Что будет с «Уфой» без финансирования? Мы видим три сценария

Продать игроков, стать фарм-клубом либо закрыться.

На этой неделе «Уфа» отправилась на второй учебно-тренировочный сбор в Австрию. Ранее клуб даже подписал трёх новичков. Кажется, что «Уфа» функционирует в штатном режиме. Но главный вопрос – финансирования – до сих пор неясен.

От привычного и главного источника финансирования – «Регионального фонда», принадлежащего правительству Башкортостана, – в клуб не поступали средства уже полгода. По сути, «Уфа» продолжает существовать на то, что осталось. При том, что в прошедшем сезоне бюджет клуба и так был урезан наполовину, и, вполне вероятно, вскоре деньги могут закончиться.

Ещё в начале июня глава республики Радий Хабиров анонсировал встречу с футбольной общественностью, на которой должен был прояснить все моменты. Но за три недели она так и не состоялась. Вероятно, Хабирову пока просто нечего сказать. Денег нет. И обнадёживать клуб, как это было в ситуации с «Тамбовом», он не хочет.

Сейчас главный вопрос, как «Уфа» собирается выбираться из сложившейся ситуации. Пока видны три явных сценария возможного развития событий.

СЦЕНАРИЙ ПЕРВЫЙ: МАССОВАЯ РАСПРОДАЖА

С первых лет в РПЛ «Уфа» зарекомендовала себя как клуб, который может находить, развивать и продавать игроков. Практически каждый год «Уфа» поставляла как минимум по одному футболисту в российские топ-клубы. В допандемийные времена она была одним из самых прибыльных клубов лиги, зарабатывая на трансферах 30 - 40% от своего бюджета. Благодаря продаже прошлым летом Даниила Фомина (3,5 млн евро), Сильвестра Игбуна (2 млн) и Остона Урунова (1 млн) «Уфа» пережила сокращение финансирования и даже смогла помочь деньгами «Салавату Юлаеву».

Логично подумать о таком варианте и сейчас. Другое дело, что сейчас ярких и перспективных игроков, на которых мог бы быть широкий спрос, у «Уфы» нет. Нет нового Фомина, доросшего за год до попадания в заявку сборной России на Евро-2020, Ивана Облякова, Дмитрия Живоглядова, Андрея Лунёва. И уж тем более нет нового Александра Зинченко, как и нового Игоря Дивеева. «Уфа» провела слабый сезон и до последнего тура боролась за выживание. К тому же, сказался временный уход Шамиля Газизова в «Спартак», который до этого регулярно находил самородков.

Но всё же хоть какие-то активы у «Уфы» остались. Представим, что клуб выставил их всех на трансфер и принялся предлагать другим командам. И посчитаем, сколько он примерно может заработать. Трансферную стоимость возьмём по данным Transfermarkt.

Джемал Табидще / фото: пресс-служба «Уфы» (здесь и далее)

Самый ценный актив «Уфы» сейчас – Джемал Табидзе. 25-летний грузинский защитник играет в клубе с 2017 года и сейчас оценивается в 2,5 млн евро. Далее – 34-летний Александр Беленов, также играющий с 2017-го. Опытный вратарь – самый надёжный игрок нынешней «Уфы». Он мог бы пригодиться любому российскому топ-клубу, пусть и в качестве дублёра. Беленова оценивают в 1,2 млн.

Следом идёт Владислав Камилов, перешедший в прошлом сезоне из «СКА-Хабаровска». 25-летнего полузащитника оценивают в 1 млн. Сказалось яркое выступление Камилова в весеннем матче со «Спартаком» (3:0), в котором он оформил дубль. Всего в прошедшем сезоне РПЛ он забил 4 гола и отдал 1 результативную передачу.

Владислав Камилов (справа)

Другой полузащитник Артём Голубев также оценивается в 1 млн. 22-летний воспитанник «Краснодара» был выкуплен «Уфой» летом 2020-го, а до этого сезон играл в аренде. Пока на его счёту - 1 гол. Наравне с Камиловым неплохо себя проявил Филип Мрзляк. 28-летний хорватский полузащитник присоединился к команде по ходу сезона в качестве свободного агента. Мрзляк – лучший бомбардир «Уфы» в прошедшем сезоне. Он так же, как и Камилов, забил 4 гола, но сделал это за меньшее количество матчей. За полгода стоимость Филипа выросла до 900 тыс.

Алексей Никитин играет за «Уфу» с 2015 года. Сейчас 29-летний защитник оценивается в 800 тыс. Выкупленный у ЦСКА Тимур Жамалетдинов стал лучшим бомбардиром команды с учётом матчей Кубка России. Всего он забил 7 голов. Его цена – 700 тыс. Во столько же оценивается Вячеслав Кротов. На счету 28-летнего нападающего, перешедшего ещё в 2015 году из «Спартака», в прошедшем сезоне 3 гола.

Тимур Жамалетдинов

Итого получается 9,8 млн евро или около 852 млн рублей. Практически стандартный годовой бюджет клуба. Но нужно учесть, что несмотря на наш идеальный сценарий, спроса на игроков нет. И если их и будет возможно продать, то явно по уценёнке. Разделим как минимум на два и получим 426 млн. Если регион найдёт ещё 100 - 200 млн, команда сможет дотянуть хотя бы до конца сезона и надеяться на выправление финансовой ситуации в республике.

На место ушедших игроков клуб будет искать варианты с арендами (так «Уфа» делала весь прошлый сезон), свободными агентами и привлекать игроков из школы. И их уровень однозначно будет ниже. А значит риск вылета в ФНЛ будет высок как никогда.

СЦЕНАРИЙ ВТОРОЙ: СТАТЬ ФАРМ-КЛУБОМ ИЛИ НАЙТИ ИНВЕСТОРА

Супруга владельца «Спартака» Леонида Федуна Зарема Салихова, ставшая в июне одним из главных ньюсмейкеров российского футбола, написала в своём телеграм-канале: «Мне пишут, что Шамиль Газизов несколько раз встречался с Еленой Илюхиной (председателем совета директоров «Зенита» – ред.). К чему бы это? «Уфа» будет новым фарм-клубом «Зенита»?»

К словам Салиховой стоит относиться с осторожностью, учитывая её вендетту с Газизовым, который собирается отсудить у «Спартака» 300 млн рублей. Но ранее о сценарии, который описала она в телеграме, говорил и сам Газизов.

Шамиль Газизов

Ещё год назад во время активных переговоров с «Ред Булл» генеральный директор «Уфы» говорил: «Уже давно вели с ними переговоры, ещё два года назад начали эти движения. Играли с ними на австрийском сборе в июле 2018 года, начали чуть-чуть цепляться, потихонечку разговаривать. Это не только «Ред Булл», со всеми ведём переговоры. Мы и с «Зенитом» вели переговоры: «Давайте сотрудничать». Это не секрет».

Неофициальными фарм-клубами «Зенита» считаются «Сочи» и «Оренбург», который, правда, сейчас не выступает в РПЛ. Владелец «Сочи» – петербургский бизнесмен Борис Ротенберг, годами сотрудничающий с «Газпромом». К тому же «Сочи» – это бывшее петербургское «Динамо». А у «Оренбурга» и «Зенита» фактически один генеральный спонсор. Всё тот же «Газпром».

В этом плане у Уфы нет таких же связей с Санкт-Петербургом и крупнейшей российской энергетической компанией. Конечно, «Газпром» сотрудничает с Башкортостаном. В частности, в регионе функционируют две дочерние компании «Газпром межрегионгаз Уфа» и «Газпром газораспределение Уфа». Но в финансировании профессионального спорта они замечены не были.

Фото: БИЗНЕС Online

На этой почве также можно вспомнить о связях с «Ред Булл» и City Football Group, с которой «Уфа» начала сотрудничество после продажи в «Манчестер Сити» Зинченко. Единственное, переговоры были на фоне выхода «Уфы» в еврокубки, когда клуб удивлял всех своей самоокупаемостью. Сейчас клуб стал менее привлекательным. И за год мировая экономика с последствиями пандемии не справилась. Также можно вспомнить, что в Башкортостан приезжали представители турецкого «Фенербахче». На встрече с Хабировым они обсуждали вариант со строительством нового стадиона. Старые контакты можно активировать уже в другой плоскости.

СЦЕНАРИЙ ТРЕТИЙ: ЗАКРЫТИЕ КЛУБА

Очевидно, худший вариант. Но остаётся только он, если два предыдущих не сбудутся, а регион так и не возобновит поддержку. Крупный бизнес в Башкортостане продолжает чувствовать себя неважно. Неизвестно, улучшатся ли дела «Башнефти», которая в этом году из-за убытков почти ничего не перечислила в казну республики, из-за чего в бюджете региона образовался дефицит. Но и это будет известно только в конце 2021 года. Сейчас денег на большой спорт в регионе нет. И даже если они найдутся, скорее поддержка будет оказана «Салавату Юлаеву».

Остаётся надежда на БСК (Башкирскую содовую компанию), которая ранее и выступала главным спонсором «Уфы». Дела у «Соды» лучше, чем у «Башнефти». К тому же, ранее контрольный пакет акций компании был передан под управление республике. А сама БСК по итогам первого полугодия показала чистую прибыль в 7,8 млрд рублей, что на 35% выше аналогичного показателя прошлого года. Возможно, именно это и спасёт футбол в Башкортостане.

Александр Беленов

Но с ответом пока тянут. При этом новый сезон РПЛ стартует уже через месяц. И «Уфе» желательно получить финансовые гарантии до его начала. Иначе клуб рискует повторить судьбу «Тамбова». Лучше сняться с чемпионата до его начала, чем потом мучиться весь сезон.

Вариант с закрытием клуба начал обсуждаться ещё месяц назад. Такой исход предлагали Хабирову некоторые советники. Учитывая, что ситуация до сих пор не прояснилась, вариант продолжает рассматриваться и сейчас.

Ликвидация «Уфы» – удар по престижу Башкортостана. Но где взять деньги – непонятно

Максим Иванов