История одной скрытой аренды: почему «Ак Барс» не смог вернуть Мусина из «Спартака»

Красно-белые не захотели следовать устному соглашению.

Несколько дней назад защитник «Спартака» Дамир Мусин подписал контракт с «Витязем». Сам по себе переход из одного клуба в другой ничем не примечателен – 26-летнего защитника точно нельзя назвать звёздным игроком.

Однако трансфер, как стало известно «БИЗНЕС Online», сам по себе скандальный. Мусин находился в «Спартаке» в скрытой аренде, куда его отправил «Ак Барс» два года назад. Этим летом казанский клуб планировал вернуть своего воспитанника, но не смог – в «Спартаке» отказались его возвращать.

Дамир Мусин (слева) и Тимур Билялов / фото: официальный сайт Ак Барс

У «АК БАРСА» БЫЛИ ПЛАНЫ НА МУСИНА: ЛИБО ПРОДАТЬ, ЛИБО ОТПРАВИТЬ В «НЕФТЯНИК»

Мусин в сезоне 2019/20 провел за «Ак Барс» только один матч и большую часть времени находился в «Барсе». Тогда стало очевидно, что защитник не подходит новому главному тренеру Дмитрию Квартальнову, но при этом на игрока был спрос среди клубов КХЛ. В казанском клубе решили не «мариновать» своего воспитанника в фарм-клубе и обменяли его в «Спартак» на форварда Вячеслава Лещенко, который в «Ак Барсе» не задержался и спустя пару месяцев перешёл уже в «Сочи».

По факту же казанский клуб отправил Мусина в скрытую аренду. Хотя на тот момент она ещё была не легализована в КХЛ, клубы активно практиковали её. Они договорились между собой на устной основе или на честном слове, а через какое-то время возвращали игроков обратно. Это был не первый и не последний подобный случай. «Ак Барс», отправляя Мусина в аренду в «Спартак», давал ему игровое время, так как при Кваратальнове места в составе у него не было. Сам же московский клуб фактически за бесплатно получал защитника неплохого уровня. Как рассказывают источники «БИЗНЕС Online», в Мусине на тот момент сильно был заинтересован тогдашний главный тренер «Спартака» Олег Знарок, который в своё время вызывал защитника в сборную России.

Дамир Мусин / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

При этом Мусин в «Спартаке» всё равно не смог полноценно проявить себя. Если в сезоне 2019/20 он провел 27 матчей в регулярном чемпионате и шесть – в плей-офф, то в минувшем сезоне он сыграл только 28 игр, а затем был отправлен в «Химик» – фарм-клуб московской команды в ВХЛ. «Ак Барс» этим летом планировал вернуть игрока обратно: со «Спартаком» была устная договорённость, что казанцы смогут сделать это, если возникнет такая потребность. К тому же, самому «Спартаку» Мусин был не нужен. В казанском клубе планировали  вернуть защитника и продать его в другой клуб примерно за 3 млн рублей. Понятно, что сумма по меркам КХЛ небольшая, но это хотя бы какая-то компенсация за то, что клуб в своё время вложил в игрока – воспитал его и открыл дорогу в большой хоккей.

Также рассматривался вариант с арендой в «Нефтяник». С нового сезона альметьевский клуб уже официально станет еще одним фарм-клубом «Ак Барса» в ВХЛ, и сейчас команда активно нуждается в усилении состава. Недавно «Нефтяник» покинул многолетний лидер команды и капитан Динар Хамидуллин, поэтому сейчас в Альметьевске активно ищут сильных игроков обороны. Мусин, отыгравший последние два сезона в КХЛ, мог бы помочь «Нефтянику».

Однако «Ак Барс», отправив два года назад защитника в аренду и согласовав при этом все условия с руководством «Спартака», вернуть Мусина обратно уже не смог. На днях он перешел в «Витязь», и казанцы потеряли права на него.

 В «СПАРТАКЕ» ВСЁ ОТРИЦАЮТ

Теперь главный вопрос: как так произошло? Понятно, что скрытая аренда в КХЛ на тот момент была запрещена и фактически весь трансфер Мусина держался на честном слове. При этом нужно понимать, что практика таких переходов существовала давно и клубы активно пользовались ей. Они договаривались между собой, часто ничего не документировали, но затем поступали по-джентльменски и возвращали игроков обратно.

В этот раз данная схема сломалась из-за одного фактора – в «Спартаке» этой весной сменилось руководство клуба. В марте новым председателем наблюдательного совета стал Олег Усачёв, ранее работавший в «Тракторе», а непосредственно хоккейными делами стал руководить спортивный директор Роман Беляев, который вместе с Усачёвым переехал из Челябинска в Москву. С приходом нового руководства полностью обновился не только тренерский штаб, но и весь офис клуба. Вплоть до того, что клуб покинули все сотрудники пресс-службы и SMM.

Роман Беляев (справа) / фото: БИЗНЕС Online

Позиция нового руководства клуба по аренде Мусина оказалась жесткой. Как объяснил нашему изданию в московском клубе, ни о какой, якобы, скрытой аренде защитника в «Спартаке» они не знали и не собирались  возвращать игрока в «Ак Барс». Они готовы были продать Мусина в Казань, но не возвращать.

Беляев по-своему прав. Его не должны волновать дела прежнего руководства. Тем более, что он действительно мог не знать ни о каких-то договорённостях между двумя клубами. При этом нельзя признать и тот факт, что новый спортивный директор «Спартака» юлит и, скорее всего, всё-таки знал про аренду Мусина. Дело в том, что в клубе из прежнего руководства остался Алексей Жамнов. Сейчас он – советник председателя наблюдательного совета «Спартака», а до этого долгое время был генеральным менеджером и напрямую руководил всеми хоккейными процессами. Именно с Жамновым «Ак Барс» два года назад договаривался о скрытой аренде Мусина, и вряд ли сейчас функционер не поставил в известность нового спортивного директора.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

Новому руководству «Спартака» и тренерскому штабу Мусин оказался не нужен. Клуб, как стало известно нашему изданию, не сделал игроку контрактное предложение, и он стал неограниченно свободным агентом. В итоге игрок бесплатно ушел в «Витязь». Почему «Спартак» не стал делать игроку предложение, чтобы закрепить за ним права и попытаться его продать хотя бы за небольшие деньги – непонятно. По другой версии, о которой стало известно «БИЗНЕС Online», Мусин выкупил свой контракт у «Спартака».

«Спартаку» же формально «Ак Барс» ничего не может предъявить, кроме как нарушение джентльменского договора. С одной стороны, с новым руководством никто не договаривался об аренде Мусина. С другой, «Спартак», отказав «Ак Барсу», всё равно отдал Мусина бесплатно в «Витязь» и ничего на этом не заработал. После этой истории между двумя клубами уже вряд ли возможны нормальные отношения.

О ПОЛЬЗЕ ЛЕГАЛИЗОВАННОЙ АРЕНДЫ 

По итогам минувшего сезона КХЛ приняла решение легализовать аренду в КХЛ. Разговоры об этом ходили весь год, и на заседании совете директоров лиги её наконец-то разрешили. Ранее виделись все факты нарушения, но ничего сделать не могли – факт аренды доказать было практически невозможно. Всё оформлялось как обычный трансфер: игрок переходил в один клуб, а через некоторое время возвращался обратно.

Теперь КХЛ не только легализовала аренду, но и объяснила механизм её работы. Так, например, отправить и принять у себя клубы могут не более трёх хоккеистов до 22 лет и одного не более 24 лет. При этом принимать более двух хоккеистов из одного и того же клуба запрещено. Клубы могут отправить в аренду хоккеиста с 1 мая до 27 декабря включительно до конца сезона. При этом важно учесть, что у хоккеиста, которого отдают в аренду, срок контракта с его командой должен быть минимум на две и более сезонов.

На бумаге легализованная аренда выглядит идеально. Теперь между клубами не будет никаких устных договорённостей, и ситуация между «Ак Барсом» и «Спартаком» вряд ли повторится. Если бы аренда существовала еще два года назад, то казанский клуб сейчас бы без проблем вернул игрока обратно.

Руслан Васильев