал Игорь Шулепов. Чьё это решение?
– Оно совместное. Даже не помню, кто первым предложил кандидатуру Игоря, но все её поддержали – и Александр Ярёменко, и Туомас, и я. Шулепов хотя и молодой тренер, но уже прошедший определенный самостоятельный путь. Опять-таки, любой главный тренер выбирает себе помощника, который будет разделять его основные взгляды, но при этом уметь предоставить альтернативное мнение. Сейчас я вижу, что у них есть хорошее взаимопонимание и взаимное доверие – это радует.
– У вас огромный опыт выступления на Олимпиадах. В подготовке к этому турниру есть какие-то особенности или всё стандартно?
– В целом всё стандартно. Единственное – ещё выше ответственность при подготовке тренировочной программы. Турнир довольно затяжной и тренерскому штабу важно правильно рассчитать состояние команды, причём как физическое, так и моральное. Чтобы к главным матчам она не проскочила свой пик или наоборот не дошла до него. Здесь всё тонко и многое зависит от тренерского искусства.
«КОМАНДА МЕСЯЦ БУДЕТ ЗАПЕРТА В ОТЕЛЕ»
– Та же Италия дала понять, что Лига наций у неё не в приоритете. Какие задачи у России на этот турнир?
– Выиграть, попутно решая свои задачи по подготовке к Олимпиаде. Разумеется, мы не будем стремиться к победе любой ценой, жертвуя здоровьем игроков и так далее. Будет ротация, будут играть все, поскольку тренерскому штабу важно всех посмотреть. Ребятам нужно набрать игровую форму, не забывая при этом и про тренировочный процесс, и про результат.
– Матчи с предстоящими соперниками по группе на Олимпиаде (США, Бразилия, Аргентина, Франция) будут особенными?
– Олимпиада ещё далеко, но, безусловно, матчи с этими командами в Лиге наций могут дать дополнительную информацию, возможность подметить какие-то нюансы. Думаю, в Лиге наций у всех будет совершенно разная тактика и играть одной шестёркой все 15 матчей никто точно не станет. Ждём матчи с большим интересом, всё-таки сборные не играли уже с осени 2019 года.
– Уже во втором туре у России матч с Ираном под руководством Владимира Алекно.
– Будет любопытно посмотреть, как изменилась команда при Алекно. Безусловно, его назначение дало дополнительный интерес к этой сборной.
– Лига наций из-за пандемии коронавируса пройдёт в «пузыре». Какие требования предъявляются к участникам?
– Всё очень строго. Если ты нарушаешь определенные границы, тебя могут без разбирательств отправить домой. Игроки всегда должны быть в масках, никаких рукопожатий и общения с соперниками. Насколько я понял, при опробовании зала даже не будут впускать в раздевалки с душем – из автобуса идёшь в зал, потом сразу садишься и уезжаешь. По сути, целый месяц делегация не должна покидать отель, за исключением выезда на арену.
Думаю, это будет психологически тяжело. В принципе, сборами на месяц-полтора никого не удивишь, но обычно во время них есть возможность выйти в город, пойти погулять. А тут команда будет заперта в отеле с возможностью выхода только на тренировки и игры. Но все в равных условиях, надо будет потерпеть. Думаю, возможность попасть в олимпийскую команду будет мотивацией для ребят справиться с этим испытанием.
Сейчас игроки тоже никуда не выбираются из Новогорска. Выходные проводят вместе. У нас активный капитан Игорь Кобзарь, который не даёт никому скучать, организовывает мероприятия: в один день ребята готовили плов, в другой – стейки. Это и отдых, и тимбилдинг.
«ПАВЕЛ ТЕТЮХИН БЫЛ В РАСШИРЕННОМ СОСТАВЕ СБОРНОЙ»
– Вы в пятницу съездили на открытие новой 10-тысячной арены в Белгороде. Как впечатления?
– Даже сложно подобрать слова. Крутая, классная, суперсовременная арена – в России немного таких. Очень рад, что она появилась в Белгороде. В следующем сезоне «Белогорье» уже должно проводить там все домашние матчи.
Конечно, очень хочется, чтобы с переездом на новую арену началась новая эпоха побед «Белогорья», чтобы команда снова засияла, как в своё время в «Космосе». Болельщики уже соскучились по медалям. Мне тоже этого очень сильно хочется – это родная для меня команда.
– В которой ещё и играет ваш сын. Как вы оцениваете игру Павла в минувшем сезоне?
– Из-за травмы он потерял полтора - два месяца. Такие моменты неизбежны в спорте, но надеюсь, что у него их будет меньше. Без травм будет проще. В целом он на правильном пути, потенциал хороший. Нужно работать, чуть-чуть обрасти опытом, мясом, мышцами. Смотрю на них с Егором Сиденко. Вроде уже по 20 лет, но пока всё равно как дети.
– У Павла Тетюхина есть шансы в будущем попасть в сборную России?
– Он был в самом первом расширенном списке. Причём без всяких преференций. Весь сезон играл в составе, был лидером «Белогорья», по цифрам в разных элементах игры у него всё в порядке. Если бы не травма, вполне мог бы поучаствовать в сборах.
– Белгород построил крутую арену, но всё-таки не примет матчи чемпионата мира-2022?
– На данный момент всё так. Белгород идёт как резервный город. Честно говоря, не интересовался строительством арены в Кемерове, но получается что в случае форс-мажора Белгород уже готов принять матчи – арена соответствует всем международным требованиям.